Top.Mail.Ru
Добротин Дмитрий Юрьевич

Добротин Дмитрий Юрьевич

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук, доцент


dobrotind@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
- Технология организации в России и за рубежом итоговых экзаменов с высокими ставками
- Планируемые результаты образовательной деятельности как объект контроля

Руководит написанием выпускных квалификационных работ и диссертационных исследований


Научно-преподавательский стаж
28 лет
Заслуги, награды
  • Лауреат Премии Президента РФ (1996)
  • Лауреат конкурса «Учитель Года России» (1995)
  • Победитель конкурса «Учитель года Москвы»
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» (2006)
Уровень образования, квалификации
МПГУ им. Ленина; учитель химии, 1993
Кандидат педагогических наук, 2006
Доцент по специальности «Теория и методика обучения и воспитания», 2018
Направление подготовки (или специальность)
Химия
Общий стаж
30 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
Использование современного оборудования в образовательном процессе (2015, МГПУ)
Эффективные современные технологии образовательного процесса в условиях реализации ФГОС (2015, МГПУ).
Основные публикации

Всего в РИНЦ 93 публикации; Индекс Хирша -9

  1. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Молчанова Г. Н. О проверке экспериментальных умений учащихся. Химия в школе, 2016, № 1, С.8−15 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  2. Добротин Д.Ю. Актуальные проблемы начального естественнонаучного образования // Естественнонаучное образование детей: проблемы поиски, решения / Материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Сост. и отв. редактор М.С. Смирнова М.: Спутник+ 2016. — 178 с. (с. 89−96).
  3. Добротин Д.Ю., Смирнова М.С. (отв. редактор), Рыжова Н.А., Нехлюдова М.В., Смирнова Т.М. Методика обучения предмету «Окружающий мир»: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Серия: Бакалавр. Академический курс. М.: Издательство Юрайт, 2016. — 308 с.
  4. Добротин Д.Ю. Актуальные проблемы подготовки будущих учителей начальной школы к преподаванию курса «Окружающий мир». Электр. Компетентный выпускник нового времени: материалы междунар. электронной науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.calameo.com/read/4 523 5896f958d40831c (22.01.2016)
  5. Добротин Д.Ю. Формирование методов научного познания на уроках окружающего мира. Начальная школа, 2016, № 1, С.32−37. (№ 937, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  6. Добротин Д.Ю. Современное состояние и тенденции развития педагогического образования // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 марта 2016 г. Магнитогорск). В 2 ч. Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. — Ч.1. — 174 с. с.114−120
  7. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Работа с информацией как необходимый этап исследовательской деятельности младших школьников// Ознакомление с окружающим миром в современном образовательном процессе: сборник материалов научно-практической конференции ИППО МГПУ. М.: Перо, 2016. — 155 с. — с. 66 -75
  8. Добротин Д.Ю. Проблема подготовки учителей к контрольно-оценочной деятельности//Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей /редкол. Е.Я. Аршанский (гл.ред.). Республика Беларусь, Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016. — 344 с. — С.221−224
  9. Добротин Д.Ю. Актуальные проблемы школьного химического образования и пути их решения. Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки, 2016, № 2, С.116−122
  10. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Информационно-образовательная среда младшего школьника. Успехи современной науки и образования, 2016, № 9, Т. 1, С.151−154
  11. Добротин Д.Ю. Предметно-компетентностный подход в школьном химическом образовании. Республика Беларусь, Витебск: Бiялогiя i хiмiя. Cерыя: у дапамогу педагогу, 2016. — № 9, С.35−41
  12. Добротин Д.Ю. Формирование знаний о здоровье в старшей школе. Химия в школе, 2016, № 5, С.25−28 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  13. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Учебный проект как средство комплексной оценки образовательных достижений учащихся. Успехи современной науки и образования, 2016, № 11, Т. 1, С.102−105
  14. Добротин Д.Ю. Методические аспекты оценивания заданий с развёрнутым ответом. Химия в школе, 2017, № 2, С.19−21 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  15. Добротин Д.Ю. Контролирующая функция химического эксперимента Химия в школе, 2017, № 3, С.47−51 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  16. Добротин Д.Ю. Современные тенденции развития контрольно-оценочной деятельности в естественнонаучном образовании //Актуальные проблемы естественнонаучного знания и образования: материалы международной научно-практической конференции, посвященной юбилею доктора педагогических наук, профессора Алиновой Мансии Шарапатовны / под общ. ред. А. Нухулы; отв. ред. А.С. Ильясова. Казахстан, Павлодар: ПГПИ, 2017. — Т.2. — 445 с. (С.49−54).
  17. Добротин Д.Ю. Предметно-компетентностный подход к контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании. Вестник московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки, 2017, № 2, С.110−115 (№ 221, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  18. Добротин Д.Ю. Система подготовки учителей начальной школы к преподаванию курса «Окружающий мир». СГУ (Смоленск): Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. № 4. С. 13−20.
  19. Добротин Д.Ю. Методические аспекты применения виртуального эксперимента на уроках окружающего мира. // В сборнике: Актуальные проблемы дошкольного и начального математического и естественнонаучного образования. / Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Составители и ответственные редакторы Н.П. Ходакова, А.В. Калинченко. М.: Спутник+, 2017. С. 148−152.
  20. Добротин Д.Ю. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по химии. Педагогические измерения, 2017, № 4, С. 46−69 (№ 2215, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  21. Добротин Д.Ю. Контекстные и компетентностно-ориентированные задания в контрольно-оценочной деятельности по химии. // Материалы сборника III международной научно-практической конференции «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты». Республика Беларусь, Могилев: МГОИРО, 2017. — С.16−19 (516 с.)
  22. Горбаткина И.М., Добротин Д.Ю., Козина Е.Ф., Курочкина И.Н., Нехлюдова М.В., Смирнова М.С. (под ред. Добротин Д.Ю.). Внеурочная деятельность младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир» (монография) М.: МГПУ, 2018. — 184 с.
  23. Добротин Д.Ю. Компетентностный подход в контрольно-оценочной деятельности в естественнонаучном образовании. Биология в школе, 2018, № 2, С. 20−26 (№ 91, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  24. Добротин Д.Ю. Особенности стандартизированного контроля образовательных достижений учащихся по химии. Наука и Школа, 2018, № 2, С.21−27 (№ 870 перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  25. Добротин Д.Ю. Всероссийская проверочная работа по химии как новая форма контрольно-оценочной деятельности выпускников. Педагогические измерения, 2018, № 1, С. 46−69 (№ 2215, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  26. Добротин Д.Ю. Особенности обучающих и контролирующих заданий по химии. //Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей /редкол. Е.Я. Аршанский (гл.ред.) Республика Беларусь, Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. — 342 с. — С.52−53.
  27. Добротин Д.Ю. Контроль образовательных достижений учащихся по химии с учетом требований ФГОС //Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 65 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Астерион, РГПУ им. Герцена, 2018, С.90−94 (430 с.).
  28. Смирнова М.С., Добротин Д.Ю. Результаты разработки и апробации нового содержания и форм организации педагогических практик будущих учителей начальной школы с учетом использования МЭШ. Электр. ресурс. Свид. о регистр.: Эл. №ФС77−68 116 от 21.12.16 Известия института педагогики и психологии образования, 2018, № 2, С. 19−27 Режим доступа. http://izvestia-ippo.ru/smirnova-m-s-dobrotin-d-yu-rezultaty-r/
  29. Добротин Д.Ю. Обновление содержания образования будущих учителей начальной школы с учетом использования технологии МЭШ. Электр. ресурс. Свид. о регистр.: Эл. № ФС77−68 116 от 21.12.16. Известия института педагогики и психологии образования, № 3, 2018. Режим доступа: http://izvestia-ippo.ru/dobrotin-d-yu-obnovlenie-soderzhaniya-ob/06.2018
  30. Добротин Д.Ю. Основные подходы к разработке заданий для текущего и итогового контроля образовательных достижений учащихся по химии//Химия в школе: проблемы, опыт, инновации: материалы Третьего съезда учителей химии Прикамья / отв. за выпуск А.М. Елохов. Перм. гос. нац. исслед. ун.-т, — Пермь, 2018, С.23−27
  31. Добротин Д.Ю. Операционализация требований стандарта как системообразующий фактор контрольно-оценочной деятельности в школьном химическом образовании. Стандарты и мониторинг в образовании, 2018, Т.6, № 3 (60), С. 47−51(№ 1917, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  32. Добротин Д.Ю. Современные требования к контролю образовательных достижений учащихся. Химия в школе, 2018, № 8, С.14−20. (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  33. Добротин Д.Ю. Основные тенденции развития контрольно-оценочной деятельности в школьном естественнонаучном образовании. Педагогика, 2018, № 10, С. 82−90. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  34. Добротин Д.Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен по химии как отражение современных тенденций в контрольно-оценочной деятельности. Химия в школе, 2018, № 10, С.19−24 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  35. Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года по химии. Педагогические измерения, 2018. № 4. — С. 92−120. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК)
  36. Добротин Д.Ю. Quality Assessment Of Educational Achievements Of Students On Chemistry In Russian Schools (Добротин Д.Ю. Оценка качества образовательных достижений учащихся по химии в российских школах) // 7th icCSBs The Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences. 2018. No:67. Pages: 619−626. 7th icCSBs The Annual International Conference on Cognitive — Social, and Behavioural Sciences. No: 67. Pages: 619−626. Dmitry Yu. Dobrotin.
  37. Добротин Д.Ю., Молчанова Г. Н. Я сдам ОГЭ! Химия. Практикум и диагностика: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2018. — 208 с.
  38. Добротин Д.Ю., Медведев Ю.Н., Молчанова Г. Н. ОГЭ. Химия. Типовые экзаменационные задания. 20 вариантов. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 144 с.
  39. Добротин Д.Ю. Формирование и контроль усвоения систем химических понятий в школе. Химия в школе 2019, № 7, С.4−10 (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  40. Добротин Д.Ю. Особенности перспективных моделей заданий КИМ ОГЭ 2020 года по химии. Педагогические измерения, 2019. № 1. — С. 43−49. (№ 2215 перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  41. Добротин Д.Ю., Добротина И.Н. Кейс-метод как средство обучения студентов педагогических вузов. Вестник МГОУ, 2019, № 1, 63−71 (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  42. Добротин Д.Ю. Актуальные вопросы оценки качества школьного химического образования. Химия в школе, 2019, № 5, С.41−47 (№ 1727, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  43. Добротин Д.Ю. Особенности перспективных моделей заданий КИМ ОГЭ 2020 года по химии. Педагогические измерения, 2019. № 2. — С. 43−49. (№ 2215 перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  44. Добротин Д.Ю., Свириденкова Н.В., Снастина М.Г. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по химии. Педагогические измерения, 2019. № 4. — С. 109−135. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  45. Добротин Д.Ю., Смирнова М.С. (отв. редактор), Рыжова Н.А., Нехлюдова М.В., Смирнова Т.М. Методика обучения предмету «Окружающий мир»: учебник и практикум для СПО. (Серия: Профессиональное образование). М.: Издательство Юрайт, 2019. — 306 с.
  46. Добротин Д.Ю., Молчанова Г. Н. ОГЭ-2019. Химия: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов. М.: Национальное образование, 2019. — 80 с.
  47. Добротин Д.Ю., Молчанова Г. Н. ОГЭ-2019. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под. ред. Д.Ю. Добротина. — М.: Издательство «Национальное образование», 2019. — 192 с.
  48. Добротин Д.Ю., Каверина А.А., Гончарук О.Ю., Молчанова Г. Н. Основной государственный экзамен. Химия. Комплекс материалов для подготовки учащихся. 2019. Учебное пособие. — М.: Интеллект-Центр, 2019. — 184 с.
  49. Добротин Д.Ю. Многообразие заданий и их роль в процессе обучения химии. Педагогические измерения, 2020. № 1. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК) (принято в печать)
  50. Добротин Д.Ю. Особенности содержания и организации экспериментальной части ГИА по химии. // Сборник: Естественнонаучное образование. Сер. «Методический ежегодник Химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова». Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Химический факультет. 2020 (принято в печать)
  51. Добротин Д.Ю. Об основных подходах к составлению заданий для ГИА по химии//Актуальные проблемы химического и экологического образования: Сборник научных трудов 67-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.: Астерион, РГПУ им. Герцена, 2020 (принято в печать)
Область научных интересов
  • Методика преподавания химии
  • Качество образования
  • Оценка образовательных достижений обучающихся, в том числе стандартизированные процедуры (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР)
  • Компетентностно-ориентированные задания
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
38.04.02 Менеджмент, МП "Управление системой оценки качества общего образования"
44.04.01 Педагогическое образование, МП "Оценка и мониторинг качества образования в системе общего образования"