Top.Mail.Ru
Белобородова Елена Васильевна

Белобородова Елена Васильевна

Должность: методист центра диагностики и консультации Благо, института непрерывного образования ГАОУ ВО МГПУ

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук



Преподаваемые дисциплины
«Логопедия», «Методика преподавания русского языка (специальная)» и др.
Научно-преподавательский стаж
25 лет
Заслуги, награды
  • Памятный знак «За заслуги перед Университетом»;
  • почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»;
  • медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;
  • почетные грамоты и благодарственные письма.
Уровень образования, квалификации
высшее, учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. Диплом НВ №464220, выдан 1 июля 1986 г.
Направление подготовки (или специальность)
дефектология
Общий стаж
35 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
1.Инклюзивное образование детей с ОВЗ. МПГУ, 72 ч., 2017.
2. Социально – бытовая адаптация детей – инвалидов в образовательных организациях. МПГУ, 78 ч., 2017.
3. Интерактивные технологии речевого развития детей с ОВЗ при реализации программ дополнительного образования. МГПУ, 36 ч., 2018.
4. Технология социального ассистирования. МГПУ, 36 ч., 2019.
5. Использование информационных технологий в обучении. МГПУ, 36 ч., 2019.

7.Развитие проектной деятельности детей с нарушениями слуха и речи как основы формирования функциональной грамотности. МГПУ 36 ч., 2020.
8.Коммуникативная взаимопомощь в области использования технологии «эдъютейнмент» для формирования коммуникативной инклюзивной среды. МГПУ 36 ч., 2020.
Основные публикации
  1. 1. Бабина Г. В., Белобородова Е.В., Любимова М.М. Методические разработки к проведению педагогической практики студентов V курса отделения логопедии дефектологического факультета. Москва, 1995 г. 2. Galina V. Ваbina, Е1еnа Ве1оborodova. Development of Language Completence of Preschool Children with Alalia. XXIII World Congress of the International of logopedics and Phoniatrics. Cairo, Egypt, August 6−10, 1995.3. Любимова М.М., Белобородова Е.В., Горвиц Ю.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего школьного возраста. Конференция «Информационные технологии в образовании"// сборник трудов участников. Москва, МИФИ, 1999, с. 186−187.4. Любимова М.М., Белобородова Е.В., Горвиц Ю.М. Применение компьютерных игр для коррекции и развития речи у дошкольников. Методические рекомендации. Москва, 2000 г.- 30 с. 5. Белобородова Е.В. «Усвоение сравнений дошкольниками с общим недоразвитием речи». Научно-практическая конференция, посвященная 10-летию МГПУ «Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития». 10−11 октября 2005 г.

    6. Белобородова Е.В. «Особенности понимания сравнений детьми с ОНР». С.384−389. Научные труды МПГУ. Сборник статей. Издательство «Прометей», М., 2006.

    7. Бабина Г. В., Белобородова Е. В. Усвоение сравнений дошкольниками с общим недоразвитием речи // Традиционные и инновационные технологии обучения в системе специального образования в условиях модернизации столичного образования: Материалы I международной конференции дефектологов (17−18 января 2006 г.). — М., 2006. — С. 249−252.

    8. Бабина Г. В., Белобородова Е.В. Понимание образного значения олицетворений детьми с ОНР// Логопедия XX века: Материалы симпозиума с международным участием (20−21 апреля 2006 г.). — СПб., 2006.

    9. Белобородова Е.В. Слова с переносным значением в речи дошкольников с ОНР // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей: Материалы II Международной научно-практической конференции (24−26 апреля 2006 г.). — Орел: Изд. ОГУ, 2006. — С. 200−202. 0,1 п.л.

    10. Бабина Г. В., Белобородова Е.В. Как понимают, образные значения олицетворений дошкольники с ОНР / Логопед в детском саду. — 2006. — № 5(14).- С. 4−8.

    11. Белобородова Е.В. Методика обследования образных средств языка/Логопедия. — 2007.-№ 1(15). С. 9−16.

    12. Бабина Г. В., Белобородова Е.В. Методика и материалы исследования сравнительных оборотов в речи дошкольников // Коррекционная педагогика: проблемы теории и практики. — СПб., 2007. — С. 54−64.

    13. Бабина Г. В., Белобородова Е.В. «Обследование понимания и употребления сравнений детьми старшего дошкольного возраста» / Логопед в детском саду. — 2007.-№ 5(20). С.5−11.

    14. Белобородова Е.В. Семантизация фразеологических оборотов детьми старшего дошкольного возраста // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена: аспирантские тетради. — СПб, 2007. — № 10 (31). — С. 28−31.

    15. Белобородова Е.В. Изучение понимания фразеологических оборотов дошкольниками с общим недоразвитием речи. // Проблемы диагностики детей с речевыми нарушениями: современные подходы и инновационные решения: Материалы II Республиканской научно-практической конференции (5−6 декабря 2007 г.) — Ижевск, Удмуртский государственный университет, 2007 — С. 31−34

    16. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2007, 23 с.

    17. Белобородова Е.В. Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2007, 151 с.

    18. Бабина Г. В., Белобородова Е.В. Образные языковые средства / Дошкольное воспитание. — М., 2008 — № 6 С. 60−66.

    19. Кулакова Е.В., Белобородова Е.В. и др. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.— М., 2010, 144 с.

    20. Белобородова Е.В. Образные средства языка в речи дошкольников с речевыми нарушениями. //Сборник методических материалов по разработке педагогических систем для педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов и других специалистов (коррекционных) образовательных учреждений округа.// -Выпуск 2. М.:ОМЦ ЗОУО.2010- С.48−58.

    21. Белобородова Е.В., Любимова М.М. Комплексное психолого — педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях центра реабилитации и коррекции.//Повышение качества образования в современных условиях. Электронный учебник под ред. Бариновой Т.Ю. и др. М., 2013

    22. Белобородова Е.В., Любимова М.М. Логопедическая работа в условиях центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. //Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования// Материалы городской межрегиональной научно-практической конференции. 14−16 апреля 2014 года. М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. С.53−56

    23. Белобородова Е.В., Особенности обследования образных средств языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста .//Вестник

    образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. Выпуск 2 (12), 2014. Москва. Издательский дом «Образование и наука», стр.9−19

    24. Бабина Г. В., Белобородова Е.В., Любимова М.М. Категоризация глагольной лексики в процессе ее усвоения дошкольниками с общим недоразвитием речи. //Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. Выпуск 4 (14), 2014. Москва. Издательский дом «Образование и наука», стр.24−34

    25. Белобородова Е.В. Особенности логопедической работы в условиях центра коррекции и реабилитации. //Вестник образования и науки. Педагогика. Психология. Медицина. Международный научный журнал. Выпуск 4 (14), 2014. Москва. Издательский дом «Образование и наука», стр.35−39.

    26. Белобородова Е.В., Любимов М.Л. Модели интерактивных технологий речевого развития детей с ОВЗ. // Коррекционная педагогика: теория и практика. — М., 2018 — № 3(77) С. 17−26.

    27. Белобородова Е.В., Захарова М.О., Любимов М.Л. Интерактивные технологии речевого развития для детей с ОВЗ. // В сборнике: Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I Международной научно-практической конференции. 2018. С. 223−237.

    28. Организация инклюзивного образования: создание комфортной среды: учеб.-метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т непрерыв. образования, Центр диагностики и консультации «Благо»; [сост.: М. Л. Любимов, Е. В. Белобородова, М. М. Любимова, М. О. Захарова; М.: МГПУ, 2018. — 99 с.

    29. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации: учеб.-метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГАОУ ВО МГПУ), Ин-т непрерыв. образования; сост.: М. Л. Любимов (отв. ред.), Е. В. Белобородова, М. М. Любимова, М. О. Захарова; М.: МГПУ, 2018. — 139 с.

    30. Формирование внутренней речи глухих дошкольников. //Системная психология и социология, № 3(43), М.: МГПУ, 2022.

О себе

В 1986 году закончила МГПИ им. Ленина по специальности дефектология; квалификация: учитель-логопед, учитель русского языка и литературы школ для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 2007 году 24 мая защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тема кандидатской диссертации: «Формирование образных средств языка у дошкольников с общим недоразвитием речи»; Специальность 13.00.03 — коррекционная педагогика (логопедия).

Опыт работы в проведении педагогической практики студентов МГПУ; консультировании педагогов и родителей по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; организации методического обеспечения деятельности коррекционных педагогов; разработки авторских программ и методических рекомендаций в области логопедии; экспертной деятельности научно-методических пособий, кластера образовательных программ, реализуемых ФГБОУ ВПО МПГУ, учебников.

Область научных интересов
  • Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; вопросы инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
  • диагностика и коррекция речевых нарушений у дошкольников и школьников; развитие речи дошкольников и школьников с ТНР;
  • обучение грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи; проблема понимания и использования в речи вторичных наименований дошкольниками с речевыми трудностями.