Top.Mail.Ru
Попов Александр Анатольевич

Попов Александр Анатольевич

Должность: Профессор, эксперт кафедры педагогических технологий непрерывного образования

Ученая степень и звание: Доктор философских наук, Доцент


popovaa@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
⦁ Проектирование и реализация практик индивидуализации и тьюторства: от инициативы и проектного замысла до реализации проекта;
⦁ Тьюторское сопровождение в обучении взрослых;
⦁ Ресурс индивидуализации и тьюторства в работе с персоналом;
Научно-преподавательский стаж
30 лет
Заслуги, награды
  • Дипломы о присуждении и подтверждении статуса Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ;
  • Диплом победителя Всероссийского конкурса «Социальный Форум» ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия»;
  • Почетная грамота Министерства просвещения РФ за значимый вклад в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения;
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки РФ;
  • Диплом лауреата конкурса «Школа Сколково», Фонд «Сколково», Министерство образования и науки Российской Федерации, Корпорация Майкрософт;
  • Диплом победителя конкурса проектов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по оценке качества образования в Российской Федерации с проектом «Оценка компетентностных результатов и достижений»;
  • Благодарственное письмо ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» за качественное и своевременное выполнение научно-исследовательских работ;
  • Благодарственное письмо Федерального института развития образования РАНХиГС при президенте РФ за значительный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки;
  • Благодарственное письмо Л. А. Путиной;
  • Благодарственное письмо руководителя фракции Государственной Думы Л. Э. Слуцкого.
Уровень образования, квалификации
Доктор философских наук
Общий стаж
35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Повышение квалификации. Компетентностные практики образования: идеология и технология, Автономная некоммерческая организация Дополнительного профессионального образования Открытый институт "Развивающее образование", 13.07.2017
• Повышение квалификации. Интенсификация подготовки обучения образования, Негосударственное образовательное учреждение Открытый институт "Развивающее образование", 27.04.2012
• Сертификация. Attended the Managers, Carl Duisberg, 27.06.2007
• Сертификация. "Психология развития с позиции культурно-исторической концепции”, курс лекций доктора психологических наук, профессора Бориса Данииловича Эльконина, 09.04.2021
• Сертификация. Tacis Managers Training Programme (MTR 4), International Business School, Budapest, 09.07.2007
• Повышение квалификации. Методология проектирования программ дополнительного образования и внеурочной деятельности. Менеджмент программ компетентностных испытаний, ООО "Агентство гуманитарных технологий "Политика развития", 13.07.2018
• Повышение квалификации. Проблематизация как онтологическая практика индивидуально-образовательного сопровождения, Негосударственное образовательное учреждение Открытый институт "Развивающее образование", 17.08.2012
• Повышение квалификации. Информационные технологии в работе преподавателя вуза, Московский городской университет, 25.11.2018
• Повышение квалификации. Теория и методология проведения компетентностных испытаний, Ассоциация специалистов Развивающего обучения "МАРО", 19.09.2020
• Повышение квалификации. «Технологии разработки современного учебника», Государственном автономном образовательном учреждении высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» , 25.04.2021
• Повышение квалификации. Дорожные карты будущего: новые возможности для бизнес-образования, Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС", 20.09.2012
• Повышение квалификации. «Теория и методика проведения компетентностных испытаний», ООО Агентство Гуманитарных Технологий «Политика развития»
Основные публикации
    1. Попов А.А. Равнение — на Нобелевскую премию. Управление школой: методический журнал для школьной администрации — Москва — 2012 г., № 3. Издательский дом «Первое сентября», 2012;
    2. Попов А.А. и др. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования — М. Эврика: 2008;
    3. Попов А.А., Ермаков С.В. Дидактика открытого образования. Монография. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2020;
    4. Попов А.А. К основаниям построения отечественной теории компетенций. Вестник Томского государственного университета, № 312, 2008;
    5. Попов А.А. Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода. Изд.6-е, М.: ЛЕНАНД, 2019;
    6. Попов А.А. Юношеское образование. Материалы к построению систем профильного обучения. М 2009;
    7. Попов А.А., Дерябин А.А., Дата-грамотность как новая цифровая компетенция школьников — Журнал Информационное общество, 2020;
    8. Ермаков С.В., Попов А.А., Аверков М.С., Глухов П.П. Развитие математического мышления в практиках открытого образования. ЛЕНАНД, 2017;
    9. Попов А.А., Миркин И.Ш. Решение задач в школе на основе законов сохранения физики. Учебно-методическое пособие. — Бийск: изд-во БГПИ, 1992;
    10. Попов А.А., Глухов П.П. Власть аргумента. Российская компетентностная олимпиада. М.: Национальный книжный центр, 2020;
    11. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А. В География человеческих перспектив. Учебно-методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2004;12. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С., Стась А.Н. Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура. Томск: Издательство ТГПУ, 2007;​​​​​​​
    12. Попов А.А. Практики наставничества: назначение и типология с

    позиций мыследеятельностного подхода, // Красноярское образование: вектор развития. № 8/2023. -16−23

    1. Попов А.А., Проскуровская И. Д, Юрасова М.Ю. Возможности поколения и индивидуальные шансы: Модульная организация гуманитарно-управленческого образования школьников. Учебно-методическое пособие.- М.;Томск:, 2003;
    2. Попов А. А. и др. Локальная история: организация исследовательской и проектной деятельности. — М.: НКЦ Образование, 2022. -108 с.;
    3. Попов А. А. и др. Всероссийский атлас «Герои нашей страны» (методическое пособие по сопровождению исследовательской и проектной деятельности, патриотическому воспитанию, формированию гражданской идентичности и национального самосознания) М.: 2022. — 348 с.;
    4. Попов А. А., Глухов П. П., Ермаков С. В., Феномен выдающихся достижений. Современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей. ЛЕНАНД, 2017.;
    5. Попов А. А., Глухов П. П., Луппа Г. М., Попова О. А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: Методическое пособие. Изд. 2−3 — М.: ЛЕНАНГД, 2017, — 192 с.;
    6. Попов А. А. и др. Оценка компетентностных результатов школьников (учебно-методическое пособие). Издательский центр МГПУ. Москва, 2015;
    7. Попов А.А., Открытая модель дополнительного образования региона. — М.: Национальный книжный центр, 2018;
    8. Попов А. А., Глухов П. П., Ешматов Я. А., Доступность дополнительного образования в России: оценка благополучателей и региональная ситуация — Журнал «Вестник ТГПУ», 2020. — № 6;
    9. Попов А. А., Глухов П. П., Дробышев И. А., Вклад институтов образования в рейтинговые позиции городов и городских агломераций как мера оценки их конкурентоспособности — Журнал «Регион: экономика и социология», 2021. — № 1.
    10. Попов А. А., Глухов П. П. Концепция системы ранней профориентации и дополнительного образования детей с учётом приоритетов социально-экономического развития. — М.: 2022. — 78 с.
    11. Попов А. А., Аверков М. С., Вишневская Е. А., Глухов П. П., Атлас практик неформального образования,. — М.: 2022. — 160 с.
О себе

В 1993 году окончил с отличием физико-математический факультет Бийского государственного педагогического института (сегодня Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В. М. Шукшина) В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Социальная философия» в Томском государственном университете. В 2009 году защитил ученую степень доктора философских наук в Томском государственном университете по специальности «Социальная философия». В 1999 году создал Федеральную экспериментальную площадку Школа гуманитарного образования по подготовке кадрового резерва в сфере управления. В 2012 году организовал Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Открытое образование». На сегодняшний день доктор философских наук, профессор Института непрерывного образования МГПУ, ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего РАНХиГС при президенте РФ, генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование», президент Ассоциации лидеров практик неформального образования, эксперт АСИ. Автор более 200 научных и публицистических работ, включая 22 книги.

  • Автор концептов проблемно-задачной организации образования, обучения дата-грамотности, мотивационной одаренности и современного профессионального самоопределения;
  • Соавтор Федерального государственного образовательного стандарта общего образования утвержденного Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. и Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации 4.09.2014;
  • Автор Концепции системы профориентации с учётом приоритетов социальноэкономического развития регионов, развития рынка труда и кадровой потребности экономики и программы её реализации, выполненной по поручению Администрации Президента и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» в рамках контракта от 6 июня 2022 г. № 22−2320-ДОГ.;
  • Автор концепции-лауреата «Конкурса Школа Сколково» Министерства образования и науки Российской Федерации и компании Microsoft 2012 г.;
  • Автор и директор Российской компетентностной олимпиады с 2012 г., приказом Министерства просвещения Российской Федерации Олимпиада включена в федеральный перечень олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов;
  • Научный руководитель и консультант ряда проектов по созданию государственных и частных образовательных организаций;
  • Автор ряда методических разработок и УМК по математике, физике, географии, обществознанию и истории.

Знаковые проекты в разные годы:

  • Руководство разработкой и реализацией Российской Компетентностной олимпиады, включая проведение и экспертно-методическую поддержку региональных этапов в Москве, Московской области, Калининградской области, Кемеровской области, Новосибирской области, Ханты-Мансийской автономном округе — Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, Волгоградской области, Красноярском крае, Республике Коми, Республике Чувашия, Приморском крае, Томской области, Алтайском крае, Республике Алтай, Нижегородской области, Республике Удмуртия, Республике Кабардино-Балкария, Ульяновской области, Республике Бурятия, Иркутской области, Калужской области, Ярославской области, Республике Хакасия, Воронежской области;
  • Экспертное сопровождение проектов создания Научно-образовательных центров мирового уровню в Московской школе управления «Сколково»;
  • Руководство работами по оказанию комплекса услуг по разработке и организации программы повышения квалификации для директоров школ «Доказательное управление образовательной организацией» для ООО «СберОбразование»;
  • Соруководство научно-исследовательской работой «Информационно аналитическое, научно-методическое и организационно-техническое сопровождение реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года № 2506» в рамках государственного задания ФГАУ «Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации»;
  • Руководство разработкой инновационного учебно-методического комплекса для школьного образования «География человеческих перспектив» в рамках Федерального конкурса Национального фонда подготовки кадров;
  • Руководство разработкой информационного источника сложной структуры для школьного образования «Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура» в рамках Федерального конкурса Национального фонда подготовки кадров;
  • Руководство проведением программы по цифровому образованию «Дата кампус: анализ данных и искусственный интеллект для школьников» в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика»;
  • Руководство реализацией проекта «Всероссийский конкурс «Добровольцы локальной истории», в рамках реализации национального проекта «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»;
  • Руководство выполнением НИР «Применение средств анализа данных при поддержке выбора образовательной и карьерной траекторий школьников» в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»;
  • Руководство исполнением государственного контракта «Внедрение инновационной системы научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогических кадров, направленной на развитие мотивации одаренных детей к творчеству и познанию» Министерства образования и науки РФ;
  • Руководство выполнением Государственной работы «Систематизация диагностик компетентностных образовательных результатов и эффектов в общем среднем и профильном образовании» проводимой в рамках Государственного задания ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
  • Руководство Государственным контрактом «Разработка моделей обеспечения доступности образовательных услуг организациями дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, одаренными, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и из малоимущих семей)» Министерства просвещения Российской Федерации;
  • Руководство авторским коллективом по созданию методических рекомендаций организации каникулярного отдыха детей в парадигме компетентностного подхода в рамках государственного контракта Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Руководство исполнением научно-исследовательской работы «Анализ региональных систем оценки качества образования, новых организационно управленческих стандартов для муниципальных и региональных систем» в рамках выполнения научноисследовательской работы государственного задания ФГАУ «Федеральный институт развития образования МОН РФ»;
  • Руководство проектом-победителем «Оценка компетентностных результатов и достижений» конкурса проектов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по оценке качества образования в Российской Федерации;
  • Руководство выполнением НИР «Анализ использования проектно-аналитических технологий при оценке взаимовлияния системы образования и образовательных институтов городов и городских агломераций» в рамках выполнения научноисследовательской работы государственного задания ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020 г.;
  • Руководство научно-исследовательской работой «Анализ международных рейтингов, учитывающих развитие образования и выработка предложений по совершенствованию образовательной политики Москвы» по государственному заданию ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»;
  • Руководство исследовательской программой «Методология и методы оценки уровня развития человеческого потенциала территорий» в рамках государственного задания Российской Академии Образования;
  • Разработка сценариев развития интеллектуальной сферы и национальной системы образования Республики Армения;
  • Координация разработки совместной магистерской программы МФТИ и Норникель по DataScience для ПАО «ГМК «Норильский никель»;
Область научных интересов

Народное образование. Педагогика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание. Внешкольная педагогика; Образование взрослых. Повышение квалификации. Самообразование; Общая педагогика. Философия: Общие вопросы философии; Социальная философия. Управление образованием

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
Управление компетентностным развитием;
Дидактика открытого образования;
Проектирование и реализация антропопрактик индивидуализации и тьюторства: от инициативы и проектного замысла до реализации проекта;