Тарапата Виктор Викторович
Должность: Старший преподаватель
Ученая степень и звание: Кандидат педагогических наук
tarapata@mgpu.ru
Современные информационные технологии
Отмечен почетной грамотой Министерства Просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования,
Отмечен благодарностями:
- Ректора МПГУ, д.п.н., члена-корреспондента РАО А. В. Лубкова за научные достижения в области педагогического образования;
- Президента академика РАО Ю. П. Зинченко за активное участие в конкурсе молодых ученых в области наук об образовании;
- Декана факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, д. ф-м.н., И. В. Аржанцева за подготовку студентов второго курса НИУ ВШЭ и Лондонского университета.
Профессиональные конкурсы и достижения:
- Победитель конкурса «Педагогический дебют», 2015 г.
- Лауреат конкурса «STEM-педагог года» по версии LEGO Education, 2016 г.
- Стипендиат стипендии им. К.Д. Ушинского в 2016—2017 уч. г.
- Победитель Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования «Педагогический почин», 2017 г.
- Лауреат II степени конкурса МПГУ на лучшую научную работу студентов, 2017 г.
- Лауреат олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», 2018 г.
- Полуфиналист конкурса «Учителя года Москвы — 2020», 2020 г.
- Победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка 2020», 2020 г.
- Победитель конкурса «Урок информатики: углубленный уровень» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020 г.
- Полуфиналист конкурса «Учителя года Москвы — 2021», 2021 г.
- Победитель VII метапредметной олимпиады «Московский учитель», 2021 г.
- Призер Всероссийской метапредметной олимпиады «Команда большой страны», 2021 г.
- Победитель конкурса на присуждение премий учителям за достижения в педагогической деятельности в городе Москве, 2022 г.
- Финалист конкурса «Наставник молодых педагогов 2024».
- Победитель преподавательского хакатона по информатике и искусственному интеллекту ГАОУ ДПО ЦПМ, 2024 г.
44.04.01 Педагогическое образование (магистратура)
44.06.01 Образование и педагогические науки (аспирантура)
2. ГБОУ г. Москвы ДПО ГМЦ ДОгМ – Формирование информационно-образовательной среды для организации учебных занятий в образовательной организации с использованием общегородской платформы электронных образовательных материалов. – 16 ч. (31.03.2017 г. – 25.04.2017 г.) – № 4068, 21.06.2017 г.
3. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет МИСиС» – Организация и методики обучения основам инженерной деятельности (проектно-ориентированное обучение). – 72 ч. – № 493/9, 05.12.2017 г.
4. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр технологической модернизации образования» ДОгМ – Основы работы в программе 3ds Max и на 3D-принтере. – 36 ч. (01.04.2017 г. – 29.04.2017 г.) – № 00.OP3D-max и 3DП.2016-2017.25.20, 2017 г.
5. ГБОУ г. Москвы ДПО (повышения квалификации) специалистов ГМЦ ДОгМ – Использование оборудования лабораторного комплекса инженерных классов в организации предпрофессионального образования. – 36 ч. (24.01.2018 г. – 05.03.2018 г.) – № 8849, 20.03.2018 г.
6. ГБОУ г. Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» – Методика подготовки обучающихся к соревнованиям JuniorSkills и WSR Junior по компетенциям «Инженерный дизайн CAD» и «Прототипирование». – 18 ч. (25.01.2018 г. – 26.01.2018 г.) – № 001073/1, 2018 г.
7. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования» – Проектный подход в развитии Московской школы: стратегии государственной политики в образовании. – 144 ч. (02.11.2018 г. – 19.03.2019 г.) – № 02298-18/19-В-2/25, 2019 г.
8. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» – Цифровизация образования и методика электронного обучения. – 108 ч. (01.12.2020 г. – 14.12.2020 г.) – ДПО 3279, 15.12.2020 г.
9. ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» – Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве. – 18 ч. (05.02.2021 г. – 02.03.2021 г.) – № 03881-20/21-Б – 1 / 1199, 2021 г.
10. ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» – Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве. – 18 ч. (21.01.2022 г. – 31.03.2022 г.) – № 03881-21/22-Б-99/04, 2022 г.
11. Яндекс Практикум. – «Web-разработчик+» (full stack-разработчик). – 1180 ч. (октябрь 2022 г. – сентябрь 2024 г.) – Справка об обучении от 13.09.2024 г.
12. МГПУ «Методические подходы в подготовке к государственной итоговой аттестации» – 16 ч. (11.11.2024 г. – 12.12.2024 г.) – документ в процессе.
13. МГПУ «Особенности содержания и процесса обучения учащихся на элективном курсе «Программирование» в рамках городских образовательных проектов «IT-вертикаль» и «ИТ-класс в московской школе»». – 32 ч. (27.03.2025 г. – 23.04.2025 г.) – документ в процессе.
Статьи ВАК
- Тарапата, В. В. Использование формирующего оценивания для поэтапного развития метапредметных умений в ходе реализации робототехнического проекта / Н. Н. Самылкина, В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 8 (151) октябрь. — С. 4−8.
- Тарапата, В. В. Робототехнические проекты в школьном курсе информатики / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 5 (148) июнь. — С. 52−56.
- Тарапата, В.В. Проектная культура школьника и этапы ее формирования / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 3 (146) апрель. — С. 20 — 25.
- Тарапата, В. В. Лабораторные работы по основам микроэлектроники в углубленном курсе информатики X класса / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2018. — № 10 (143) декабрь. — С. 43 — 53.
- Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники «Асинхронный RS-триггер» в углублённом курсе информатики десятого класса / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2017. — № 8 (131) октябрь. — С. 36 — 40.
Статьи в иных научных журналах и материалах научных и научно-практических конференций
- Тарапата, В. В. Пять уроков по робототехнике / В. В. Тарапата // Информатика. — 2014. — № 11 ноябрь — С. 12−25.
- Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углублённом курсе информатики в 10 классе «Двухразрядный последовательный сумматор» / В. В. Тарапата // Инновационные технологии в науке, технике, образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 17 марта 2017 года. — Саратов: ООО «Издательский центр „Научная книга“», 2017. — С. 53−55.
- Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углубленном курсе Информатики в 10 классе «Двухразрядный последовательный сумматор» [Электронный ресурс] // Сборник материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017», МАКС Пресс — Москва, 2017. — URL: lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/11 247/uid147711_report.pdf (Дата обращения: 09.06.2019).
- Тарапата, В. В. Модель формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники [Электронный ресурс] // Сборник материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2019», МАКС Пресс — Москва, 2019. — URL: lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/16 752/98573_uid147711_report.pdf (Дата обращения: 09.06.2019).
- Тарапата, В. В. Использование современных визуальных и текстовых сред программирования на уроках информатики как инструмент повышения эффективности формирования навыков алгоритмизации и программирования робототехнических и автоматизированных систем в основной школе // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 24 апреля — 12 мая 2020 г. / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова [Электронное издание сетевого распространения]. — Москва: МПГУ, 2020. — 696 с. — URL: elibrary.ru/item.asp?id=44 186 196 (Дата обращения: 22.05.2025).
Учебные и учебно-методические пособия
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе / В. В. Тарапата. // М.: Лаборатория знаний, 2016. — 48 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Волшебная палочка / В. В. Тарапата, А. А. Салахова, А. В. Красных. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 48 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Крутое пике / Е. И. Рыжая, В. В. Удалов, В. В. Тарапата. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 92 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Домашний кассир / В. В. Тарапата // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 79 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Мотобайк / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Салахова. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 56 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Ханойская башня / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Салахова. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 81 с. (РОБОФИШКИ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов для соревнований. Робот — сумоист / В. В. Тарапата, А. В. Красных. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 60 с. (РОБОСПОРТ).
- Тарапата, В. В. Конструируем роботов для соревнований. Танковый роботлон / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Валуев. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 76 с. (РОБОСПОРТ).
- Тарапата, В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 109 с.
- Тарапата, В. В. «Технология 5 класс: учебное пособие в 2 ч. Ч. 1», / Д. Л. Харичева [и др.]; под ред. Е. Г. Врублевской, Л. Л. Босовой // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 144 с.
- Тарапата, В. В. «Технология: учебник для 7 класса», / Д. Л. Харичева [и др.]; под ред. Е.Г. Врублевской, Л.Л. Босовой // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 195 с.
- Тарапата, В. В. Учимся вместе со Scratch. Программирование, игры, робототехника / В. В. Тарапата, Б. В. Прокофьев. // М.: Лаборатория знаний, 2019. — 228 с. (Школа юного программиста).
- Тарапата, В. В. ОГЭ 2020. Информатика: тренировочные варианты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина, Н. С. Волкова. // М.: Эксмо, 2020. — 208 с. (ОГЭ. Тренировочные варианты).
- Тарапата, В. В. Подготовка к ОГЭ по информатике. 9 класс / Л. Л. Босова, В. В. Тарапата, А. Ю. Босова и др. // М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 112 с.
- Тарапата, В. В. Информатика 8 — 11 классы. Практикум: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, А. А. Салахова, В. В. Тарапата // Москва: Просвещение, 2021. — 144 с.
- Тарапата, В. В. Информатика 8 — 11 классы. Практикум: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, А. А. Салахова, В. В. Тарапата // Москва: Просвещение, 2021. — 144 с.
- Тарапата, В. В. Scratch. Программировать сможет каждый. / В. В. Тарапата // М.: Лаборатория знаний, 2025. — 296 с.
SPIN-код: 3436−6885, AuthorID: 902 002
Преподаватель-исследователь, учитель информатики и астрономии.
Ведущий методист серии «РОБОФИШКИ» и «РОБОСПОРТ».
Научный редактор издательства «Лаборатория знаний».
Автор учебных и учебно-методических пособий по программированию, образовательной робототехнике, информатике, инженерному и STE (A)M-образованию.
Разработчик методики формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники.
Участие в конференциях
- Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования». — ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск. —
02.12.2015 г. — «Робототехника в школьном курсе информатики». - Первая научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в образовании „Инфокомитех-2015“». — ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» г. Сыктывкар. —
10.12.2015 г. — «Методические подходы к организации учебой деятельности по робототехнике. Концепция развития образовательной робототехники в основной школе». - VIII Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест 2016». — г. Москва. —
15.04.2016 г. — «Робототехника в школе: технологическая карта урока». - Симпозиум по образовательной робототехнике в рамках Международного фестиваля робототехники «Робофинист». — г. Санкт-Петербург. —
24.09.2016 г. — «Современная школа: без роботов уже нельзя!». - Летняя школа для учителей информатики в МГУ им. М. В. Ломоносова. — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. —
30.08.2016 г. — «Современная информатика — без роботов уже нельзя!». - XVI Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». —
07.04.2017 г. — «Учебный проект как эффективный компонент системного образования». - XXIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. —
11.04.2017 г. — «Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углубленном курсе Информатики в 10 классе „Двухразрядный последовательный сумматор“». - Московский международный форум «Город образования 2018». — г. Москва. —
01.09.2018 г. — «Методика обучения основам робототехники и прототипирования в школе». - Университетская среда в МПГУ. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». —
22.09.2018 г. — «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии. Что дальше?». - XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. —
04.04.2019 г. — «Модель формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники». - Московский международный форум «Город образования 2019». — г. Москва. —
31.08.2019 г. — «Инженерный класс: 3D-моделирование в старшей школе». - Университетская среда в МПГУ. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». —
14.09.2019 г. — «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование с Fusion 360». - Международная научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе». — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». —
20.04.2020 —26.04.2020 . — «Использование современных визуальных и текстовых сред программирования на уроках информатики как инструмент повышения эффективности формирования навыков алгоритмизации и программирования робототехнических и автоматизированных систем в основной школе».
Выступления и мастер-классы на городских, всероссийских и международных площадках в различных регионах РФ
- Мастер-класс «Организация проектной деятельности учащихся ступени основной школы (5−9 классы) с использованием робототехнических конструкторов» на Всероссийской научно-практической конференции «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования», г. Челябинск, 02 декабря 2015 г.
- Доклад «Методические подходы к организации учебной деятельности по робототехнике. Концепция развития образовательной робототехники в основной школе» на Первой Межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании „Инфокомитех-2015“», г. Сыктывкар, 10 декабря 2015 г.
- Доклад «Современная школа: без роботов уже нельзя!» на Симпозиуме по образовательной робототехнике в рамках Международного фестиваля робототехники «Робофинист», г. Санкт-Петербург, 24 сентября 2016 г.
- Выступление с лекцией «Современная информатика — без роботов уже нельзя!» в летней школе для учителей информатики в МГУ им. М.В. Ломоносова, 29−30 августа 2016 г.
- Выступление с лекцией «Учебный проект как эффективный компонент системного образования», XVI Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, 07 апреля 2017 г.
- Проведение регионального обучающего семинара на базе детского технопарка «Кванториум-33» для учителей информатики и ИКТ образовательных организация Владимирской области по теме: «Новые инструменты на уроках информатики: проекты, робототехника программирование на Scratch», 23 августа 2017 г.
- Выступление с лекцией «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии! Что дальше?», XVII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, 04 апреля 2018 г.
- Проведение серии мастер-классов по применению средств 3D-моделирования и прототипирования в робототехнических проектах на Московском международном форуме «Город образования 2018», 02 сентября 2018 г.
- Проведение мастер-класса «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии. Что дальше?» в рамках проекта «От учителя к учителю: университетская среда в МПГУ», 22 сентября 2018 г.
- Проведение мастер-класса по инженерному 3D-моделированию на Московском международном форуме «Город образования 2019», 31 августа 2019 г.
- Проведение мастер-класса «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование с Fusion 360» в рамках проекта «От учителя к учителю: университетская среда в МПГУ», 14 сентября 2019 г.
Тема кандидатской диссертации: «Формирование проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники», 2021 г.
Информатизация образования
Методика обучения информатике
Методические подходы к преподаванию астрономии
Образовательная робототехника
Педагогика высшей школы
Программирование
Содержание естественнонаучного образования
STE (A)M-образование
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Математика и информатика»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Математика и физика»
38.03.05 Бизнес-информатика, «Цифровые инновации в бизнесе»
52.05.01 Актерское искусство, «Артист драматического театра и кино»
39.03.01 Социология, «Прикладные исследования и анализ данных»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Русский язык, литература»
45.03.01 Филология, «Зарубежная филология (английский и немецкий языки и зарубежная литература)»
46.03.01 История, «История»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «История, иностранный язык»