Бубнова Ирина Александровна

Бубнова Ирина Александровна

Должность: заведующий кафедрой, профессор

Ученая степень и звание: доктор филологических наук, профессор


BubnovaIA@mgpu.ru

+7 (499) 181-40-13

2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, каб. 3414


Преподаваемые дисциплины
Введение в языкознание; дискурсивное пространство коммуникации; основы психолингвистики и лингвокультурологии; теория дискурса; теория речевого воздействия; новые направления в лингвистике; теория языка; гуманитарная парадигма начала ХХI века.
Научно-преподавательский стаж
30 лет
Заслуги, награды

Почетный знак «Почетный работник сферы образования Российской Федерации»
Почетная грамота Правительства Москвы, Департамента образования города Москвы
Почетный знак «За заслуги перед Университетом»

Уровень образования, квалификации
Высшее профессиональное, аспирантура по направлению подготовки «Психология», докторантура по направлению подготовки «Теория языка»
Направление подготовки (или специальность)
Учитель английского языка
Общий стаж
37 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
2020 год. «Цифровые компетенции в профессиональной педагогической деятельности» (ЮУрФУ).
2018 год.
«Психолого-лингвистическая экспертиза креолизованного текста» (Уральский государственный педагогический университет);
Introduction in principles of PBL and tutoring/teaching skills (Certificaat| Certifacate, Maastricht University, 2018).
2017 год. «ГИТИС – мастер-класс» (ГИТИС).
2016 год. «Формирование аналитического подхода к управлению и развитию университета» (Томский государственный университет).
Основные публикации

Имеет более 200 опубликованных работ (из них за последние три года имеет 57 публикаций в том числе 12 статей в журналах из списка ВАК РФ).

Учебные пособия

  • Человек и дискурс: Хрестоматия. Учебное пособие. М.: Книгодел, 2019. 168 с.
  • Введение в языкознание. Учебное пособие. М.: Книгодел, 2019. 144 с.
  • Основы психолингвистики: Хрестоматия. Учебное пособие. / Сост. И.А. Бубнова, О.В. Казаченко. М.: Книгодел, 2019. 232 с.

Статьи

  • «Homo soveticus»: специфика социального стереотипа в современном российском обществе (на материале ассоциативного эксперимента) // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2021. № 2 (844). С. 84−98.
  • Отсутствие эффекта «смысловых ножниц» как средство управления социальным конфликтом// Cognitive Neuroscience — 2020: материалы международного форума, 11−12 декабря 2020 г. / Отв. ред. Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун‑та, 2021. С. 8−13.
  • Мозг, память и специфика слова как единицы современного молодежного сленга// Горизонты психолингвистики — 3: Сб. науч. трудов. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С. 12−16.
  • Интернет-мем: новое хранилище культурных кодов или инструмент трансформации мышления и сознания? // Язык, культура, творчество: Мировые практики изучения. Сб. науч. ст. к 90-летию проф. Вероники Николаевны Телия / Отв. ред. И.В. Зыкова, В.В. Красных. М.: Гнозис, 2020. С. 601−610.
  • Песня как зеркало государственной морали и инструмент конструирования мировоззрения личности // Вопросы психолингвистики. 2020. № 3 (45). С.28−41.
  • «Вставай, страна огромная…»: авторский замысел и специфика его отражения в сознании современного поколения // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2020. № 4 (833). С. 55−67.
  • Советское прошлое: специфика формата индивидуальных знаний как основа стратегий их внешнего конструирования // Когнитивные исследования языка / Гл. ред. Н.Н. Болдырев. М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина. 2020. Вып. 2 (41). Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: современные проблемы и методология исследования: материалы Х Международного конгресса по когнитивной лингвистике 17−20 сентября 2020 г. / Отв.ред. А.П. Чудинов. Екатеринбург.: УГПУ. 2020. С.514−518.
  • Декларация ценностей в орденах и медалях: исторический аспект // Социологические исследования. 2019. № 11. С. 131−139 (в соавторстве с О.В.Казаченко, Е.А. Токаревой).
  • Награды как ценностные императивы государства и общества // Вестник Волгоградского государственного университета. Научный журнал. Серия 2, Языкознание. 2019. Т. 18, № 3. С. 93−102. DOI: https://doi.org/10.15 688/jvolsu2.2019.3.7
  • Функциональная неграмотность как новая форма цивилизационного риска // Językoznawstwo. Nr 13 rok 2019. Akademia Humanlstyczno-Ekonomiczna w Ƚodzi. Lodz 2019. С. 27−37.
  • Динамика смыслового содержания индивидуального значения слова свобода // Психолінгвістика. Психолингвистика. Psycholinguistics: наук.-теорет. зб. / Держ. вищ. навч. закл. «Переяслав-Хмельниц. держ. пед. ун-т ім. Г. Сковороди». Переяслав-Хмельниц. 2018. № 23(2) (в соавторстве с О.В.Казаченко) С. 11−24. DOI: doi.org/10.5281/zenodo.1 199 099
  • Школьный учебник как источник современного кризиса социальной идентичности // Вопросы психолингвистики, 2017, № 2 (32). С.36−50.
  • Эволюция русской языковой личности // Вестник МГПУ. Серия «Филология. Теория языка. Языковое образование», № 3(19), 2015. С. 34−42.
О себе

Окончила Иркутский педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина в 1980 году по специальности «английский и немецкий языки» (диплом ЖВ № 317 791).

В 1997 году окончила очную аспирантуру Минского государственного педагогического университета им. М. Танка. Диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук защищена в 1997 году.

Кандидат психологических наук, доктор филологических наук (ученая степень присуждена диссертационным советом Д. 002.006.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языкознания РАН 25 сентября 2008 г.).

Постоянно участвует и выступает с докладами на международных конференциях, из них за последние три года в приняла участие в 15 международных конференциях, в том числе в Праге, Париже, Лондоне, Вильнюсе.

В качестве приглашенного лектора читала курсы лекций в:
— Чжэцзянском университете (г. Ханьчжоу, КНР)
— Пекинском университете иностранных языков (г.Пекин, КНР)
— Шанхайском университете (г.Шанхай, КНР)
— Иркутском государственном техническом университете (в рамках юбилейных чтений, посвященных 50-летию кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Иркутского государственного технического университета — единственной кафедры такого профиля в Сибирском и дальневосточном регионе);
— Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления в рамках III Международной научно-практической конференции «Восток-Запад: взаимодействие языков и культур», Улан-Удэ, 16−20 сентября 2015 года;
— по программе Erasmus + для магистрантов, Вильнюс, октябрь 2017;
— по приглашению Американского общества преподавателей русского языка в Русском доме при Посольстве РФ. г. Вашингтон (ноябрь 2017).

Является:
— членом постоянно действующего Центра межкультурных исследований им. А.А.Леоньева в Институте языкознания РАН;
— проекта «Полифония большого города», проводимого ежегодно совместно филологическим факультетом МГУ и Московским институтом лингвистики.
— членом Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация лингвистов-когнитологов» и Национального общества прикладной лингвистики (НОПриЛ)
Является членом Диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций
— Д 850.007.08 на базе Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»;
— Д 850.007.11 на базе Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».
Является членом редколлегии
— журнала «Вестник МГПУ» серии «Филологическое образование»;
— журнала «Язык, сознание, коммуникация» (филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова);
— журнала «Преподаватель XXI века».

Область научных интересов

Психолингвистика/ социопсихолингвистика, социолингвистика, теория речевого воздействия, дискурсивные исследования, когнитивная лингвистика, лингвофилософские аспекты языка.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: