Новые образовательные практики и точка роста

В апреле на странице института был опубликован материал, посвященный программе академического обмена ERASMUS+, которую реализует Московский городской педагогический университет. Благодаря этой программе у студентов есть возможность получать новый полезный опыт, расширять кругозор и знакомиться с новыми интересными людьми.

София Копасовская, участница программы академического обмена, провела 3 месяца в Университете Гётеборга в Швеции и уже коротко делилась своими впечатлениями. Теперь девушка вернулась домой и подробно рассказала нам о поездке и полученном опыте. Полным интервью с Софией мы рады поделиться с вами!

Что значит быть международным студентом в европейском университете?

Быть студентом по обмену в европейском университете — это здорово! Это значит попасть в совершенно иную, новую среду и ощутить на себе 3 важные особенности:

Первая — профессиональная: это знакомство с новыми, отличными от принятых у нас в стране образовательными практиками. Для нас, будущих педагогов, это особенно важно.

Вторая — это невероятное обогащение твоей социальной и культурной практики, и, как следствие, твоего кругозора! Твое представление о мире расширяется, ведь ты наблюдаешь другую жизнь, иные традиции и обычаи. Многие вещи переосмысляются, и к концу поездки ты становишься ещё более «open minded», даже если считал себя таковым до этого.

Ну, и, наконец, третья — это язык. Единственная возможность понимать и быть понятым, социализироваться, пошутить с сокурсниками в конце концов — это использовать свои языковые компетенции. Ты начинаешь осваивать язык на совершенно ином, новом уровне. Это не курсы и не учебники. Это язык для жизни, это ты и твоя возможность выразиться, быть услышанным!

Что Вы чувствовали в первые дни, когда приехали в Швецию? Как ощущается смена обстановки? Какое отношение к международным студентам у местных студентов?

Атмосфера меняется в корне! Можете себе представить — оказаться в совсем другой стране, культуре, городе! Ведь ты на какое-то время переезжаешь и оказываешься изолирован от того, чем ты жил всегда, сколько себя помнишь. Это конечно стресс, но все же это удивительная возможность, заставляющая тебя расти как в профессиональном, так и в личностном плане.

Что касается отношения местных студентов, то здесь мне сложно судить, так как люди, с которыми я училась в группе, сплошь были интернациональные студенты: Чили, Испания, Сербия, Бельгия и т. д. Первой шведкой, с которой я близко познакомилась, была мой куратор — старший преподаватель в детском садике, где я проходила практику. Нельзя сказать, что в вопросе студентов присутствует сегрегация, конечно, нет! Но есть вопросы организационные: курсов, которые читают на английском языке, не так много. Есть курсы, которые интересны в основном людям со стороны — например, «Modern Adult Education», поскольку там основным содержанием является сравнительный анализ образовательной системы в Швеции и в любой другой стране.

Расскажите о том, как построен день студента в Швеции: как и когда он учится, сколько времени выделяет на отдых? Как устроен его досуг?

У шведов несколько другой подход к образованию: лекций почти нет, есть семинары и очень много времени посвящается самостоятельной работе. Приятно, что для этого есть вся инфраструктура: современно оборудованная библиотека в свободном доступе, машины для ксерокса, распечатки, сканирования бумаг, электронные сервисы, где осуществляется размещение студенческих работ, презентаций преподавателей, и их общение по поводу курсов. Все это очень удобно, хотя с непривычки можно и растеряться. Поэтому и расписание устроено так: раз в неделю или две у тебя очные занятия, как правило, семинар, обычно на 2 пары (но бывает, что и 4), а все остальное время — самостоятельная работа с литературой, исследование, подготовка работ.

Свободное же время все проводят по-разному, тут уж кому что нравится. Шведская культура подразумевает проведение большого количества времени на улице, на природе. В городе отличная инфраструктура, проблем с транспортом нет. Все музеи, природные места, острова, рестораны, бары и клубы расположены на расстоянии поездки на общественном транспорте. Хоть Гетеборг и не столица, но это довольно большой город, он хорошо развит в плане проведения досуга: кинотеатры, спортзалы, парки, и даже один из самых больших в Европе парков развлечений. Правда, он открыт только летом, так что нам не удалось туда попасть.

Как взаимодействуют студенты друг с другом? Как общаются с преподавателями?

Английский — ваш единственный друг (если, конечно, у вас нет других языков-друзей), когда вы едете по обмену. Я уже говорила о различиях в акцентах шведской и российской систем образования. Ещё один аспект, которому уделяется много внимания, это групповая работа — большая часть курсов построена на тех или иных формах группового взаимодействия. И академическое письмо на английском — это одно из самых полезных знаний, полученных мною за время обучения. В общем и целом, этот мастер-класс про то, как писать научные, академические тексты просто, связно и понятно. Жаль, что его не провели, когда я была на первом курсе.

Взаимодействие с преподавателями построено довольно неформально, это правило всего университета — учителей называют по имени. В английском языке нет разделения неформального «ты» и уважительного «вы». Обычно, чтобы подчеркнуть уважаемый статус собеседника, используется обращение по фамилии, а также к социальному статусу — мистер, миссис, сэр и т. п. Обращение к преподавателю по имени, позволяет сократить дистанцию, и создать более благоприятную для сотрудничества обстановку, но, в то же время, не создаёт ситуацию излишней фамильярности. Аналогом такой модели я могла бы назвать используемую у нас форму — обращение по имени комбинированное с «вы».

Расскажите об условиях проживания, общественном транспорте, питании. Довольны ли Вы условиями Эразмуса?

Условия Эразмуса сами по себе отличные! Вам выделяется стипендия, покрывающая перелёт, обучение и все расходы, включая проживание. В Гетеборгском университете довольно сильные студенческие союзы, и это одна из причин, почему условия были хорошие. Хотя могут возникнуть и проблемы: например, у нас в комнате было довольно холодно. Но, как оказалось, это дело упорства: наш сосед из Ирландии, например, звонил в организацию, предоставлявшую жильё, пока они все у него не исправили. В общем, счастье есть, но за него иногда надо побороться.

Вообще, Швеция довольно дорогая страна: почти всегда люди едят дома, потому что даже общепит в Швеции дорогой, хотя и уровень заработных плат другой. Но стипендии хватает на все, можно даже съездить попутешествовать, если умеешь не тратить все сразу! Все продукты очень качественные и экологичные, например, даже в составе чипсов только картошка, соль и масло. В Швеции с этим довольно строго, ведь одна из главных ценностей — это забота о природе, что отражается на законах и на обычной жизни. Например, сортировка мусора обязательна. Если вы его не сортируете, вывоз будет стоить примерно в 7 раз дороже. Но коренных шведов и не нужно заставлять это делать, применять какие-то санкции — они с детства растут в культуре ценности природы, мира вокруг.

Общественный транспорт — просто сказка! Несмотря на то, что я уже говорила: Гетеборг — это не столица, он развит на очень высоком уровне. Тут есть трамваи, автобусы, ферри (катера, для перемещения между островами) — и все это в вашем проездном. Транспорт регулярен, ходит часто, почти всегда по графику, на каждой остановке есть электронное табло с временем прибытия, и есть много ночных маршрутов — так что, если ты засиделся с друзьями, нет никакой проблемы добраться домой. Это, кстати, очень важно, потому что такси в Швеции стоит целое состояние!

Расскажите немного про шведский детский сад, есть ли какие-то принципиальные отличия, интересные особенности?

Шведский сад — это отдельная тема для разговора! Хочется рассказать очень и очень многое, но все это не поместится в формат интервью.

Я думаю, можно сказать, основные идеи шведского сада — дружелюбие (там все чувствуют себя welcome — дети, родители, педагоги) и идея ценности безопасного риска — таким образом, дети учатся оценивать свои возможности.

Какие впечатления остались от поездки? Полезен ли такой опыт? Почему?

Этот опыт, без сомнения, в своём роде — уникальный. Я однозначно советую ехать, если вы сомневаетесь. Конечно, нужно быть готовым к тому, что будут сложности, и быть готовым их решать. Но эта поездка и полученный опыт заставят вас взглянуть на привычные вещи по-новому.



Деньги к деньгам, или Что мешает построить современную школу


17 октября, 2018 г.


Иванова Елена, заведующая лабораторией образовательных инфраструктур ИСП МГПУ, приняла участие в панельной дискуссии, которая прошла 2 октября 2018 года на конференции EdCrunch.

Новая встреча в рамках постоянно действующего семинара


12 октября, 2018 г.


В МГПУ продолжает свою работу постоянно действующий семинар: «Что такое деятельностный подход в образовании».