Top.Mail.Ru

Успешность обучения ребенка в детской музыкальной школе во многом обусловлена стратегиями родителей, включающими целевые, исполнительные и контролирующие составляющие поведения (А.А. Бочавер, К.В. Павленко, К.Н. Поливанова и др.). Родительские стратегии в отношении занятий ребенка в детской музыкальной школе выступают элементом семейного воспитания. Реконструкция родительских стратегий в сфере начального музыкального образования школьников в 1950−80 гг. базируется на теоретических представлениях:

— о дискурсе «культурности» в советском обществе как стремлении освоить образцы классической культуры, если не самим, то реализовать этот план в отношении собственных детей (V. Dunham, B. LaPierre, М. Майофис),

— о межпоколенной культурной трансмиссии как воспроизводстве родительского отношения к музыке в следующем поколении (поколении детей) (А. Месуди, А. Уайтен, К.Н. Лаланд и др.).

Всего для реконструкции родительских стратегий в области начального музыкального образования детей были использованы 93 интервью, собранные в рамках проекта «Социально-педагогическая реконструкция внешкольной повседневности учащихся советских школ второй половины XX века» (осуществляется при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18−013−890). Полевые исследования проводились в Воронеже, Евпатории, Калининграде, Костроме, Москве, Нижнем Тагиле, Новосибирске, Ялте. Выборка на 90% состояла из лиц 1960−80 годов рождения; 10% респондентов соответственно составили лица, родившиеся в 1946−57 гг. Наибольшее внимание уделялось интерпретации таких событий, как поступление в музыкальную школу, приобретение музыкального инструмента. Интерпретировались также наличие контроля родителей за выполнением домашних заданий по музыке, посещение родителями отчетных концертов детей в музыкальной школе. Критерием для дифференциации родительских стратегий избрано наличие (отсутствие) в семье практик домашнего музицирования.

Результаты полевого исследования будут дополнены анализом дискуссий по острым вопросам обучения в детских музыкальных школах на страницах периодических изданий 50−80 гг. ХХ века («Семья и школа», «Воспитание школьников»).

Выступают:

Куприянов Борис Викторович — профессор департамента педагогики ИППО МГПУ, доктор педагогических наук, профессор (г. Москва),

Кудряшёв Алексей Валерьевич — доцент департамента педагогики ИППО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва).

Диспутант:

Домогацкая Ирина Ефимовна — директор Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования Российской академии музыки имени Гнесиных, член экспертной подгруппы рабочей группы по вопросам развития деятельности детских школ искусств Министерства культуры Российской Федерации, кандидат педагогических наук (г. Москва).

Модератор: Арапова Полина Иосифовна — доцент департамента педагогики ИППО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент (г. Москва).

Исполнительный секретарь семинара: Илюшина Наталия Николаевна — доцент департамента педагогики ИППО МГПУ, кандидат педагогических наук, доцент тел.: +7 903 250 79 63 (innxx@mail.ru).

Мероприятие состоится 14 октября 2020 г. с 16:00 до 18:00 на платформе Microsoft Teams

Для кафедр-участников проекта планируется онлайн-подключение Microsoft Teams, на электронную почту кафедр придет приглашение (в 15.00 14.10.2020).