Шиян Ольга Александровна
Должность: доцент Дирекции образовательных программ МГПУ, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка
Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент
ShiyanOA@mgpu.ru
+7 (499) 132-35-09
- Образовательные результаты дошкольного и школьного образования
- Когнитивная психология дошкольника в культурно-исторической традиции
- N. Veraksa, A. Belolutskaya, I. Vorobieva, E. Krasheninnikov, E.
Rachkova, I. Shiyan, O. Shiyan. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results Psychology in Russia:
State of the Art, 6, 2, 2013. 65−77. - Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016 — № 7. — С. 58−69.
- Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36»// Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2. — С. 16−31.
- Igor Shiyan, Olga Shiyan, Aleksander Veraksa & Nikolay Veraksa Preschool teacher par-ticipation in Russia: Background, system and modern trends. // Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care. Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition. Edited by Sivanes Phillipson, Susanne Garvis, Routledge, 2018.
- Igor Shiyan, Olga Shiyan, Alexander Veraksa, Nikolay Veraksa Early childhood education and care in Russia: different contexts of cultural-historical theory. // International Perspectives on Early Childhood Education and Care: Early Childhood Education in the 21st Cen-tury Vol I. Edited by Susanne Garvis, Sivanes Phillipson, Heidi Harju-Luukkainen. Routledge, 2018. P. 154−162.
- Оlga Shiyan, Camilla Björklund, Ingrid Pramling Samuelsson Narratives as tools for expressing structure and creativity with preschool children in two cultures // Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values 2018 — Routledge.
Шиян Ольга Александровна является членом Российского психологического общества, в июне 2019 г. принимала участие в Форуме психологов России, выступала с сообщением «Отражение процессов развития в дошкольном возрасте».
В 2018, 2019 и 2020 гг. выступала в рамках Московского салона образования (с сообщениями о разработке инновационной программы для дошкольников и исследованиях качества дошкольного образования с использованием инструментария ECERS).
В 2018—2020 гг. принимала участие в Международной научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста (ECCE)» в качестве докладчика и ведущего секций.
Является членом Экспертного совета Рыбаков-фонда.
С 2016 года является членом Европейской ассоциации развития взрослых (ESRAD).
Психология творчества, психология развития, оценка качества дошкольного образования
Научные интересы
Психология творчества, психология развития, оценка качества дошкольного образования
Участие в научных мероприятиях
— XXIX Международная конференция Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA) (2019);
— X Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (2020);
— Международная конференция ECERS Meeting (2020).
Наиболее значимые публикации
- N. Veraksa, A. Belolutskaya, I. Vorobieva, E. Krasheninnikov, E.
Rachkova, I. Shiyan, O. Shiyan. Structural dialectical approach in psychology: problems and research results Psychology in Russia:
State of the Art, 6, 2, 2013. 65−77. - Шиян О.А. Образовательный проект «Превращения»: возможности развития творческого (диалектического) мышления ребенка в детском саду// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2016 — № 7. — С. 58−69.
- Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36»// Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2017. — № 2. — С. 16−31.
- Igor Shiyan, Olga Shiyan, Aleksander Veraksa & Nikolay Veraksa Preschool teacher par-ticipation in Russia: Background, system and modern trends. // Teachers' and Families' Perspectives in Early Childhood Education and Care. Early Childhood Education in the 21st Century Vol. II, 1st Edition. Edited by Sivanes Phillipson, Susanne Garvis, Routledge, 2018.
- Igor Shiyan, Olga Shiyan, Alexander Veraksa, Nikolay Veraksa Early childhood education and care in Russia: different contexts of cultural-historical theory. // International Perspectives on Early Childhood Education and Care: Early Childhood Education in the 21st Cen-tury Vol I. Edited by Susanne Garvis, Sivanes Phillipson, Heidi Harju-Luukkainen. Routledge, 2018. P. 154−162.
- Оlga Shiyan, Camilla Björklund, Ingrid Pramling Samuelsson Narratives as tools for expressing structure and creativity with preschool children in two cultures // Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research. Russian and Western Values 2018 — Routledge.
Страница автора на портале Научной электронной библиотеки.
Ольга Шиян о ситуации в дошкольном образовании
Эксперт МГПУ рассказала «Мелу», почему массовое дошкольное образование не меняется в лучшую сторону
Ольга Шиян в эфире радио «Говорит Москва»
В подкасте «Радиошкола. Большой разговор» доцент МГПУ рассказала о важности дошкольного образования и как на него влияет Федеральный государственный образовательный стандарт
«Любая система должна развиваться»: интервью о смелости менять
Ольга Шиян вместе с коллегой поговорили с руководителем семейного центра Монтессори «Розовая башня»
«Имущему дастся, а у неимущего отнимется»
Ольга Шиян в «Вестях образования» о возможностях новой Федеральной образовательной программы дошкольного образования, на работу по которой должны перейти все российские детские сады с 1 сентября 2023 года
Тревожный подарок прошедшего года для дошкольного образования
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, поделилась с корреспондентом «Вестей образования» мнением о происходящих в современном дошкольном образовании изменениях
Ольга Шиян — ForbesEducation: как выбрать правильный детский сад
Эксперт МГПУ Ольга Шиян рассказала ForbesEducation, на что родителям стоит обращать внимание при выборе детского сада
Жизнь детских садов может измениться: опасения экспертов
Мнение эксперта Ольги Шиян, ведущего научного сотрудника лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, о проекте федеральной образовательной программы дошкольного образования
Эксперт МГПУ в «Forbes Education» о том, как улучшить дошкольное образование
Эксперт МГПУ Ольга Шиян рассказала об исследовании качества дошкольного образования, проведенном МГПУ, о том, что стоит за модным понятием soft skills и том, можно ли его подружить с ЗУН
Ольга Шиян о мастерстве дискуссии
Ольга Шиян, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, провела занятие в online-школе Международного конкурса имени Льва Выготского
Итоги ежегодной конференции EECERA, 2022
Сотрудники лаборатории развития ребенка НИИ урбанистики и глобального образования представили свои исследования на 30-й ежегодной конференции Европейской ассоциации исследователей дошкольного образования (EECERA)
«Исследование в действии — Action research»: продолжение следует
16 апреля Вторым межрегиональным симпозиумом практик – партнерских площадок МГПУ завершился очередной этап проекта «Исследование в действии – Action research»
Лаборатория развития ребенка о вызовах дошкольного образования
17 и 18 марта сотрудники лаборатории развития ребенка приняли участие в мероприятиях XIX ежегодной международной конференции «Тенденции развития образования: "Право и свобода в образовании"»
Конференция в Красноярске: созвучие планов взрослых и детей
2 декабря 2021 года завершилась IV Красноярская краевая научно-практическая конференции по дошкольному образованию «Современный детский сад: созвучие планов взрослых и детей»
Исследование о развитии компетенций дошкольного педагога
Опубликовано исследование экспертов НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ о проблемах и задачах развития профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования в России
Впечатления участников семинара «Исследование в действии»
9 октября состоялась первая в этом учебном году встреча в рамках проекта «Исследование в действии (Action Research)»
Диалектическое мышление и понимание эмоций: какие условия важны
В третьем выпуске журнала «Вопросы образования» опубликована новая статья сотрудников НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ
Ребенок идет в детский сад: что важно знать родителям
Эксперт МГПУ Ольга Шиян стала гостем передачи «Родительское собрание» («Эхо Москвы») и рассказала о самых важных моментах, которые стоит знать родителям детсадовцев