Ковалева Татьяна Михайловна
Должность: Эксперт кафедры педагогических технологий непрерывного образования, профессор.
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук
- Тьюторские практики
- Менеджмент в образовании
- Тьюторство в сфере образования
- Теоретические основы тьюторства
- Тьюторские компетенции педагога
- Теория и практика персонализированного образования
- Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании
- Введение в педагогику, ориентированную на идею будущего
- Тьюторство в институциональных и неинституциональных формах
- Групповое руководство магистрантами
- Руководитель межрегиональной исследовательской группы МТА по разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности (2010−2012)
- Научный руководитель издания и проекта РГНФ № 11−46−93 035к «Профессия-тьютор» (2012)
- Руководитель проекта «Тьюторская модель школы «Сколково» -лауреата международного конкурса -2012
- Эксперт РФФИ, Министерства образования и науки и министерства просвещения РФ
- участие в работе экспертной группы МОН РФ по модернизации педагогического обр-ния (с января 2013).
-Участие в конф. «Управление переходом к новым инфраструктурам, обеспечивающим индивидуализацию образования» - пленарный доклад
(Томск, ТГУ, февраль 2013)
- Участие в конф. РГГУ «Международные Чтения Выготского» (Москва, РГГУ, ноябрь 2014) – секц. Доклад;
- Методика преподавания жизненной навигации (октябрь 2015)
1). О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ РАБОТЫ СО ВЗРОСЛЫМИ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В сборнике: Непрерывное образование в контексте идеи будущего: педагогические технологии и практики обучения в зрослых. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 159−162.
В сборнике: Тьюторство в открытом образовательном пространстве: семья и ресурсы тьюторского сопровождения. Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 9−14.
3) ЗАСЕДАНИЕ 3. СЕТЕВОЙ ФОРМАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ТЬЮТОРСКОГО СООБЩЕСТВА)
В книге: Деятельностный подход в образовании. Адамский А.И., Буров В.В., Воронцов А.Б., Иоффе А.Н., Ковалева Т.М., Комаров Р.В., Львовский В.А., Патаракин Е.Д., Реморенко И.М., Эльконин Б.Д. Монография. Москва, 2023. С. 100−152.
В книге: Тьюторское сопровождение в современном образовании: от теории к практике. Ковалева Т.М., Теров А.А., Хачатрян Э.В., Грачева Н.Ю., Дудчик С.В., Карастелёв В.Е. Монография. Москва, 2023. С. 7−43.
5). НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЬЮТОРСТВЕ КАК ОСОБОМ НАСТАВНИЧЕСТВЕ
В сборнике: Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество. Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции). Москва, 2023. С. 9−13.
6). ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СОБЫТИЙНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ОПЫТОВ И СМЫСЛОВ: ТЬЮТОРСКИЙ КОНТЕКСТ
Мачехина О.Н., Ковалёва Т.М.
Проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 97−108.
7). ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: НАЧАЛО ПУТИ
В сборнике: Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 25−31.
8). ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО КОНТЕКСТА
Розин В.М., Ковалева Т.М.
Педагогика. 2021. Т. 85. № 1. С. 25−34.
9). ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРЕБРЯНЫХ НАСТАВНИКОВ
Хачатрян Э.В., Ковалева Т.М.
Педагогика. 2021. Т. 85. № 4. С. 60−71.
10) ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 3D-ПРОСТРАНСТВО ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
Комаров Р.В., Ковалева Т.М.
Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (55). С. 8−21.
В начале 90-х годов ХХ века возглавляла одну из первых частных альтернативных школ в стране — школу «Эврика-развитие» в Академгородке города Томска. В рамках деятельности данной школы получило второе рождение и дальнейшее развитие тьюторское движение в России.
Инициировала формирование научной школы индивидуализации образования и тьюторства, управлением и развитием которой занимаюсь и по сегодняшний день. \
Значимые тьюторские проекты:
за рубежом: русскоязычная школа в Израиле, альтернативная школа в Англии (Российское посольство в Лондоне); Центр детского творчества в Америке (Нью-Йорк);
в России: школа «Эврика-развитие» (Томск, Академгородок), тьюторская магистратура (МПГУ-МГПУ), Москва); лаборатории: ЛИНО (МГПУ, Москва) и ЛИТ (ТГУ, Томск).
Руководство научными группами:— руководитель международной тьюторской школы в Институте проблем образовательной политики «Эврика» (до 2004г);— соавтор проекта выпускников магистратуры «Агенство тьюторских услуг»;— член Попечительского совета тьюторской школы «Лицеум»;— председатель экзаменационной комиссии Аспирантской школы ВШЭ;— соучредитель Ассоциации исследователей образования;— Президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации.
- Теоретические основы тьюторства
- Научно-исследовательская практика
- Руководство магистрантами
44.04.01 Педагогическое образование, магистратура "Тьюторство в цифровой образовательной среде"
44.04.02, Психолого-педагогическое образование, магистратура "Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация"
Школа счастья завтрашнего дня
Газета «Вести образования» опубликовала главные тезисы дискуссии на тему «Счастье ребенка как содержательное основание школы» с участием Татьяны Ковалевой и Александра Адамского
Время подъема и энтузиазма
Татьяна Ковалева в "Учительской газете" о педагогике сотрудничества