Top.Mail.Ru

Семейное образование: за и против

В новом исследовании эксперты МГПУ из Института системных проектов проанализировали семейное образование в разных странах и выяснили отношение к нему родителей в России.

История вопроса

Семья — это то, что формирует человека как личность. Именно семья прививает ребёнку нормы поведения и даёт основы мироощущения. Неудивительно, что семья стала всё больше претендовать на право самостоятельно обучать своих детей.

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. В России образование детей вне школы разрешено с 1993 года. И несмотря на то, что подавляющее большинство родителей (75%) пока предпочитают классическую школьную систему образования, для 18% респондентов вопросы обучения своих детей в домашних условиях оказались актуальными (оставшиеся 7% затрудняются ответить).

Какие варианты образовательного процесса исторически включает в себя семейное образование и какие из них выбирают современные родители?

Традиционное семейное образование или хоумскулинг — школьная программа осваивается дома под контролем родителей. При необходимости возможно привлечение репетиторов.

Анскулинг предполагает отказ от какой-либо программы и системы обучения вообще. Ребенок-анскулер сам выбирает тему для изучения, интерес к которой возникает в данный момент его развития. Как только исследуемый предмет исчерпан, он по своей воле обращается к следующей теме.

Нонскулинг — радикальное направление анскулинга, при котором родители дают своим детям свободу изучать то, что им интересно. Дети-нонскулеры могут сколь угодно долго играть в компьютерные игры, сами выбирают время, когда садиться за стол или идти спать.

Эклектический подход — смешивание в образовательной деятельности разных подходов. Он сочетает в себе элементы из многих методов, ориентируясь на интересы и потребности ребенка в данный момент его развития.

Тематические занятия — подход к обучению, при котором одна тема подробно изучается с позиций различных дисциплин. Такой способ организации может легко заинтересовать любого ребенка, так как изучение предметов происходит на объекте, интересном ему.

Альтернативные школы — различные методики обучения, например, школы Монтессори, Вальдорфская педагогика, Метод Шарлотты Мейсон и другие.

Проанализированный материал из открытых источников и специальное анкетирование позволяют говорить, что 79% родителей, отказывающихся от классической школы, выбирают для своих детей традиционный метод надомного обучения. 14,8% - привлекают репетиторов. 6,2% детей учатся в альтернативной школе.

За рубежом

Как в России, так и в мировом сообществе, семейное образование за редким исключением — абсолютная реальность. Однако анализ, проведённый сотрудниками Московского городского педагогического университета показал, что разные страны по-разному выстраивают взаимоотношения в рамках системы семейного образования.

Например, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Соединенное Королевство и Соединенные Штаты — страны с наиболее распространенными домашними образовательными движениями, но в ряде штатов США (Орегон, Калифорния) и Великобритании существует жесткий контроль за образованием детей в семье. Во Франции два раза в год проверяется социальная ситуация семьи с домашним обучением, в Исландии образование в семье разрешено только родителям с педагогическим образованием, а в Германии, Нидерландах и Швеции семейное образование находится под запретом.

Анализ мирового опыта показывает, что система семейного образования там, где она официально разрешена государством, строится по одинаковым принципам. Для перехода на эту форму необходимо уведомить соответствующие инстанции или местные власти и предоставить документы школе.

В нашей стране взаимоотношения между родителями и школой построены на взаимодействии сторон. Контроль знаний осуществляется в школе, к которой обучающийся прикрепляется на договорных началах, или в специализированных образовательных центрах (например, в школе «Наши пенаты» И.М. Чапковского в Москве, в экстерн-офисе Битнера в Новосибирске).

Мнение родителей

Сложились разные мнения по поводу семейного обучения у разных участников образовательной деятельности. В исследовании была поставлена задача выявить отношение родителей к образованию в школе и дома, временные затраты родителей на семейное образование, отношение к участию репетиторов в процедуре обучения, проблемы социализации детей и другие вопросы.

Как уже было сказано ранее, 75% участников опроса пока предпочитают классическую школьную систему образования.

Похожими оказались и результаты ответов на вопрос: «Смогли бы вы самостоятельно обучать своих детей дома?». Подавляющее большинство родителей (74%) отметили, что самим обучать детей дома очень сложно и самостоятельно они этого сделать не смогут. Лишь 19% родителей выразили готовность лично организовать образовательный процесс своего ребенка.

В рамках исследования важно было понять степень осведомленности родителей о специальных методах обучения. Большинство родителей-хоумскулеров (82,1%) знают о методах обучения детей с помощью различных тематических разработок по разным предметам.

Ответы на вопрос: «Привлекаете/привлекли бы вы репетиторов для домашнего обучения ребенка?» позволили сделать вывод о том, что хоумскулерам репетиторы необходимы, так как родители сами не могут обучать своих детей по всем учебным дисциплинам.

Родители, чьи дети учатся в школе, и хоумскулеры (55,3% и 35,7%, соответственно) отмечают, что только школа способна качественно подготовить учащегося к поступлению в вуз. При этом треть родителей из классической школы (36,6%) и 60,7% «семейников» не отдают первенство школе в системе подготовки к вузу.

Ответы родителей, предпочитающих классическое школьное образование, на вопрос: «Считаете ли вы, что пребывание ребенка в школе учит его общению с людьми?» оказались почти единогласными: 99,2% участников ответили положительно. При этом более половины родителей (57,1%), признающих ценность семейного образования, придерживаются мнения, что школа в большей степени способствует успешной социализации детей и подростков, 42,9% опрошенных ответили, что школа не учит ребёнка общению с людьми.

Недостатки

Проведённый опрос позволил выявить основные недостатки семейного образования. Итак, основными аргументами «против» семейного обучения могут стать:

  • отсутствие коллектива: ребенок не учится работать в команде;
  • нет опыта выступления на публике и отстаивания своего мнения перед сверстниками;
  • у ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день;
  • высокие требования к педагогическим и специальным компетенциям родителей.

ДОСТОИНСТВА

  • возможность растягивать процесс обучения или, наоборот, проходить программу нескольких классов за один год;
  • ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания;
  • возможность более углубленного изучения интересующих предметов;
  • ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком);
  • родители могут корректировать недостатки школьной программы.

ПОДВОДЯ ИТОГ

За всеми этими аргументами, естественно, стоят внутренние причины (психологические, социальные и медицинские) принятия той или иной формы обучения. Так или иначе, каждый родитель самостоятельно выбирает форму получения образования для своего ребёнка, исходя из его потребностей и особенностей. Но нет сомнения, что семейное образование будет иметь дальнейшее развитие, ведь для этого есть все предпосылки. Дальнейшее изучение семейного образования позволит проанализировать трудности обучения, конкретные методы и разработать в соответствии с этим разные формы сопровождения и помощи в системе семейного образования.

Полный текст исследования, проведённого сотрудниками Московского городского педагогического университета, вы можете прочитать в коллективной монографии:

Романова Е.С. Вачкова С.Н., Овчаренко Л.Ю. Семейное образование: проблемные вопросы // Городской университет в пространстве мегаполиса: коммуникационный аспект: коллективная монография / Под ред. С.Н. Вачковой. — М.: Изд-во Экон-Информ, 2018. — с. 117−142.

Впервые статья была опубликована 28 января 2019 года на образовательном портале ActivityEdu.



В МГПУ прошли читательские онлайн-каникулы


01 апреля 2020 г.


Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ организовала мартовские читательские каникулы в режиме онлайн

Творящая сила мысли. Учитель в гуманной педагогике


01 апреля 2020 г.


27 марта Шалва Амонашвили провел онлайн-занятие для студентов университета – слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики»

Главные новости