​«Лабораторка» включает мозги

15 марта в Московском городском педагогическом университете (МГПУ) прошел круглый стол «Наука вокруг нас: акция «Лабораторка» на Неделе высоких технологий», где эксперты рассказали о старте нового всероссийского научно-познавательного мероприятия для школьников.

На круглом столе в МГПУ раскрыли подробности проведения 18 марта нового увлекательного научно-познавательного мероприятия для школьников 7-11 классов – «Лабораторка», которое завершит VI Неделю высоких технологий и технопредпринимательства в России. Для этой акции разработали тестовые задания, позволяющие проверить не формальные школьные знания, а понимание устройства окружающего мира в целом. Центральными площадками акции стали МГУ им. М.В. Ломоносова и МГПУ.

Презентовали новый образовательный проект главный эксперт Департамента образовательных программ ФИОП РОСНАНО Андрей Мельников, руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Сергей Филиппов, руководитель Ресурсного центра развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО Аксана Васильева и продюсер научно-познавательной акции «Лабораторка» Евгений Насыров.

Вопросы для тестовых заданий «Лабораторки» составлены по темам из разных научных дисциплин, подобранных по принципу «этому не учат в школе». Выпускникам современной школы мало овладеть базовыми знаниями по школьным предметам. Они должны уметь мыслить, заниматься проектной и исследовательской деятельностью, быть компетентными в разных областях. Современные открытия происходят на стыке дисциплин, поэтому мало выучить набор математических или физических формул — нужно понимать суть явлений. Этому способствуют игровые формы обучения. Так и построены задания «Лабораторки» - не скучные теоретические вопросы и задачки из учебника, а настоящая гимнастика для мозгов: интересные тесты, которые заставляют задуматься над привычными фактами, и даже оспорить устоявшиеся мифы.

Среди вопросов, например, такие. Миф о жевательной резинке: можно ли ее глотать? Считается ли упавшей быстро поднятая вещь? Существует ли «память воды»? Можно ли пожелтеть от морковного сока? Правда, что в генах человека и шимпанзе больше сходств, чем различий? Или ещё одно привычное утверждение: мозг взрослого человека работает только на 10%. Это заблуждение: любое МРТ покажет, что операционная система людей задействует значительно больше клеток. Главное, не забывать пользоваться мозгами. «Лабораторка» создана именно для этого — включить голову школьников, чтобы они убедились: естественные науки — не скучно, а наоборот может быть интересным приключением и веселым квестом.

Трудно предугадать, какие специальности и профессии будут востребованы через 10 лет, но с уверенностью можно сказать, какие знания будут необходимы. «Если мы хотим через 10 лет получить конкурентоспособного специалиста, мы должны интеллектуально развивать школьников уже сегодня, - сказал руководитель дирекции популяризации Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО Сергей Филиппов. - Поэтому так важны научно-познавательные акции: они развивают процесс мышления, заставляют задуматься о природе вещей не только школьников, но и их родителей».

Эту мысль подтверждает и эксперт образовательных программ РОСНАНО Андрей Мельников: «Важно показать, что такое инженерия и нанотехнологии вживую, замотивировать ребенка на дальнейшее погружение в материал, в эти темы. Пусть он не станет ученым, но сможет понимать устройство мира, его молекулярную основу».

«Проект «Лабораторка» это попытка говорить о важных вещах в сжатый срок и на большую аудиторию, - продолжает Мельников. – Она показывает, что обучаться можно не только в классе или через видео, но и на таких просветительских акциях».

По мнению руководителя Ресурсного центра развития естественнонаучного образования МГПУ и Школьной лиги РОСНАНО Аксаны Васильевой одна из главных задач этого проекта сделать так, чтобы слова «наука», «компетенции» не вызывали у ребят скуку и грусть. «Высокие технологии должны стать детям доступны и не стоит разделять детей на технарей и гуманитариев, - считает Аксана Васильева. - Главная заслуга Недели высоких технологий в том, что нам удалось объединить науку, искусство, языки с технологическими решениями». Дети оказались полностью погружёнными в среду, в которой им предстоит учиться, работать и жить.

Справка:

Неделя высоких технологий и технопредпринимательства (НВТиТ) – это образовательный проект Фонда инфраструктурных и образовательных программ «РОСНАНО» (оператор – АНПО «Школьная лига»), госкорпорации «Росатом» (оператор – АНО «Информационный центр атомной отрасли»), госкорпорации РОСКОСМОС и Объединенной ракетно-космическая корпорации (ОРКК). Неделя проходит при поддержке Министерства образования и науки РФ.


Поделиться


Чтение современного школьника

Прошла ежегодная научно-практическая конференция, посвященная обсуждению практик читательских коммуникаций

Конкурс инициатив 2017: скоро финал

Конкурс студенческих инициатив по развитию образовательной и социокультурной среды города приближается к финалу