Приходько Оксана Георгиевна

Приходько Оксана Георгиевна

Должность: директор института специального образования и комплексной реабилитации, заведующий кафедрой логопедии

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 132-05-62

PrihodkoOG@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
На основе полученных О.Г. Приходько теоретико-методологических и практических результатов исследований ею разработан и внедрён в образовательный процесс ряд авторских учебных дисциплин, по которым в рамках своей научно-педагогической деятельности она читает оригинальные лекционные курсы:
Коррекционная педагогика
Логопедия (Дизартрия)
Современные подходы к комплексному логопедическому обследованию
Современные подходы к ранней психолого-педагогической диагностике нарушений развития
Междисциплинарный подход в логопедической работе с детьми с нарушениями произносительной стороны речи
Ранняя логопедическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья
Система комплексной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Научно-преподавательский стаж
24 года
Заслуги, награды

Приходько О.Г. является обладателем множества наград, знаков отличия и почета:

  • Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации;
  • Почётный работник высшего профессионального образования РФ;
  • Почетные грамоты Минобрнауки России и Департамента образования г. Москвы.
  • Лауреат Грантов Москвы в области гуманитарных наук в 2001, 2004, 2005, 2010 годах.
  • Ветеран труда.
  • Медаль в память 850-летия Москвы.
  • Именной памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Министерства образования и науки РФ.
  • Орден «Профессионал России» Российской геральдической палаты.
Уровень образования, квалификации
В 1986 году окончила Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина по специальности «олигофренопедагогика» (специализация «логопедия»).
В 2001 г. О.Г. Приходько защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста, страдающими церебральным параличом»; в 2009 г. – докторскую диссертацию на тему: «Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом».
Направление подготовки (или специальность)
Логопедия
Общий стаж
34 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
«Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (72 часа), ГБОУ ВПО МГППУ, удостоверение о ПК № У-15-19259 от 26.06.2015;
«Технология работы преподавателя в системе дистанционного обучения» (24 часа), ГАОУ ВО МГПУ, удостоверение о ПК № 15099/310 от 06.07.2015;
«Формирование аналитического подхода к управлению и развитию университета» (20 часов), НИУ ТГУ, удостоверение о ПК № 31037.02-84-16 от 05.07.2016;
«Организация инклюзивного образования детей-инвалидов в образовательных организациях» (72 часа), ГАОУ ВО МГПУ, удостоверение о ПК №00515/37 от 30.09.2016;
«Охрана труда в организации» (40 часов), АНО ДПО УСЦ «Гармония», удостоверение о ПК № ОТ-5/2 от 14.05.2018;
«Информационные технологии в работе преподавателя вуза» (36 часов), ГАОУ ВО МГПУ, удостоверение о ПК № 18185/180 от 26.11.2018;
«Обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательной организации» (72 часа), ФГБОУИ ВО МГГЭУ, удостоверение о ПК № 1132 от 28.12.2018;
«Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа), ГАОУ ВО МГПУ, удостоверение о ПК № 889667 от 05.06.2019.
Основные публикации

Является автором и соавтором 152 научных и учебно-методических публикаций, основными из которых являются:

а) Научные работы

  1. Приходько О.Г. Принципы организации логопедической работы с детьми раннего возраста, страдающими неврологическими заболеваниями. — Журнал «Развитие и коррекция». Вып. 3, 1998. — с. 65−76.
  2. Приходько О.Г. Ранняя диагностика дизартрических нарушений у детей раннего возраста. — IV Царскосельские чтения. Научно-теоретическая межвузовская конференция. 25−26 апреля 2000. т.III. СПб. — с. 152−155.
  3. Приходько О.Г. Задачи, содержание и методы ранней помощи детям с двигательными нарушениями. — Журнал «Дефектология», № 4, 2003. — с. 36−39.
  4. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательными нарушениями: задачи, содержание и методы. — «Ранняя медико-психолого-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Матер. конф. — М.: Полиграф-сервис, 2003. — с. 284−302.
  5. Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия. — Логопедия ХХI века: Материалы симпозиума с международным участием (20−21 апреля 2006 г.) — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — с. 253−258.
  6. Приходько О.Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией и пути коррекционного воздействия. — Журнал «Практическая психология и логопедия», № 4 (27), 2007. — с. 20−24.
  7. Приходько О.Г. Раннее речевое развитие детей с церебральным параличом. — Актуальные вопросы современной логопедии. Материалы научно-практической конференции, посвященной 10-летию МСГИ. — М.: НАНОО «МСГИ», 2007. — с. 48−53.
  8. Приходько О.Г. Коррекция нарушений речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2008. — № 10.-с.187−198.
  9. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. — 208 с.
  10. Приходько О.Г. Система комплексной дифференцированной педагогической работы с детьми раннего возраста по коррекции нарушений развития. — «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения». Материалы III Международной конференции дефектологов. 28−29 ноября 2007 г. Ч.I. — М.: 2008. — с. 6−12.
  11. Приходько О.Г. Система комплексной педагогической работы по коррекции полиморфных нарушений развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. — 2008. — № 12.-с.204−212.
  12. Приходько О.Г. Специфика нарушений развития у детей первых лет жизни с двигательной церебральной патологией. — Специальное образование: традиции и инновации. Материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 10−11 апр. 2008 г. — Минск: БГПУ, 2008. — с. 268−271.
  13. Приходько О.Г. Нарушения раннего речевого развития детей с двигательной церебральной патологией. — Дефектология. — 2009. — № 1. — с. 61−68.
  14. Приходько О.Г. Особенности познавательного развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. — 2009. — № 1. — с. 28−35.
  15. Приходько О.Г. Стимуляция речевого развития детей раннего возраста с двигательной патологией. — Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — с. 92−100.
  16. Приходько О.Г. Стимуляция познавательного и социального развития детей раннего возраста с церебральным параличом. — Дошкольное воспитание. — 2009. — № 3. — с. 66−74.
  17. Приходько О.Г. Логопедическая работа по коррекции речедвигательных нарушений у детей с церебральным параличом в первые годы жизни. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009.- № 2. — с. 56−63.
  18. Приходько О.Г. Актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров для оказания помощи детям с отклонениями в развитии в первые годы жизни. — Современность и пути развития специального образования. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования. 25−26 ноября 2009 г., Екатеринбург. — Екатеринбург, УГПУ, 2009.
  19. Приходько О.Г. Методологические основы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. — Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы второго международного теоретико-методологического семинара 26 апреля 2010, Том М.: ГОУ ВПО МГПУ — с. 174−179.
  20. Приходько О.Г. Актуальные проблемы оказания ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. — Специальное образование: традиции и инновации: материалы II междунар.науч.-практич. конференции. г. Минск, 8−9 апр., 2010. БГПУ, 2010. — с.284.
  21. Приходько О.Г. Ранняя помощь как система. — Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. — 2012. — № 1 (13). — с. 14−18.
  22. Приходько О.Г. Система ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. — Особые дети в обществе: Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. 26−28 октября 2015 г. — М.: АНО «НМЦ «СУВАГ», 2015. — с. 179−183.
  23. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. — М.: Парадигма, 2015. — 126 с.
  24. Приходько О.Г. Актуальные проблемы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. — Ранняя помощь ребенку с ОВЗ в межведомственном пространстве города Москвы. Сборник материалов круглого стола 30 сентября 2015 года / АНО «Совет по вопросам управления и развития». — М.: Акварель, 2015. — с. 7−20.
  25. Приходько О.Г., Югова О.В. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей первых лет жизни. — Специальное образование. — 2016. — № 2. — С. 85−93.
  26. Приходько О.Г. Предметно-развивающая образовательная среда для детей первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья. — Раннее и дошкольное образование в системе непрерывного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (22−23 марта 2017 г.). — М.: ПАРАДИГМА, 2017. — с. 170−176.
  27. Приходько О.Г., Левченко И.Ю. и др. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям. — М.: Парадигма, 2018. — 378 с.
  28. Приходько О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп. — «Специальное образование» — 2018. — № 4 (52). — с. 95−105.
  29. Приходько О.Г., Югова О.В. Современный этап развития ранней комплексной помощи детям с ОВЗ в Российской Федерации. — Материалы международной конференции «Современные проблемы реабилитации при различных патологиях с использованием курортно-природных ресурсов и достижений медико-технической науки». Карловы Вары, 27−28 мая 2019 г. — М.-Карловы Вары, 2019. — с. 103−107.
  30. Вакорина Л.Ю., Приходько О.Г., Югова О.В. ПМПК в контексте инклюзивного образования: ключевые показатели деятельности — Вестник РУДН. Серия: Социология. — 2019. — № 4. — С. 814−824.
  31. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Обеспечение доступности среды базовых профессиональных образовательных организаций для лиц с инвалидностью и ОВЗ в условиях реализации мультифункциональной модели. — Специальное образование. — 2019. — № 4 (56). — с. 99−114.
  32. Приходько О.Г., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А., Югова О.В. Современные тенденции развития непрерывного инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. — Сборник материалов международной научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» PeerReview Jornals Policy. — https://www. shsconferences. org/articles/ shsconf/abs/2019/11/contents/ contents.html.
  33. Приходько О.Г., Медведева Е.А., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. К вопросу о дополнительном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе непрерывного инклюзивного образования. — Сборник материалов межд. науч.-практ. конф. «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» PeerReview Jornals Policy. — https://www. shsconferences. org/articles/ shsconf/abs/2019/ 11/contents/ contents.html.
  34. Prihodko О.G., Pjankova A.V., Philatova I.А. Using Digital Technologies for Formation of Oral Speech in Hearing-Impaired Pre-School Children by a Speech Therapist. — International Scientific Conference «Digitalization of Education: History, Trends and Prospects» (DETP 2020). — Advances in Social Science, Education and Humanities Research, vol. 437. — р. 223−227.

б) Учебно-методические работы

  1. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — Специальная дошкольная педагогика /под ред. Е.А.Стребелевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. -с.183−219.
  2. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (учебное пособие). — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 192 с.
  3. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: Коррекционная работа на первом году жизни. — М.: Полиграф сервис, 2003. — 160 с.
  4. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни. — СПб.: КАРО, 2006. — 112 с.
  5. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб.: КАРО, 2008. — 160 с.
  6. Приходько О.Г. Сборник программ учебных дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 31 800 — «Логопедия». — М.: МГПУ, 2009. — 156 с.
  7. Приходько О.Г. Ранняя комплексная дифференцированная коррекционно-развивающая помощь детям с двигательной патологией. — Сборник программ дисциплин специализации «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и спецкурсов по специальности 31 800 — «Логопедия» / Под ред. О.Г. Приходько. — М.: МГПУ, 2009. — 98 с.
  8. Приходько О.Г. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста. — Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 6. — с. 11−19
  9. Приходько О.Г., Югова О.В. Как научить малыша говорить: учебно-методический комплект с иллюстративным материалом. — М.: Каисса, 2010. — 74 с.
  10. Приходько О.Г. Методические рекомендации по организации диагностического обследования детей различными специалистами в условиях новых форм деятельности ДОУ. — Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. Отв. ред. М.М. Цапенко. — М.: МГППУ, 2011. — с. 183−205.
  11. Приходько О.Г., Безрукова О.А., Служакова О.И., Челей Н.С. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. — М.: Русская речь, 2012. — 100 с.
  12. Приходько О.Г. Коррекционно-развивающая работа с детьми с двигательной патологией в первые годы жизни. — Сопровождение проблемного ребенка и его семьи в системе ранней помощи. Диагностика и коррекция развития / Под общ. ред. Ю.А.Разенковой. — М.: Школьная Пресса, 2012. — с. 130−147.
  13. Приходько О.Г. Ранний возраст. — Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (под ред. О.Л.Соболевой). — М.: Дрофа, 2013. — с. 28−81.
  14. Приходько О.Г., Стребелева Е.А., Екжанова Е.А., Лазуренко С.Б., Гусейнова А.А., Григоренко Н.Ю., Ушакова Е.В., Югова О.В. Педагогика с пеленок. Пособие для родителей. — М.: Ромарт, 2013. — 32 с.
  15. Приходько О.Г. Система служб ранней помощи детям с ОВЗ. — Права и возможности ребенка-инвалида и его семьи / Худенко Е.Д., Дорофеева Л.А., Приходько О.Г. и др. — М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2015. — с. 8−12.
  16. Приходько О.Г. Как помочь малышу с ДЦП? — Новые практики в работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида (руководство для родителей) / под ред. Е.Д. Худенко. — М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2015. — с.19−27.
  17. Приходько О.Г., Югова О.В. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. — АНО «Совет по вопросам управления и развития». — М.: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис», 2015. — 145 с.
  18. Приходько О.Г., Югова О.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с ОВЗ. — «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — 2018. — № 1. — с. 13−19.
  19. Приходько О.Г., Югова О.В. Познавательное и речевое развитие в системе коррекционно-развивающей помощи детям раннего возраста. — «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» — 2019. — № 1. — с. 49−56.
О себе

С 1986 по 1997 гг. работала в детской психоневрологической больнице № 18 г. Москвы в качестве логопеда-дефектолога, затем заместителем главного врача по психолого-педагогической работе ФГУ Российский реабилитационный центр «Детство» МЗ РФ (1997−1999 гг.). На кафедре логопедии МГПУ преподает с 1997 г., заведует кафедрой логопедии с 2001 г., с 2004 г. — декан факультета специальной педагогики, с 2012 г. — директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Под руководством О.Г. Приходько и при ее активном участии создана и внедрена в учреждения различных ведомств Модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (в МГПУ специализация — с 2003 г., программа повышения квалификации — с 2007 г., магистерская программа — с 2011 г., серия учебно-методических пособий «Раннее развитие и коррекция», гранты по заказу Департамента образования г. Москвы, информационно-просветительские проекты).

О.Г. Приходько с 2014 по 2017 гг. являлась руководителем 5-ти крупных проектов Министерства образования и науки РФ («Проведение обучающих мероприятий для специалистов ПМПК, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования» (2014−2016 гг.) и др.) и 17-ти научно-исследовательских работ по заданию Департамента образования г. Москвы («Разработка теоретико-методологического и содержательного обеспечения внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях», «Инклюзивная молекула» и др.).

О.Г. Приходько является автором раздела «Ранний возраст» в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Диалог» (2013г.), разработанной в соответствии с ФГТ и отвечающей современной концепции образовательной деятельности в дошкольных учреждениях России. Пособие для родителей «Педагогика с пеленок» последние 7 лет вручается во всех роддомах города Москвы.

За последние 5 лет О.Г. Приходько более 5 раз выступала с докладами на заседаниях международных, всероссийских, региональных конференций, симпозиумах и круглых столах.

О.Г. Приходько — автор уникальной практической методики «Дифференцированный логопедический массаж», а также ряда фундаментальных научных и учебно-методических работ по проблемам комплексной реабилитации и специальному образованию детей с ОВЗ.

Область научных интересов

Профессиональная и общественная деятельность

Приходько Оксана Георгиевна обладает бесспорным научным авторитетом и является ведущим специалистом в следующих областях:

  • система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • ранняя комплексная психолого-педагогическая диагностика основных линий развития;
  • комплексная реабилитация (медико-социальная и психолого-педагогическая) детей с ДЦП;
  • коррекция речедвигательных расстройств (дизартрии) у детей с ДЦП и другими видами неврологической патологии;
  • теория и практика специального и инклюзивного образования детей различных нозологий (НОДА, ТНР и др.).

О.Г. Приходько ведет активную научно-исследовательскую и практическую работу по подготовке высококвалифицированных кадров в области специального (дефектологического) образования. В рамках внедрения в образовательный процесс новых форм и методов организации и проведения занятий, инновационных технологий под ее руководством и непосредственном участии в Институте создана и активно используется уникальная видеотека авторских учебных материалов (диагностические обследования, коррекционно-развивающие занятия с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста).

С 2011 года по инициативе и под руководством О.Г. Приходько на кафедре логопедии была открыта программа подготовки бакалавров «Дошкольная дефектология», магистерские программы «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» и «Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения». Она является руководителем 9-ти ежегодных программ повышения квалификации для логопедов, дефектологов, специальных педагогов г. Москвы. Под ее руководством и при активном участии создана и внедрена в учреждения различных ведомств модель ранней комплексной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям (специализация — с 2003 г., программа повышения квалификации — с 2007 г., магистерская программа — с 2011 г., серия учебно-методических пособий «Раннее развитие и коррекция», гранты по заказу Департамента образования г. Москвы, информационно-просветительские проекты).

О.Г. Приходько имеет свидетельства о государственной регистрации баз данных:

  • «Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии» № 2 014 621 106 (2014г.);
  • «Дифференцированный логопедический массаж при коррекции нарушений произносительной стороны речи» № 2 015 620 630 (2015г.);
  • «Теоретико-методологические и практические материалы для комплексной реабилитации лиц с двигательной церебральной патологией» № 2 017 620 234 (2017г.);
  • «Научно-методическое обеспечение использования полифункциональной интерактивной среды сенсорных комнат в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков» № 2 017 620 205 (2017г.).

О.Г. Приходько — действительный член Академии медико-технических наук; эксперт Государственной Думы РФ по проблемам ранней помощи и предупреждения детской инвалидности; эксперт Министерства образования и науки РФ и Министерства труда и социальной защиты РФ в области специального и инклюзивного образования; эксперт координационного совета мэрии Москвы по делам инвалидов; член Национальной ассоциации экспертов по ДЦП и сопряженным заболеваниям; член жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший учитель-дефектолог России» (2018−2020гг.).

Задать вопрос публично

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: