Новые образовательные практики и точка роста

В апреле на странице института был опубликован материал, посвященный программе академического обмена ERASMUS+, которую реализует Московский городской педагогический университет. Благодаря этой программе у студентов есть возможность получать новый полезный опыт, расширять кругозор и знакомиться с новыми интересными людьми.

София Копасовская, участница программы академического обмена, провела 3 месяца в Университете Гётеборга в Швеции и уже коротко делилась своими впечатлениями. Теперь девушка вернулась домой и подробно рассказала нам о поездке и полученном опыте. Полным интервью с Софией мы рады поделиться с вами!

 

Что значит быть международным студентом в европейском университете?

Быть студентом по обмену в европейском университете – это здорово! Это значит попасть в совершенно иную, новую среду и ощутить на себе 3 важные особенности:

Первая – профессиональная: это знакомство с новыми, отличными от принятых у нас в стране образовательными практиками. Для нас, будущих педагогов, это особенно важно.

Вторая – это невероятное обогащение твоей социальной и культурной практики, и, как следствие, твоего кругозора! Твое представление о мире расширяется, ведь ты наблюдаешь другую жизнь, иные традиции и обычаи. Многие вещи переосмысляются, и к концу поездки ты становишься ещё более «open minded», даже если считал себя таковым до этого.

Ну, и, наконец, третья – это язык. Единственная возможность понимать и быть понятым, социализироваться, пошутить с сокурсниками в конце концов – это использовать свои языковые компетенции. Ты начинаешь осваивать язык на совершенно ином, новом уровне. Это не курсы и не учебники. Это язык для жизни, это ты и твоя возможность выразиться, быть услышанным!

Что Вы чувствовали в первые дни, когда приехали в Швецию? Как ощущается смена обстановки? Какое отношение к международным студентам у местных студентов?

Атмосфера меняется в корне! Можете себе представить – оказаться в совсем другой стране, культуре, городе! Ведь ты на какое-то время переезжаешь и оказываешься изолирован от того, чем ты жил всегда, сколько себя помнишь. Это конечно стресс, но все же это удивительная возможность, заставляющая тебя расти как в профессиональном, так и в личностном плане.

Что касается отношения местных студентов, то здесь мне сложно судить, так как люди, с которыми я училась в группе, сплошь были интернациональные студенты: Чили, Испания, Сербия, Бельгия и т.д. Первой шведкой, с которой я близко познакомилась, была мой куратор – старший преподаватель в детском садике, где я проходила практику. Нельзя сказать, что в вопросе студентов присутствует сегрегация, конечно, нет! Но есть вопросы организационные: курсов, которые читают на английском языке, не так много. Есть курсы, которые интересны в основном людям со стороны — например, «Modern Adult Education», поскольку там основным содержанием является сравнительный анализ образовательной системы в Швеции и в любой другой стране.

Расскажите о том, как построен день студента в Швеции: как и когда он учится, сколько времени выделяет на отдых? Как устроен его досуг?

У шведов несколько другой подход к образованию: лекций почти нет, есть семинары и очень много времени посвящается самостоятельной работе. Приятно, что для этого есть вся инфраструктура: современно оборудованная библиотека в свободном доступе, машины для ксерокса, распечатки, сканирования бумаг, электронные сервисы, где осуществляется размещение студенческих работ, презентаций преподавателей, и их общение по поводу курсов. Все это очень удобно, хотя с непривычки можно и растеряться. Поэтому и расписание устроено так: раз в неделю или две у тебя очные занятия, как правило, семинар, обычно на 2 пары (но бывает, что и 4), а все остальное время – самостоятельная работа с литературой, исследование, подготовка работ.

Свободное же время все проводят по-разному, тут уж кому что нравится. Шведская культура подразумевает проведение большого количества времени на улице, на природе. В городе отличная инфраструктура, проблем с транспортом нет. Все музеи, природные места, острова, рестораны, бары и клубы расположены на расстоянии поездки на общественном транспорте. Хоть Гетеборг и не столица, но это довольно большой город, он хорошо развит в плане проведения досуга: кинотеатры, спортзалы, парки, и даже один из самых больших в Европе парков развлечений. Правда, он открыт только летом, так что нам не удалось туда попасть.

Как взаимодействуют студенты друг с другом? Как общаются с преподавателями?

Английский – ваш единственный друг (если, конечно, у вас нет других языков-друзей), когда вы едете по обмену. Я уже говорила о различиях в акцентах шведской и российской систем образования. Ещё один аспект, которому уделяется много внимания, это групповая работа – большая часть курсов построена на тех или иных формах группового взаимодействия. И академическое письмо на английском – это одно из самых полезных знаний, полученных мною за время обучения. В общем и целом, этот мастер-класс про то, как писать научные, академические тексты просто, связно и понятно. Жаль, что его не провели, когда я была на первом курсе.

Взаимодействие с преподавателями построено довольно неформально, это правило всего университета – учителей называют по имени. В английском языке нет разделения неформального «ты» и уважительного «вы». Обычно, чтобы подчеркнуть уважаемый статус собеседника, используется обращение по фамилии, а также к социальному статусу – мистер, миссис, сэр и т.п. Обращение к преподавателю по имени, позволяет сократить дистанцию, и создать более благоприятную для сотрудничества обстановку, но, в то же время, не создаёт ситуацию излишней фамильярности. Аналогом такой модели я могла бы назвать используемую у нас форму – обращение по имени комбинированное с «вы».

Расскажите об условиях проживания, общественном транспорте, питании. Довольны ли Вы условиями Эразмуса?

Условия Эразмуса сами по себе отличные! Вам выделяется стипендия, покрывающая перелёт, обучение и все расходы, включая проживание. В Гетеборгском университете довольно сильные студенческие союзы, и это одна из причин, почему условия были хорошие. Хотя могут возникнуть и проблемы: например, у нас в комнате было довольно холодно. Но, как оказалось, это дело упорства: наш сосед из Ирландии, например, звонил в организацию, предоставлявшую жильё, пока они все у него не исправили. В общем, счастье есть, но за него иногда надо побороться.

Вообще, Швеция довольно дорогая страна: почти всегда люди едят дома, потому что даже общепит в Швеции дорогой, хотя и уровень заработных плат другой. Но стипендии хватает на все, можно даже съездить попутешествовать, если умеешь не тратить все сразу! Все продукты очень качественные и экологичные, например, даже в составе чипсов только картошка, соль и масло. В Швеции с этим довольно строго, ведь одна из главных ценностей – это забота о природе, что отражается на законах и на обычной жизни. Например, сортировка мусора обязательна. Если вы его не сортируете, вывоз будет стоить примерно в 7 раз дороже. Но коренных шведов и не нужно заставлять это делать, применять какие-то санкции – они с детства растут в культуре ценности природы, мира вокруг.

Общественный транспорт – просто сказка! Несмотря на то, что я уже говорила: Гетеборг – это не столица, он развит на очень высоком уровне. Тут есть трамваи, автобусы, ферри (катера, для перемещения между островами) – и все это в вашем проездном. Транспорт регулярен, ходит часто, почти всегда по графику, на каждой остановке есть электронное табло с временем прибытия, и есть много ночных маршрутов – так что, если ты засиделся с друзьями, нет никакой проблемы добраться домой. Это, кстати, очень важно, потому что такси в Швеции стоит целое состояние!

Расскажите немного про шведский детский сад, есть ли какие-то принципиальные отличия, интересные особенности?

Шведский сад – это отдельная тема для разговора! Хочется рассказать очень и очень многое, но все это не поместится в формат интервью.

Я думаю, можно сказать, основные идеи шведского сада – дружелюбие (там все чувствуют себя welcome – дети, родители, педагоги) и идея ценности безопасного риска – таким образом, дети учатся оценивать свои возможности.

Какие впечатления остались от поездки? Полезен ли такой опыт? Почему?

Этот опыт, без сомнения, в своём роде – уникальный. Я однозначно советую ехать, если вы сомневаетесь. Конечно, нужно быть готовым к тому, что будут сложности, и быть готовым их решать. Но эта поездка и полученный опыт заставят вас взглянуть на привычные вещи по-новому.

 



Профессор Билл Эджингтон о компетенциях магистрантов МГПУ


10 июня, 2019 г.


Билл Эджингтон, профессор Государственного университета Сэма Хьюстона (США), дал высокую оценку выступлениям магистрантам МГПУ, которые представили свои исследовательские проекты на интеллектуальном баттле «Дизайн vs Образование»

Итоги конкурса LIFEHACK – 2019


10 июня, 2019 г.


Узнайте, кто стал победителем конкурса студенческих мультимедийных работ «LIFEHACK: выживание в мегаполисе – 2019»