Волкова Елена Николаевна

Волкова Елена Николаевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор



Преподаваемые дисциплины
• «Психология общения»,
• «Социальная психология»,
• «Психология девиантного поведения»,
• «Психология девиантного поведения молодежи»
Научно-преподавательский стаж
33 года
Уровень образования, квалификации
1. Высшее образование, Горьковский государственный университет, химический факультет
Направление подготовки (или специальность)
Преподаватель-химик
Общий стаж
40 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
ФГБОУ ВО «РГПУ им. Герцена» по дополнительной общеобразовательной программе «Первая помощь при заболеваниях и травмах»
Основные публикации
  • Zolotor A.J., Runyan D.K., Dunne M.P., Jain D., Péturs H.R., Ramirez C., Volkova E., Isaeva O., Deb S., Lidchi V., Muhammad T. Ispcan child abuse screening tool children’s version (icast-c): instrument development and multi-national pilot testing. Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. № 11. С. 833−841. (Web of Science, Scopus)
  • Dunne M.P., Dunne S.K., Macfarlane B., Zolotor A.J., Runyan D.K., Andreva-Miller I., Mamyrova N., Choo W.Y., Gerbaka B., Isaeva O., Volkova E., Jain D., Kasim M.S., Ramirez C., Youssef R. Ispcan child abuse screening tools retrospective version (icast-r): delphi study and field testing in seven countries. Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. № 11. С. 815−825. (Web of Science, Scopus)
  • Runyan D.K., Dunne M.P., Choo W.Y., Macfarlane B., Zolotor A.J., Madrid B., Jain D., Gerbaka B., Menick D.M., Andreva-Miller I., Kasim M.S., Isaeva O., Volkova E., Ramirez C., Youssef R.M. the development and piloting of the ispcan child abuse screening tool-parent version (icast-p). Child Abuse & Neglect. 2009. Т. 33. № 11. С. 826−832. (Web of Science, Scopus)
  • Balachova T., Bonner B., Chaffin M., Bard D., Isurina G., Tsvetkova L., Volkova E. Women’s alcohol consumption and risk for alcohol-exposed pregnancies in Russia. Addiction. 2012. Т. 107. № 1. С. 109−117. (Web of Science, Scopus)
  • Волкова Е.Н., Беляева С.И. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков. Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91−106. (Web of Science, ERIC)
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространенности насилия в России с помощью ретроспективного опроса молодежи/Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. № 2. С. 166−182. (Web of Science, Scopus, ERIC)
  • Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы. Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 49−63. (Web of Science, Scopus, ERIC)
  • Андронникова О.О., Волкова Е.Н. Аналитический обзор зарубежных публикаций по проблеме суицидального и аутодеструктивного поведения детей и подростков/ СМАЛЬТА. 2020. № 3. С. 5−24.
  • Волкова Е.Н., Митицина Е.А. Обзор психологических исследований вандализма детей и подростков как основа проектирования программ профилактики в образовательной среде. Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 3 (32). С. 6.
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В. Социально-психологические и личностные особенности подростков — свидетелей буллинга/ Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8. № 4. С. 10.
  • Волкова Е.Н., Цветкова Л.А., Волкова И.В. Методологические основания для разработки программ профилактики подросткового буллинга //Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 88−100. (ИФ 1,011) (Web of Science, ERIC)
  • Balachova T., Shaboltas A., Nasledov A., Chaffin M., Batluk J., Bohora S., Bonner B., Bryant K., Tsvetkova L., Volkova E. Alcohol and HIV Risk Among Russian Women of Childbearing Age// AIDS and Behavior. 2016. Vol.7.P.1−11. (Scopus) (SJR 1.792)
  • Волкова Е.Н., Волкова И.В., Исаева О.М. Оценка распространённости насилия над детьми// Социальная психология и общество. 2016. T. 7. № 2. С. 19−34. (Web of Science, Scopus) (ИФ 0,703)
  • Volkova I., Skitnevskaya L., Volkova E., Tsvetkova L., Vereitinova T., Dmitrieva V. Positive socialization of young people: problems and modern technologies for their solutions//International Journal of Psychology. 2016. Т. 51. № S1. С. 484. (Scopus) (ИФ 1,80)
  • Волкова Е.Н., Микляева А.В., Кошелева А.Н., Хороших В.В. Отношение к собственной одаренности у старших подростков, прошедших педагогический отбор на специализированные образовательные программы // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 3. С. 49−63. (Web of Science, ERIC)
  • Волкова Е.Н. Психологические особенности субъектности одаренных подростков //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 197. С. 52−62.
  • Волкова Е.Н., Коржова Е.Ю. Воспитательный смысл педагогической оценки //Воспитание школьников. 2019. № 7. С. 54−61.
О себе

В 1976 г. поступила в Горьковский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, на химический факультет, окончила его в 1981 году. В 1992 году в Психологическом институте Российской академии образования защитила кандидатскую диссертацию «Субъектность как интегративное свойство личности педагога», получила ученую степень кандидата психологических наук, в 1998 году в том же Институте защитила докторскую диссертацию «Субъектность педагога: теория и практика», получила ученую степень доктора психологических наук по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология. В 2001 году получила ученое звание профессора по кафедре возрастной и педагогической психологии.

С 2005 года по 2015 год была членом Диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии в Нижегородском государственном педагогическом университете и в Тамбовском государственном университете им. Г.Р.Державина. В настоящее время являюсь членом диссертационных советов в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена.

Руковожу подготовкой диссертационных исследований по психологии. Под моим руководством защищены 21 диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. В течение пяти лет (с 2012 по 2017 г. г.) являлась членом Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ.

Являюсь руководителем и исполнителем российских и международных проектов научно-исследовательского и прикладного характера (фонды Soros- Foundation, Open Society, UBS OF, OAK Foundation, CDC- NIH, РГНФ, РФФИ).

Область научных интересов
  • Развитие субъектности человека в онто- и профессиогенезе. Концепция субъектности педагога. Защищена диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук; подготовлены 21 специалист высшей квалификации (защита кандидатских диссертаций). Подготовлена монография, серия статей с результатами эмпирических исследований.
  • Психология подросткового буллинга. Подготовлены монографии и опубликованы серия статей с результатами эмпирических исследований.
  • Психологическое благополучие одаренных подростков. Разработана и проведена эмпирическая верификация теоретической модели психологического благополучия одаренных подростков. Результаты опубликованы в серии статей.
  • Проблема насилия и жесткого обращения с детьми и междисциплинарная модель помощи ребенку, пострадавшему от насилия. Разработана типология насилия над детьми, технология управления кризисными ситуациями на основе профессионального взаимодействия специалистов, модель деятельности междисциплинарной команды специалистов по предотвращению насилия и оказания помощи пострадавшему ребенку и его социальному окружению, практико-ориентированная модель многоуровневой подготовки кадров для работы с проблемой насилия и жестокого обращения с детьми, разработанная и внедренная в образовательный процесс педагогического университета .В составе международного исследовательского коллектива (8 университетов США, Великобритании, Австралии, Южно-Африканской республики, Египта, Колумбии) разработчик международных исследовательских инструментов группы ICAST для оценки распространенности насилия.
  • Позитивная социализация современной молодёжи. Разработана теоретическая модель позитивной социализации современной молодежи. Проведена эмпирическая верификация модели. Результаты опубликованы в серии статей.

Профессиональная и общественная деятельность

  • Член Президиума Федерации психологов образования России
  • Членство в редакционных советах и редакционных коллегиях журналов «Вестник практической психологии образования» (г.Москва), «Системная психология и социология» (г.Москва), «Воспитание школьников» (г. Москва), «Вестник Мининского университета» (г.Нижний Новгород), «Психология человека в образовании» (г.Санкт-Петербург)