simple website templates


Образование•2025

ФОРСАЙТ

Волны будущего

Будущее неотступно. Его неотвратимая сила волнами накатывает на нас. Неясные гигантские их очертания еще не видны, но дыхание уже чувствуется, уже слышится. Движение волн ощущается давлением, безмерной внутренней плотностью, переливающей огромное тело воды. И мы стоим перед ними в темноте. Стоим и все же открываем глаза, всматриваясь, вглядываясь и не зная, что будет дальше. Мы собрали друзей – тех, кто как и мы, вглядывается в идущие волны будущего. Пригласили тех, кто думает не только на словах о цифровой экономике, кризисе школы и новом учителе, но кто думает в действии. Мы позвали тех, кто сам создает будущее: проводит исследования, запускает стартапы, создает школы, управляет университетами, меняет политику. Не всех наших друзей мы смогли собрать сразу, и не всё вошло в эту первую книгу о будущем, но этот выпуск не будет последним.

Создавая этот форсайт-буклет, мы позвали четырнадцать экспертов – исследователей, директоров школ, политиков, бизнесменов – чтобы спросить их о будущем образования. Мы задали три вопроса о том, что будет через десять лет. Первый: какие события и процессы станут определяющими для образования, второй: какой будет школа, и третий: какие вызовы станут для нее наиболее критичны. С каждым экспертом мы провели персональное интервью и вместе с ними выбрали наиболее важные слова и мысли. Хотя изначально мы смотрели только на московское образование, но общаясь с нашими друзьями, мы поняли, что буклет выходит за пределы одного отдельно взятого мегаполиса. Москва, как мировой город, в высказываниях экспертов становится соразмерной трендам и процессам, происходящим во всем мире. В четырнадцати цитатах этого буклета будущее проявляется, обретает контуры. Будто слова делают будущее резче, четче, яснее. Темнота расступается. 

Mobirise

Москва - один из крупнейших мегаполисов мира. Город, смысл которого в сосредоточении идей и технологий, в создании единого пространства для коммуникации укоренённых традиций и смелых инноваций. Аристотелевский город, как "единство непохожих" сокращает расстояния между гражданами. В одном месте встречаются и те, кто заботится о сохранении культуры, и те, кто стремится привнести новое. Именно в городе встречаются неожиданности, дополняют друг друга, восхищаются друг другом, спорят между собой. Порой даже трудно разобрать, кто консерватор, а кто революционер, кому ближе подвижничество, а кому эксперимент.

Привычные штампы перестают работать. Бизнес, образование, культура, здравоохранение, сфера услуг, торговля, охрана общественного порядка, транспорт - все встречаются в общем городском пространстве. Что здесь важно для образования? Именно сосредоточение позволяет образованию выйти за пределы привычных школьных стен. Человек меняется не только в школе, образовывает весь город. В будущем появится больше различных городских площадок для формирования индивидуальных образовательных маршрутов. Общий обновляющийся набор образовательных результатов и многообразие мест их достижения в городе. В такой ситуации нарастает потребность в новом учителе, а развитие цифровых технологий только усилит этот запрос.

Цифровые технологии, как новый инструмент, - ещё один шаг к сокращению расстояний между людьми, к расширению пространства выбора. К 2025 году, часть учителей будет по-прежнему работать в модели «монополии на знания», и школа, как служение, школа как поклонение культуре — тоже будет присутствовать. Однако ключевой переменой станет появление учителей, свободно использующих различный материал культуры, умеющих раскрывать индивидуальность каждого ребёнка. И город очень органичен для решения такой задачи.

Реморенко Игорь Михайлович

Ректор Московского городского педагогического университета 

Mobirise

Что будет главным в ближайшем будущем - собственно, кардинальное изменение принципа работы школы. Такое изменение будет происходить на всех уровнях. Усилится позиция неинституционального в общем образования, т.е. образования вне школы. Ученики будут учиться не только в стенах школы. Да и сама логика учебы перестроится: дети и учителя меньше будут сидеть в классах, все больше будет мобильных форматов, разновозрастного взаимодействия, будет вовлечена в образование еще сильнее культурная среда и ресурс города.

Особым вопросом станет обновление системы дошкольного образования. Дошкольные учреждения станут не только местом по присмотру и уходу за детьми. Это уже сейчас происходит в частном секторе. Такие практики перейдут и в государственные организации. Соответственно изменятся требования к поступающим в школу первоклассникам. Сдвижка требований произойдет и на более поздних этапах, вполне реальным может стать тема раннего трудоустройства молодежи.

Будет меняться и система управления. Усилится влияние социума (в первую очередь) на систему принятия решений в образовании. Ситуация, когда управляющий совет будет сам предлагать кандидатуру директора школы, может стать обычной практикой.

Все изменения системы образования будут невозможны без новых компетенций педагогов: диалоговая коммуникация, высокий уровень общей культуры, признание права ребенка на продуктивную ошибку и способность шагнуть за рамки своего предмета.  


Рачевский Ефим Лазаревич 

Народный учитель России,
директор Школы №548 "Царицино" города Москвы

Mobirise

Если выразить суть образования будущего, то этим словом окажется цифра, цифровое образование. Происходящее сейчас невероятное развитие интернета и мобильных технологий будет только набирать силу. И эта сила в корне поменяет обычные практики.

Виртуальная реальность создает условия для проведения лабораторных работ в абсолютно новом формате. Большое число занятий дети смогут посещать в режиме удаленного доступа. В самой школе распространится цифровая среда и появятся SMART-классы. Наряду с технологическим обновлением будет меняться и структура образовательной деятельности. Все большее значение получат практики, ориентированные на развитие критического мышления, цифровых компетенций, креативности.

Преобладающим форматом станут различные формы коллективной (коллаборативной), командной работы, для чего будут внедряться проектные схемы построения образовательной деятельности. Такие кардинальные изменения, происходящие в сжатые временные сроки будут приводить к нарастанию напряжения в системе. Для многих участников образовательного процесса – учителей, управленцев, родителей, учеников - это может оказаться сильным аргументом для изменения.

Решением может быть создание специальных исследовательских и образовательных центров, которые предметно бы занимались цифровым образованием, как в части методической поддержки всех участников образования, так и для разработки новых практик и моделей цифровой школы. При таких условиях школа действительно сможет стать новой и будет способна составить конкуренцию простому пребыванию учащихся в интернете.  

Лавренова Екатерина Владимировна

Победитель конкурса концепций создания Института цифрового образования Московского городского педагогического университета

Mobirise

Один из процессов, которые сейчас активно развиаются – это уход от типовой школы с однообразными программами, стандартизованными уроками, едиными учебниками для всех, от школы, где главным был класс-комплект с усредненной образовательной потребностью. С каждым годом растет запрос на индивидуализацию, и это происходит не только в основном, но, и в высшем, и в дополнительном образовании.

Персонализированные образовательные траектории уже становятся нормой, они часть запроса родителей и самих детей. Это меняет не только образовательный процесс, но сам формат школы. В ближайшее время появится школа-конструктор, школа как набор проектов, где ребенок может формировать самостоятельно свой путь получения знаний. При этом при такой логике построения все больше будет внимания к межпредметности и метапредметности. Это хорошо видно в профессиональных матрицах и компетенциях. Уже сейчас, например, не нужны в чистом виде программисты, но нужны химики, которые могут описать и запрограммировать какие-то процессы. Такая метапредметность в профессиях будет спускаться и на уровень общего образования, опираться на компетенции и знания, полученные во время школы.

По поводу новых цифровых технологий - здесь важно соблюдать баланс – возможно, в школе уже очень много «цифры». Важнее создать среду, в которой у ученика будет возможность собрать свою траекторию, вот здесь и нужны цифровые технологии, интеллектуальные решения, сервисы. Но заменят ли они учителя, живое общение, реальные (созданные руками) проекты? Важно, что уже сейчас существует ясное понимание, что нельзя потерять живую, настоящую (не виртуальную) реальность. И найти этот баланс между «цифрой» и реальность – возможно, главный вызов для образования.


Гужеля Дмитрий Юрьевич

Сооснователь платформы Универсариум, Советник Руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств 

Mobirise

Сегодняшний школьник ходит в школу потому, что так положено. Хотя знания, которые он хочет получить, доступны ему не только в школе, и он это хорошо знает. Ребенку естественно исследовать и придумывать, а интернет и повсеместное распространение различных гаджетов дали ему для этого много возможностей.

Пока еще школа не осознала этого до конца, но в будущем спрос на педагогику знаний будет сильно падать, и все больше будет расти запрос на педагогику деятельности и наставничества. Такая новая философия образования направлена на то, чтобы у ребенка в результате сотрудничества с учителем сохранялось и росло желание что-то делать, что-то исследовать, познавать и проектировать.

Сегодня такая парадигма уже предлагается системой дополнительного образования, например, в сети детских технопарков «Кванториум». Такая система будет все сильнее интегрироваться с общим образованием. В Москве, к примеру, уже многое делается для этого. В результате и сама школа через 5-7 лет будет становиться проектно-деятельностной. 

Страдзе Александр Эдуардович

Директор Педагогического института физической культуры и спорта Московского городского

Mobirise

Одним из самых сложных моментов, которые будут влиять на школу в грядущие годы, будет приход в школу поколения учеников, которые не просто являются уверенными пользователями технологических приспособлений, а поколения, которое не видело кнопочного мобильного телефона, которое не понимает, зачем использовать компьютерную мышь.

Это дети, которые научились пользоваться планшетным компьютером раньше, чем приобрели фундаментальные базовые умения: читать, считать и писать. Этих детей будет не просто сложно увлечь традиционными формами обучения и содержания, их будет сложно «зацепить» даже если эти традиционные формы переложить в электронную версию.

Московская школа должна сосредоточиться на подготовке учеников к реальной жизни. Чтобы в этой реальной жизни они были конкурентоспособными и успешными. Хорошие оценки в конце года - дело, конечно, хорошее. Но важно, чтобы эти хорошие оценки потом конвертировались в набор умений, обеспечивающих хорошую зарплату.

Главный вызов для школы - это соответствие требованиям времени, понимание новых интересов и запросов детей. В этой связи самая тяжелая работа, как водится, ложится на плечи учителей, которым этот вызов придется принять. В реальности, когда учитель далеко не единственный носитель знаний, ему надо суметь научить правильно фильтровать и выбирать источники знаний. Умение делать выбор будет в числе самых востребованных, и новая школа должна будет уметь этому научить.  

Кожевников Сергей Михайлович 

Начальник Управления развития информационных технологий
Департамента образования города Москвы 

Mobirise

Среди современных трендов, пожалуй, самым заметным является массовое использование мобильных устройств, гаджетов. Теперь каждый школьник, практически независимо от возраста, имеет возможность быстро найти ответ на вопрос, назвать дату или факт. Это, мягко скажем, расшатало, а скорее уничтожило привычную для учителя авторитарную позицию, когда источник информации был в его, учительских, руках.

В современной школе прочность учительского авторитета все больше и больше базируется на компетенциях в области организации работы с информационными ресурсами, обсуждения результатов поиска информации в классе и за его пределами, совместных дискуссий и проектирования. Возможности для такой работы уже сегодня есть, например, на площадке Московской электронной школы.

Меняются и отношения с родителями. Изолированность и монополия школы на ученика исчезнет, школа будет вынуждена войти с родителями в образовательный диалог, ведь образовательный результат ребенка - это консолидированные усилия семьи и школы. И это уже совсем иная конфигурация всей системы образования.

Ну и наконец, третье весьма важное изменение. Проектное управление школой. На первый взгляд управление школой это не про учителей и образовательный процесс, это про директора и администрацию. Но, это только на первый взгляд.
Школа, которая в течение столетий рассматривалась и существовала как «процессный» институт, т.е. место, где все снова и снова повторяется, и один учебный год похож на другой, перестает успевать за стремительно меняющейся жизнью. Будущее за проектной школой, формирующей новые образовательные программы, школой, стремящейся задать и ответить на вопрос, что нового мы внесем в образовательный процесс и чем нынешний учебный год будет отличаться от предыдущего.

Весманов Сергей Викторович 

Заведующий Лабораторией управления проектами
Московского городского педагогического университета

Mobirise

Будущее стартует здесь и сейчас. Вещи, которые будут реальностью через десять лет, определяется не только будущими технологиями, но и тем, что существует в образовании и школе уже сейчас. Такой фактор, который оказывает влияние на все образование – это система оценки, итоговая аттестации, ЕГЭ.

Требования, характер измерительных материалов, сама драматургия этого экзамена – оно и будет влиять на будущее образования, хотим мы того или нет. В этом плане весь оптимизм и воодушевление от появления в школе виртуальной реальности, или big data, или роботов, или любых других инновационных решений может нивелироваться теми «узкими» местами, что есть в системе оценки.

Разочарование общества в своих ожиданиях, по поводу того, что происходит в образовании, противоречие между оценкой и образовательными результатами, определяет то, что родители начинают хотеть другого качества, другой школы. То, что происходит в нынешней школе, их не устраивает. Главным вызовом будущего будет разрешение этого противоречия.

Трендом будущего станет преодоление и другого противоречия. Конфликт между учащимися и учителями, который был всегда, и наиболее ярко выражен в мотивационном подходе к образованию. Педагоги, по-прежнему, апеллируют к знаниям, а учащиеся понимают, что знания можно найти в сети. Учителя все больше будут переходить в роль сопровождающих, а не ведущих. Дети будут выходить из пассивной роли и все больше становиться в позицию проектировщика своего образования. И вот здесь цифровые технологии – искусственный интеллект, системы сбора и анализа данных – будут все более и более востребованными.  

Ездов Александр Анатольевич

Директор ГБОУ "Школы №1788"

Mobirise

Мнения экспертов о будущем часто довольно радикальны, но как человек, работающий «на земле», думаю, что основным в ближайшие пять-семь лет станет укрепление тех трендов, что заметны уже сейчас. Должна вырасти доля онлайн образования - как в школах, так и в университетах.

Если в высшем образовании такие форматы уже становятся популярными и привычными, то в школе они пока еще остаются инновацией. К 2025 году МООКи и дистанционное обучение станет заметной частью образовательной деятельности. При этом наиболее эффективными будут смешанные модели образования - когда не все обучение реализуется в дистанционном формате, а когда онлайн обучение интегрировано в очное, аудиторное.

Будут успешно развиваться образовательные проекты по модели Московской электронной школы. По этой причине школа будет становиться гораздо интерактивнее и адаптивнее, чем она есть сейчас. Интернет-технологии и сетевые модели обучения сделают школьное образование более открытым. Школьное образование в Москве не будет проходить исключительно в здании одной школы или даже комплекса. Много разных организаций и производителей образовательных услуг войдут в школьный образовательный процесс. Заработает смешанная модель, когда часть программы будет осваиваться в стенах школы, часть - вне этих стен.

Главная трудность будет лежать в плоскости принятия инноваций и иной модели школы. Учителя, родители, даже дети - для всех встанет вопрос переосмысления свой роли в новой схеме образования. При этом новая схема не заработает, если не появится общей договоренности между всеми участниками. Поэтому для школы будет вызовом построение общения и взаимодействия со всеми участниками не с позиции «приказов и команд», а с позиции «сотрудничества» и «соучастия».

Двойнин Алексей Михайлович 

Доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета

Mobirise

Мир вокруг нас под воздействием технологий стремительно меняется. И во многом уже изменился, уже сейчас мы живем в совсем другом, чем несколько лет назад – киберфизическом – мире. Многие окружающие нас предметы теперь имеют не только физическую сущность, но зачастую наделены и хоть микроскопическим, но собственным интеллектом и информационным взаимодействием. Меняется сам формат коммуникации человека и окружающего его мира. В ближайшем будущем повседневный, бытовой мир, будет все сложнее, все неопределеннее.

А школа в это же время продолжает основывать образовательный процесс на линейном изучении результатов научных исследований 19 и начала 20 веков. Даже прогрессивный вроде бы предмет информатики выродился в дополнение к этому «а вот ещё есть компьютеры». Обыденным уже скоро станут роботизация и цифровая интеллектуализация. Электронные курсы, корпоративные информационные системы, искусственный интеллект, системы, подобные МЭШ, будут нормой. В данной связи, школа как пространство должно будет переформатироваться и стать иной. Сейчас мы как раз находимся в процессе такого перелома, когда меняется модель школы, происходит ее цифровая трансформация вместе с другими институтами.

И в этом состоит один из самых острых вызовов. Школа останется «мостиком» выхода из семьи во внешний мир, но должна будет переосмыслить ту среду, в которой она действует. У нее больше нет монополии на знания для детей, но это пока не отразилось ни на ее организации, ни на содержании. Главная опасность для школы – в защите потерявших актуальность и смысл ценностей и практик. Хотя, может казаться, что так удобнее и легче. Очень важно, чтобы школа не превратилась из центра развития в оплот антиразвития, главной целью ставящей консервацию безвозвратно ушедшего мира.
 

Буров Василий Владимирович

Соучредитель АНО «Информационная культура», Член экспертного совета при Правительстве РФ, Редактор Стратегии-2035 Центра стратегических разработок 

Mobirise

В перспективе 2025 года изменения в образовании будут детерминироваться двумя глобальными контекстами: креативным характером мировой экономики и экспансией диджитализации. Оба контекста уже перешли свои точки невозврата, и оба диктуют довольно жесткие требования и к рынку труда, и к системе подготовки профессионалов, востребованных на последнем. Для российского образования в этом смысле остается открытым вопрос принципиального самоопределения: «идти за трендами» или «действовать на опережение», что означает — занять позицию, расставить свои оригинальные акценты; определить, на какие приоритеты делать ставки, а от чего, хоть и болезненно, но отказаться.

В ближайшие 5-7 лет сбудется мечта педагогов-новаторов современности (таких как Сугата Митра), и большинство практик «срастутся» с цифровыми технологиями. Уже сейчас ничто не мешает организовывать командную деятельность учащихся (проектную или исследовательскую) в онлайн, но в будущем они перестанут быть чем-то удивительным и станут частью обычной жизни школы и ребенка. Привычным станет «перевернутый класс», нейросети и искусственный интеллект, которые будут работать на открытое и индивидуализированное обучение.

До 2025 года в московской школе произойдет переформатирование практики профориентационной работы. Благодаря цифровым технологиям ориентация на выбор конкретных профессий уйдет в прошлое, уступив место определению оптимального для учащегося типа карьеры, барьеров и точек роста. Без этого станет трудно быть успешным в волатильном и непредсказуемом мире.

Комаров Роман Владимирович 

Ученый секретарь Московского городского педагогического университета, эксперт конкурса на предоставление грантов Президента РФ

Mobirise

Уверен, получение образования на протяжении всей жизни будет одним из трендов современности, привычным механизмом для личной и профессиональной самореализации. А растущий год от года социальный заказ на такие проекты, как «Серебряный университет», только подтверждает общую тенденцию.

Мы видим, как образование становится более индивидуальным и кастомизированным, все больше ориентируется на запрос семьи и ребенка. Со временем именно от диалога родителей с различными институтами будет в конечном итоге зависеть проектирование той или иной учебной деятельности или образовательного пространства.

Отдельным важным и очень перспективным направлением в образовании станет использование ресурсов искусственного интеллекта и больших данных. Вопрос о том, какова миссия и роль человека в новом мире, где огромный объем функций будет делегирован машинам, роботам и нейронным сетям, как никогда актуален. На повестке дня появляется проблема не технологического свойства, а скорее аксиологического, ценностного, что теперь представляет собой человек и как ему вести диалог с новой цифровой реальностью.

Что касается столичной системы образования, здесь центральное место и соответственно еще большее развитие получит проект «Московская электронная школа». Речь идет не только о новых технологиях или оборудовании, но и о совершенно иной модели образовательной деятельности, при которой можно будет быстрее, эффективнее, технологичнее решать образовательные задачи. Ключевой вызов, который встает в связи с этим перед школой, – вопросы о роли и статусе учителя, критериях оценки его компетенций и профессионализма.  


Молев Антон Ильич 

Депутат Московской Городской Думы
«Учитель года России - 2011»  

Mobirise

Хотя можно думать, что главным в школе через десять лет будет дополненная и виртуальная реальность, повсеместное распространение 30-принтеров, или даже big data и краудсоринг, но все же кажется, что это только внешние проявление.

Сущностным же станет процесс демократизации образования. Он идет и сейчас - не всегда линейно и не без противостояния, но в длинной перспективе он все равно оказывается сильней. Демократизация затрагивает все сферы жизни школы - от проектирования образовательных программ до системы управления. Уже сейчас нормативно автономия школы и в части выбора образовательных стратегий, и путей их реализации становится невероятно высока. В ближайшие десять лет управление в школе станет более гибким в том смысле, как это трактуют agile-практики.

Школа будет больше вовлекать различных участников, станет более распределенной и открытой для образовательного аутсорсинга, проектная методология и работа спринтами станет обычными форматами.
Вероятно, привычная нам школа пускай не через десять, но через двадцать или тридцать лет перестанет быть знакомым монолитом и станет распределенным конструктором, собирающимся под конкретный запрос ребенка и родителя

Баранников Кирилл Анатольевич 

Руководитель управления стратегического развития
Московского городского педагогического университета

Mobirise

Основное событие будущего - это смена поколения школьных учителей. Смена произойдет по объективным причинам: учителя советской формации покинут школу. На их место придут молодые люди, в том числе и выпускники МГПУ, не просто выросшие, но уже родившиеся в совершенно другой реальности. И это не только реальность интернета, электронной мобильности, но других ценностей.

Новые учителя будут более либеральными, более открытыми, гибкими. Технически московская школа и так очень достойно выглядит не только в России, но и в мире. И я не очень жду сдвигов по поводу информатизации, пока без революций.

Основным вызовом будет пересмотр форматов обучения, содержания образования, систем оценивания. В условиях, когда ребенок все более нацелен на обучение тому, что ему нужно и интересно, необходимо уйти от философии тотального контроля и централизации.

Важно дать школе, учителю, ребенку идти по своей образовательной траектории, программе. Школа должна переориентироваться на вовлечение и создание условий для развития. Без этого мы не воспитаем человека новой формации.

Волошин Дмитрий Александрович 

Основатель сервиса Otus.ru,
вице-президент УК «ПроОбраз»

Московский городской педагогический университет (МГПУ) входит в тройку лучших российских университетов педагогического профиля. За 23 года своего существования достиг серьезных успехов, став центром науки и образования городского и федерального уровня.

Сейчас университет - это все уровни образования, начиная со школьного, это более 300 образовательных программ, десятки исследований и проектов по самым разным вопросам развития образования.

Больше подробностей о жизни МГПУ на www.mgpu.ru

Обратная связь: 
barannikovka@mgpu.ru

Московский городской педагогический университет
Управление стратегического развития, 2018.