Top.Mail.Ru
Величенкова Ольга Александровна

Величенкова Ольга Александровна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

velichenkovaoa@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Логопедия (Афазия, алалия)
• Диагностика и коррекция речевых расстройств у подростков и взрослых
• Логопедия (нарушения письма и чтения)
Научно-преподавательский стаж
21 год
Заслуги, награды

Награждена Грантом правительства Москвы в области образования. Лауреат международного конкурса за научную работу в области нейропсихологии детского возраста. Имеет благодарности от методических объединений логопедов СОШ и ЦПМСС за разработку программно-методического обеспечения и руководство научными проектами.

Уровень образования, квалификации
В 1997 г. с отличием окончила Московский педагогический государственный университет им. В.И.Ленина по специальности «логопедия» с дополнительной специальностью «филология». Имеет квалификацию учитель-логопед, учитель русского языка и литературы. В 2001 году закончила очную аспирантуру МГПУ.
Направление подготовки (или специальность)
Учитель-логопед, учитель русского языка и литературы
Общий стаж
24 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• 2018 г. «Технология разработки и использования ресурсов «Московской электронной школы». 36 часов. ГАОУ ВО МГПУ
• 2018 г. «Информационные технологии в работе преподавателя вуза». 36 часов. ГАОУ ВО МГПУ г. Москва.
• 2019 г. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья», ГАОУ ВО МГПУ г. Москва (72 часа).
• 2019 г. Информационная компетентность преподавателя в области применения IT в учебном процессе университета, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». (16 часов)
• 2022 г. Центральные механизмы речи. Инновационные методики и подходы в коррекции речевых нарушений (36 часов). ЧОО ДПО «Логопед-профи». г. Санкт-Петербург.
Основные публикации

Учебные издания и монографии:

  • Развитие первоначальных навыков чтения у учащихся с трудностями в обучении: учебно-методическое пособие / Москва, 2022.
  • «Московская электронная школа» как инструмент равного доступа к образованию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью /Афанасьева Ю.А., Величенкова О.А., Гравицкая Е.Г., Григоренко Н.Ю., Журавлева Ж.И., Мануйлова В.В., Миронова А.В., Павлова А.С., Парамонова Г. В., Попова Т.М., Приходько О.Г., Титова О.В., Томсон В.А., Тюрина Н.Ш.: Учебно-методическое пособие / Москва, 2021.
  • Формирование графомоторного навыка у первоклассников с трудностями в обучении: Учебно-методическое пособие / Москва, 2021.
  • Логопедическая работа с первоклассниками: Учебно-методическое пособие для учителей-логопедов, педагогов-пси-хологов, учителей начальных классов и преподавателей русского языка / Москва, 2020.
  • Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. Агрис А.Р., Алмазова А.А., Алтухова Т.А., Ахутина Т.В., Бабина Г. В., Бабина Е.Д., Величенкова О.А., Вятлева Ю.Е., Гаранина Л.А., Елецкая О.В., Зубарева Т.Г., Иншакова О.Б., Киселева Н.Ю., Корнев А.Н., Корнилова (Панкратова) Н.С., Кузева О.В., Лагутина А.В., Логинова Е.А., Прищепова И.В., Российская Е.Н. и др. Научная монография / Под общей редакцией О.А. Величенковой. Москва, 2018.

Статьи:

  • Дистанционная логопедическая поддержка русскоязычных семей за рубежом: технологии дифференциальной диагностики в условиях полиязычия / Величенкова О.А., Лагутина А.В., Русецкая М.Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2021. № 5. С. 42−50.
  • Основные подходы к развитию неречевых функций в системе коррекции дисграфии // Специальное образование. 2021. № 3 (63). С. 23−37.
  • Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников / Русецкая М.Н., Величенкова О.А., Ушакова Е.В., Преснова О.В. // Современное дошкольное образование. 2021. № 5 (107). С. 70−80. 0
  • Специальная педагогика и психология в полилингвальной реальности / Величенкова О.А., Русецкая М.Н., Лагутина А.В. // Российский журнал исследований билингвизма. 2021. № 1. С. 31−38. 1
  • Возможности организации логопедического онлайн-консультирования русскоязычных семей за рубежом / Русецкая М.Н., Лагутина А.В., Величенкова О.А. // Русский язык за рубежом. 2020. № 1 (278). С. 89−93.
  • Проблема нарушений письма и чтения у детей: данные всероссийского опроса / Величенкова О.А., Ахутина Т.В., Русецкая М.Н., Гусарова З.В. // Специальное образование. 2019. № 3 (55). С. 36−49.
  • Обучение чтению детей с особыми образовательными потребностями: зачем, когда и как / Величенкова О.А., Лагутина А.В. // Русский язык за рубежом. 2018. № 6 (271). С. 37−42.
О себе

Проводит мастер-классы в рамках практико-ориентированных проектов ИСОиП МГПУ. Принимает участие в организации и проведении конкурса «Я профессионал». Участвует в общественно-просветительских мероприятиях: «БереZка: бизнес-форум для подростков и их родителей», «Международная неделя осведомленности о дислексии».

Является членом «Российской ассоциации дислексии», членом Экспертного совета Ассоциации родителей и детей с дислексией, научным руководителем Центра помощи детям с трудностями в обучении.

В 2019—2020 годах принимала участие в экспертном анализе проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями письма и чтения в России для рабочей группы по вопросам организации образования обучающихся с нарушениями письма и речи Министерства просвещения РФ; в разработке Методических рекомендаций образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма (по заказу ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»).

Область научных интересов
  • диагностика и преодоление нарушений письма и чтения у младших школьников
  • предупреждение школьных трудностей у детей
  • вопросы дифференциальной диагностики трудностей в обучении у школьников
  • нейропсихологический подход к анализу дисграфии
  • логопедическое сопровождение детей-билингвов
  • онлайн-консультирование семей, воспитывающих детей с дислексией и другими проблемами в обучении
  • социологические исследования осведомленности населения и специалистов по проблемам речевого развития детей.
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения

Сложности чтения и письма: когда не стоит ругать ребенка за безграмотность

Что такое дислексия и дисграфия? Как распознать их вовремя? Чем могут учителя, родители и школа помочь ребенку-дислексику? На вопросы «Российской газеты» отвечает эксперт по теме Ольга Величенкова

В России разработали «виртуального логопеда»: сможет ли программа заменить специалистов?

Ольга Величенкова рассказала «Известиям» как создание программного обеспечения, анализирующего правильность речи человека, может способствовать улучшению диагностики пациентов

Лень vs. дислексия: как распознать проблему с речью и решить ее

На портале "Образование в России" рассказали о программе повышения квалификации, реализуемой в Московском городском

Педагог рассказала, как помочь ребенку преодолеть страх перед математикой

В беседе с «Газетой.Ru» доцент МГПУ Ольга Величенкова перечислила признаки математической тревожности и рассказала, как можно улучшить счетные навыки ребенка и избавиться от беспокоящей проблемы

Почему каждый пятый ребенок пишет диктант на «два»?

Эксперт МГПУ Ольга Величенкова рассказала порталу «Правмир» о том, как дислексия, дисграфия и СДВГ влияют на образовательный процесс и оценки детей в школах

Как распознать дислексию и вовремя помочь ребенку?

Ольга Величенкова рассказала «Woman.ru», как можно заподозрить у ребенка дислексию и подобные ей нарушения на ранней стадии, и что делать, если все-таки специалисты поставили такой диагноз