Top.Mail.Ru

Компетенции XXI века

4 сентября 2018 года состоялось первое в новом учебном году заседание закрытого академического клуба «Норма и деятельность». Основным спикером встречи стал Исак Фрумин. Он рассказал о результатах полуторалетнего международного исследования по вопросам универсальных компетенций и новой грамотности. В проекте принимали участие ведущие университеты со всего мира, в том числе и российские — Высшая школа экономики и Московский городской педагогический университет.

Открыли заседание Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета, и Александр Адамский, научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика». Игорь Михайлович акцентировал внимание участников на том, что исследование показывает, как категории компетенций и образовательных результатов стали частью не только научной, но и политической повестки. При этом в разных странах появился опыт и практики, требующие специальной рефлексии.

В первой части сообщения Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ рассказал о том, как меняется современный рынок труда, его запрос на умения и образование, о повышении значимости человеческого капитала. Во второй части доклада обсуждались те изменения, которые наблюдаются в образовании в различных европейских странах под влиянием этих трансформаций. В настоящее время в странах по всему миру образовательные системы все более фокусируются на развитии компетенций. Однако до сих пор сохраняется неясность, как строить национальные модели компетенций. «Концептуальная эклектика» (conceptual mess) одна из проблем исследований и политики в сфере компетенций.

Проведенное исследование делало попытку систематизировать имеющийся опыт и лучшие практики. Одним из результатов его стало появление рамки, которая включила в себя три группы компетенций: компетенции мышления, взаимодействия с другими и взаимодействия с собой. В завершении Исак Фрумин поднял ставшим в последнее время острым вопрос о соотношении категорий «грамотности» и «компетентности».

В ходе дискуссии по итогам доклада были выражены в целом поддерживающие мнения участников клуба, однако Павел Лукша, профессор практики Московской школы управления «Сколково», обратил внимание, что вопрос о порождении новой рамки образовательных результатов является одним их знаковых, но требующий тщательной методологической проработки. Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, при более чем положительном отношении к исследованию и его результатам так же подчеркнул опасность понятийных «ловушек». Ефим Рачевский, директор ГАОУ Центр образования № 548 «Царицыно», обратил внимание, что практики видят в триаде компетенций как результатов образования существенное продвижение вперед, но предложил внимательно отнести к вопросу формирования институциональных решений, которые привели к реальному их воплощению.

Закрытый академический клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом проблем образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования. Цель создания клуба — формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики.

Заинтересованные руководители и сотрудник образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координаторам клуба по адресу: barannikovka@mgpu.ru.



Шаг развития школы


27 марта 2020 г.


Курс стал отправной точкой во взаимодействии Университета и Сколково

ОК. МГПУ: открытые курсы


23 марта 2020 г.


Московский городской сделал открытыми онлайн-курсы, созданные экспертами университета

Главные новости