Top.Mail.Ru

Экспертное мнение: жюри об Олимпиаде искусств — 2018

Прошли конкурсы во всех жанрах Олимпиады искусств и в большинстве уже объявлены победители и призеры. Участников в этом году много — во всех жанрах, и уровень их подготовки в целом выше, чем в прошлом году. В этой рубрике мы публикуем отзывы жюри конкурса: о том, как происходило оценивание, какие критерии — самые важные, о номерах, показанных в этом году и о том, что хотелось бы видеть на Олимпиаде.

Члены жюри «Театрального» жанра — доцент кафедры СКД, заслуженный работник культуры РФ Владимир Портников и доцент кафедры СКД, режиссер Елена Дольгирева — делятся своими впечатлениями.

Владимир Портников — о событиях трех дней прослушиваний и уровне подготовки участников:
В сравнении с прошлым годом по числу зарегистрировавшихся участников было больше, но в результате мы посмотрели столько же выступлений, что и в прошлом году (двадцать один номер), т.к. несколько коллективов не смогли приехать — внезапно заболели артисты. Из коллективов, показавших свои отрывки в этом году, только один был у нас в прошлый раз, все остальные выступали здесь впервые. И качество сыгранных отрывков и уровень в этом году — несколько выше, чем в прошлом. По наполнению номинаций — Драматический театр, Музыкальный театр и Поэтический — безусловно, лидирует Драматический. Поэтому конкуренцию друг другу составили именно драматические коллективы — но, за счет того, что коллективы выступали в разных возрастных категориях, жюри смогло отметить призовыми местами всех сильных участников. Студенты нашего Института, второго и третьего курсов, тоже участвовали в Олимпиаде — направлений «Художественное образование в области театра» и «Социально-культурная деятельность». Наши «театралы» в номинации «Пластический театр» показали полностью самостоятельную работу, участвовали без руководителя — их за это будут ругать, но выступили они очень удачно.
Самым большим был второй день конкурса, 20 марта — в этот день жюри посмотрело 10 коллективов. Фаворит этого дня — потрясающий коллектив, показавший отрывок из «Оливера Твиста» Диккенса (номинация «Музыкальный театр», коллектив «Галлагрант», смешанная возрастная категория).
«Звезды» последнего конкурсного дня, 21 марта — яркая постановка по В. Шукшину Школьного театра «РАЗ, ДВА, ТРИ» (смешанная возрастная категория) и наш коллектив студентов 2 курса СКД (учебный театр «Девчата») с постановкой «Женщина в окне» (категория 17−25 лет).
В категории 10−13 лет в этом году победила постановка «Кадиш» по Я. Корчаку с тяжелой темой геноцида (Театральная студия «Зазеркалье»). В прошлом году такую постановку привозил другой театр, в старшей возрастной категории.
В номинации «Поэтический театр» жюри выделило постановку по «Сказке о царе Салтану» — экспрессивное, яркое действие в стиле скоморошьего представления (Международный творческий центр «Нескучный театр», возрастная категория 17 — 25 лет) — они получат диплом лауреатов II степени.

Елена Дольгирева — о роли режиссера, о наигрыше и искренности на сцене:
Очень важно понимание театра как организации взаимоотношений, которые все время меняются. Это мы увидели у нескольких коллективов — они все получили призовые места. Когда речь идет о работе с детским коллективом, роль режиссера — безусловно, доминирующая и определяющая. Конечно, бывает, что у кого-то из актеров ярче темперамент, у кого-то слабее, могут быть разными способности, но задача режиссера — заботиться о том, чтобы дети были искренними на сцене. Пусть это не будет ярко, лучше пусть — осознанно и искренне: что я хочу и что я делаю? Герой всегда, конечно, должен состояться на сцене. Взаимоотношения на сцене должны быть выстроены, цепляться друг за друга как петелька и крючок. Если этого нет, тогда начинаются нажим и наигрыш.
О постановке по Шукшину — прекрасная работа режиссера, великолепно при большом количестве участников разобранная по персонажам, при очень простой сюжетной истории, где не нужно выстраивать сложные взаимоотношения на сцене. Для этой возрастной категории такая инсценировка — реальная задача, и мудрость режиссера заключается здесь в этой соразмерности поставленных задач и отдачи коллектива. Все участники постановки (а на сцене было 60 актеров) показали великолепный, то, что жюри называет «реагаж» — сумму разнообразнейших и блестяще сыгранных реакций на то, что происходило с основными персонажами. И то, насколько органично существовала эта масса персонажей на сцене — это результат очень большой работы режиссера.
В «Оливере Твисте» жюри очень понравилась великолепная музыкально-хореграфическая сторона, прекрасная выучка артистов. Профессионализм режиссера и актеров здесь очевиден, поэтому постановка стала победителем в своем жанре и номинации
В целом все отрывки, показанные в этом году, произвели на жюри впечатление — заметно более высоким уровнем подготовки и осознанностью игры.

Жюри жанра «Художественное слово» — Заслуженный работник культуры РФ, зав. кафедрой СКД ИКИ МГПУ профессор Элеонора Медведь, член Союза писателей СССР (России), сценарист и режиссёр, профессор Нина Опарина и ассистент кафедры СКД, преподаватель сценического мастерства и речевого жанра Екатерина Потапкина

Элеонора Медведь — о драматическом репертуаре участников этого года:
Этот год дал нам очень интересные результаты. Возрос возраст конкурсантов, что нас очень порадовало — мы увидели в этом году наших потенциальных абитуриентов, которые имели возможность заработать на Олимпиаде дополнительные баллы к результатам ЕГЭ и использовать их на вступительном творческом испытании в наш Институт.
Что нас удивило в этом году — участники читают в этом году очень драматические произведения — посвященные войне и жизненным драмам. Это даже немного огорчило жюри, потому что среди обширного репертуара — русская и западная классика, современная литература — есть очень много произведений светлых и радостных, и патриотических. То, что ребята читают такие трагические произведения, несколько настораживает. В этом году многие участники стремилиь показать характер чтения, свой артистизм через драматическое исполнение. Мы бы советовали бы расширить репертуар исполняемых произведений — из классической лирики, сказочной литературы, которой мы в этом году услышали очень мало. Не было отрывков из русских народных сказок, из западных сказок — ни Шарля Перро, ни братьев Гримм… Не было стихов А. Фета, Ф. Тютчева, даже — А. Ахматовой и Б. Пастернака. В будущем году мы очень ждем участников со сказочным и лирическим репертуаром.

Нина Опарина — о вкусе в выборе произведений и об исполнителях, выступавших со своими авторскими произведениями:
Выбор репертуара для чтецкого конкурса зависит от руководителя и это вопрос вкуса преподавателей. Патриотизм, который сейчас необходимо воспитывать, можно и нужно воспитывать с использованием разных, в том числе светлых художественных образов. В целом о конкурсе — впечатление очень приятное, очень много талантливых ребят, и маленьких, и постарше, и попадаются такие удивительные — прямо готовые актёры. Мне, как пишущему человеку, было очень приятно, что выступали участники со своими авторскими произведениями. И мы, наверное, будем продумывать дальше, какие критерии предъявлять к авторским произведениям в следующем году — потому что они интереснее для нас именно не как исполнители, а как авторы.

Екатерина Потапкина — об организации конкурса:
В жанре «Художественное слово» было в этом году зарегистрировано 204 участника. Самое сложное в организации конкурса было — большое количество заявок. Сложно было распределить участников наилучшим образом на три конкурсных дня, т.к. руководители конкурсантов обычно звонят в оргкомитет со взаимоисключающими пожеланиями по датам и времени… Мы придерживались такой последовательности — от первого конкурсного дня к третьему выступали сначала младшие участники, потом постарше, и в последний день — старшая возрастная категория. В целом мы «вписались» в свой план и не выбивались из регламента — каждый участник выступал 5−10 минут, мы работали каждый день с 10 утра, каждый час мы прослушивали новую группу конкурсантов, в первый день — он был ударным — мы посмотрели семь групп, во второй день немного меньше, третий день был «коротким».

Член жюри «Вокального» жанра — доцент кафедры музыкального искусства Сергей Новиков — о массовости конкурса, возрастных категориях и качестве «минусовок»:

В этом году было очень-очень много участников во всех возрастных категориях, много малышей 5−6 лет и детских коллективов. Жюри прослушивало выступления в течение трех дней, по 80 номеров в день!
Уровень участников в этом году, особенно начиная с 13-летних, как показал последний день — был довольно высоким. Нам даже было трудно выбрать победителей, потому что было очень много достойных в этой категории — до 16 лет. Этот год по составу номеров и подготовке «старших» конкурсантов — сильнее прошлого.
Очень много было участников в номинации «Эстрадный вокал». Это обычно пение под «минусовую» фонограмму. Оно организационно проще, и мы ждем в будущем участников с хорошим качеством фонограммы. Может быть, лучше не скачивать готовые фонограммы, а записывать фортепиано и использовать эту запись.
О репертуаре. Когда 13-летние мальчики и девочки имитируют взрослых эстрадных певцов и копируют их манеру держать себя на сцене, это выглядит неорганично. На это стоит обратить внимание руководителям, готовящим детей к выступлению.
Об оценивании. Когда участников так много, конечно, подсчитывание баллов по всем критериям — долгая работа, но мы постарались максимально быстро с ней справиться. По многим критериям у большого количества конкурсантов набралось максимально возможное количество баллов — 100. Были и такие комментарии в оценочных листах: «блеск», «великолепно». Особенно понравились жюри конкурсанты, приехавшие в последний конкурсный день из Воронежа. Они, по мнению всех, оказались лучшими из лучших, и забрали призовые места в категориях от 10 до 13 лет и от 14 до 16 лет. В их оценке все члены жюри были едины.
Из вокалистов, которые учатся в нашем Институте, участвовавших в конкурсе, хорошо показали себя магистранты. Они оказались среди лучших в возрастной категории от 17 до 25 лет.
Богато была в этом году представлена номинация «Народная песня». И, кстати, магистранты ИКИ МГПУ тоже показали себя в этой номинации очень достойно. Мы их даже не узнали — на сцене в народных костюмах)

Члены жюри жанров «Рисунок и графика» и «Живопись и композиция» зав. кафедрой рисунка и графики ИКИ МГПУ, член СХР и Союза дизайнеров России профессор Сергей Рощин, зав. кафедрой живописи и композиции, член СХР, АИАП ЮНЕСКО, профессор Людмила Буровкина и Виктор Дубровин, член СХР, МСХ, доцент кафедры живописи и композиции — об очной номинации «Рисунок классической гипсовой головы»:

Людмила Буровкина —
Нужно отметить, что в этом году было много участников с хорошей художественной подготовкой, вырос уровень работ по сравнению с прошлым годом

Виктор Дубровин —
Хотелось бы еще добавить, что в этом году к нам пришли очень заинтересованные, мотивированные участники. Это видно хотя бы по тому, как они рисовали — так усердно и увлеченно, что даже не воспользовались перерывом

Сергей Рощин — об истории конкурса и его задачах:
История конкурса. Конкурс по рисунку проводится уже четвертый год подряд в нашем Институте. Вначале мы проводили этот конкурс не в рамках «Олимпиады искусств», а самостоятельно. За первый проведенный конкурс мы получили грант инвестиционных проектов Университета, затем было принято решение объединить наш конкурс с конкурсами, которые проводились по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Музыка». Так родилась Олимпиада искусств. Задачи нашего конкурса — популяризация Института, привлечение абитуриентов, развитие талантливой молодежи. По сути, это социальный проект. Важно также, чтобы на конкурсе по рисунку абитуриенты увидели, что они могут, какой у них уровень подготовки. Мы оцениваем работы конкурсантов по такой же 100-балльной системе, как на творческом испытании при поступлении. Для тех конкурсантов, кто собирается поступать в наш вуз, участие в конкурсе — своеобразная репитиция. Они рисуют то же количество часов, что и на вступительном испытании, в тех же аудиториях, с теми же требованиями к результату. Мы планируем 20 апреля устроить, как и в прошлом году, однодневную выставку рисунков конкурсантов — они будут выставлены на мольбертах на первом этаже, участники смогут приехать посмотреть свои и чужие рисунки и забрать их домой. Параллельно будет устроена выставка работ участников в жанре «Живопись и композиция», жюри которого уже отобрало лучшие произведения.
Об оценивании. Комиссия в этом году судила строго — справедливо и беспристрастно. Уровень работ этого года очень похож на то, что мы обычно видим на вступительных испытаниях в наш Институт. Есть наблюдения — конечно, это не чистая статистка, но судя по прошлым годам, около 50 процентов участников этого конкурса потом приходят к нам пробовать поступать. В целом наша задача — создать комфортные условия для проведения конкурса и дать участникам возможность почувствовать себя в дружественной академической среде.

Члены жюри «Инструментального» жанра: Виталий Доценко — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, лауреат международных конкурсов и Иван Покровский — руководитель инструментального отделения Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской, солист концертно-филармонического объединения «МОСКОНЦЕРТ», лауреат международных конкурсов.

Виталий Доценко — об организации конкурса и уровне исполнителей:
Я с большим удовольствием участвовал в заседаниях жюри, в его довольно большой работе — надо отдать должное преподавателям и руководству этого вуза, у них позади колоссальный объем труда по организации и безупречному проведению конкурса, который состоялся благодаря их любви к своей профессии и ученикам. Я здесь тоже когда-то много лет преподавал. Уровень участников в целом очень высокий, если иметь в виду, что это ученики разных школ, разных коллективов, разных задач — одни из музыкальных училищ, уже квалифицированные музыканты, другие — просто школьники, для которых занятия музыкой являются дополнительными. Но в целом уровень все время растет, и мы нашли очень много интересных исполнителей, как маленьких участников, так и среди средней и старшей возрастных категорий. Во всех категориях и номинациях нашлись и сильная подготовка, и интересные трактовки. Считаю, что этот конкурс — великолепное начинание, которое нужно всячески поддерживать и продолжать.
В фаворитах среди инструментов — фортепиано, потому что у нас есть традиция отдавать детей учиться именно на этом инструменте. Были также очень талантливые участники на струнных инструментах, несколько потрясающих номеров скрипачей. Мне также понравились номера с электронной музыкой — исполнители в этой номинации были очень разными по уровню, но, оказывается, там есть масса творческих возможностей: трактовок, разного рода оркестровок и свободных фантазий.

Иван Покровский — об оценивании:
Конкурсные дни были очень насыщенными. Есть яркие впечатления — в субботу, 7 апреля, выступал прекрасный ансамбль скрипачей. Было много сильных выступлений пианистов, особенно в первый день, 6 апреля — фактически, это был конкурс пианистов в средней и старшей возрастной категориях. По сравнению с прошлым годом — гораздо больше участников (примерно на 100 человек). В целом в музыкальной части Олимпиады в этом году большой прирост конкурсантов не только в «Инструментальном», но и в «Вокальном» жанрах — жюри пришлось проделать очень серьезную работу по отбору лауреатов, появились Специальные призы Олимпиады — для того, чтобы отметить всех талантливых исполнителей, а не только призеров.



Результаты конкурсов — 2020 | Списки победителей


03 апреля 2020 г.


Конкурсы Олимпиады искусств переведены в дистанционный формат, жюри оценивает фото- и видеоматериалы, присланные участниками, и подводит первые итоги

Олимпиада искусств-2020 будет проходить дистанционно


17 марта 2020 г.


В связи с эпидемиологической ситуацией в Москве конкурсы Олимпиады искусств - 2020 будут проведены в дистанционном формате