Top.Mail.Ru
Дольгирева Елена Владимировна

Дольгирева Елена Владимировна

Должность: Доцент

Ученая степень и звание: Кандидат педагогических наук


+7 (499) 138-25-79

DolgirevaEV@mgpu.ru

ул. Марии Ульяновой, д.21, каб. 22б


Преподаваемые дисциплины
«Сценарно-режиссерские основы», «Основы режиссуры», «Основы режиссуры и актерского мастерства», «Постановка театрализованных программ», «Эстрадный театр», «Педагогическая этика и сценическое мастерство педагога» (бакалавриат); «Технологические основы режиссуры досуговых программ», «Режиссура инновационных форм культурно-досуговой деятельности» (магистратура).
Научно-преподавательский стаж
18 лет
Заслуги, награды

Награды: медаль РФ «В память 850-летия Москвы» (1997г.), звание «Ветеран труда» (1997 г.), грамота Правительства Москвы Департамента образования г. Москвы за результативную плодотворную работу в системе столичного образования, значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования г. Москвы (2016 г.). А также дипломы: лауреата V Фестиваля-конкурса национальных театров «Москва — город мира» — «За творческий вклад в сохранение, популяризацию и развитие национальной культуры» (Департамент культуры г. Москвы, 2008 г.); «За организацию городского культурно-образовательного проекта „Литературный венок России“» (Департамент образования г. Москвы, 2010 г.), «За активное участие в 7-ом Всероссийском Фестивале науки в г. Москве» (МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 г.), диплом лауреата IX Фестиваля-конкурса национальных театров «Москва — город мира» — «За поиск художественного решения в воплощении прозы Н.В. Гоголя (Департамент культуры г. Москвы, 2012 г.), диплом победителя Фестиваля „Каждая семья — театр“ в номинации „Лучшая женская роль“ (Гимназия № 1272, 2014 г.), диплом „За участие в составе Экспертного Совета XVIII Международного фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций „Кубок России по художественному творчеству — Ассамблея искусств““ (2016 г.); почетные грамоты и благодарности: за большую плодотворную научно-методическую работу в институте и научную работу со студентами (МГПИ, 2009 г.), за многолетний труд и безупречное служение институту (МГПИ, 2010 г.); за профессиональное проведение мастер-класса „Техника логического чтения“ в рамках мероприятий VIII Фестиваля науки (МГПУ, 2013 г.), за разработку замысла театрализованного представления, создание авторского сценария и постановку Новогодних театрализованных представлений (МГПУ, 2014 г.); „За высокопрофессиональное оценивание участников конкурсных просмотров Открытого международного фестиваля-конкурса искусств „Конкорд““ (МГПУ, 2016 г.); „За участие в организации и проведении VI Межвузовского студенческого форума „Молодежь в галерее Ильи Глазунова““ (Галерея Ильи Глазунова», 2017 г.) др. Участник проектов и грантов Правительства Москвы в области образования

Общий стаж
39 лет
Основные публикации

Имеет более 30 научных публикаций. Среди них: монографии «Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе», «Художественно-игровая деятельность как формирующее начало развития личности // Профессионально-ориентированная подготовка студентов к воспитанию школьников в условиях педагогического вуза» (коллективная монография / Под ред. Э.И. Медведь), «Социально-культурное партнерство: вуз-музей-библиотека в условиях инновационного развития» (коллективная монография / Под ред. Т.И. Баклановой), «Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика» (коллективная монография / Под общ. ред. Г. И. Грибковой); учебно-методические пособия для вузов «Техника логического чтения» (в соавторстве / под ред. Е.В. Дольгиревой), «Техника сценарно-режиссерской работы. Часть 1. Часть 2» (в соавторстве / под ред. Е.В. Дольгиревой), учебное пособие для школ «Русская культура. 1−4 классы [Электронный ресурс]: программа и методические материалы / Т.И. Бакланова [и др.]», «Методика преподавания специальных дисциплин. Учебное пособие. / Ганьшина Г. В. [и др.]» и др.
Дольгирева, Е. В. Этюд и этюдный метод в формировании сценарно-режиссерской техники постановщиков театрализованных программ / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Педагогический научный журнал. — 2024. — Т. 7, № 1. — С. 32−37.

Атрохова, С. И. Научный руководитель Дольгирева Е. В. Сторителлинг как метод решения проблем вербальной коммуникации среди учащейся молодежи / С. И. Атрохова // Педагогический научный журнал. — 2024. — Т. 7, № 6. — С. 147−152.

Дольгирева, Е. В. Методические аспекты социокультурного проектирования / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Интеграция социально-культурных практик и образовательных технологий в пространстве мегаполиса: опыт и инновации: Сборник научных трудов / Под общей редакцией О.И. Киселевой, Г. В. Ганьшиной. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2023. — С. 18−27.

Профессиональная подготовка кадров к художественно-творческой деятельности в сфере досуга: Коллективная монография / Г. В. Ганьшина, Г. И. Грибкова, Е. И. Григорьева, Е. В. Дольгирева [и др.]. — Москва: УЦ «Перспектива», 2022. — 232 с.

Грачева, Д. С., Дольгирева, Е. В. Формирование креативного сообщества молодежи средствами тематического фестиваля / Д. С. Грачева, Е. В. Дольгирева // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Под редакцией Э.И. Медведь, Г. В. Ганьшиной. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. — С. 246−251.

Левкин, Д. Е., Дольгирева, Е.В. Роль креативных кластеров в организации современного молодежного досуга (на примере Г. Москвы) / Д. Е. Левкин, Е. В. Дольгирева // Культурно-образовательное пространство современного города: проблемы и перспективы: Сборник научных трудов департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств института культуры и искусств Московского городского педагогического университета / Под редакцией Э.И. Медведь, Г. В. Ганьшиной. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. — С. 283−286.

Дольгирева, Е. В. Преодоление социальной исклеченности лиц с ограниченными возможностями здоровья средствами художественного слова / Е. В. Дольгирева, В. С. Канухин // Современные проблемы высшего образования. теория и практика: Актуальные проблемы творческого образования в период пандемии: Специальный выпуск / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2021. — С. 254−259.

Challenges and risks in the professional activity of a higher school teacher of humanitarian cycle in the conditions of distance education / A. V. Rachipa, V. V. Kasyanov, G. V. Ganshina [et al.] // Humanidades & Inovação. — 2021. — Vol. 8, No. 31. — P. 33−40.

Грачева, Д. С. Технологические основы проектирования праздничного мероприятия фестивального формата / Д. С. Грачева, Е. В. Дольгирева // Bulletin of the International Centre of Art and Education. — 2021. — № 6. — С. 307−322.

Речевые жанры эстрады в культурно-досуговых программах: учебник / Н. А. Опарина, И. Д. Левина, М. Г. Кайтанджян [и др.]. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Белый ветер, 2020. — 272 с.

Иванык, Л. А. Разработка и организация конкурсных спортивно-развлекательных программ для детей старшего дошкольного возраста / Л. А. Иванык, Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2020. — № 8(300). — С. 44−48.

Сурганова, М. С. Использование квест-технологий в творческом пространстве антикафе — современной форме индустрии досуга / М. С. Сурганова, Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 2. — С. 21−25.

Дольгирева, Е. В. Режиссура социально-культурной деятельности в профессионально-педагогическом образовании / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 3. — С. 14−19.

Дольгирева, Е. В. Иммерсивный театр — инновационная форма театрализованного культурно-образовательного досуга / Е. В. Дольгирева, Т. И. Курихина, В. И. Портников // Среднее профессиональное образование. — 2019. — № 4. — С. 30−34.

Дольгирева, Е. В. Метод театрализации в социально-культурном проектировании / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Среднее профессиональное образование. — 2018. — № 2. — С. 31−36.

Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика: коллективная монография / Т. И. Бакланова, Е. В. Бабаева, В. К. Боткова,…Дольгирева Е. В. [и др.]. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2017. — 184 с.

Дольгирева, Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: монография / Е. В. Дольгирева. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2017. — 236 с.

Дольгирева, Е. В. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности в работе с одаренными детьми / Е. В. Дольгирева, Е. Ю. Клейн // Современные тенденции развития социально-культурной деятельности и художественного образования: теория и практика: коллективная монография. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2017. — С. 112−119.

Дольгирева, Е. В. Система мониторинга и контроля формирования сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2017. — № 3. — С. 38−44.

Дольгирева, Е. В. Классификация и типология художественно-зрелищных форм в подготовке бакалавров по направлению «Социально-культурная деятельность» / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Среднее профессиональное образование. — 2016. — № 11.

Дольгирева, Е. В. Интегративно-деятельностный подход в определении содержания учебно-творческих форм бакалавров социально-культурной деятельности / Е. В. Дольгирева, В. И. Портников // Европейский журнал социальных наук. — 2016. — № 4. — С. 269−274.

Русская культура. 1−4 классы: Программа и методические материалы / Т. И. Бакланова, Э. И. Медведь, М. Г. Кайтанджян [и др.]. — Саратов: Вузовское образование, 2015. — 79 с.

Дольгирева, Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дольгирева Елена Владимировна. — Ульяновск, 2015. — 22 с.

Дольгирева, Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Дольгирева Елена Владимировна. — Ульяновск, 2015. — 237 с.

Портников, В. И. Техника сценарно-режиссерской работы: Учебно-методическое пособие / В. И. Портников, Е. В. Дольгирева. Том Часть 2. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2014.

Дольгирева, Е. В. Модель дидактической технологии «Эмоционально-смысловое взаимодействие» (ЭСВ) / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2013. — № 5. — С. 35−41.

Дольгирева, Е. В. Режиссура как базовая дидактическая технология социально-культурной деятельности / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 1. — С. 39−44.

Дольгирева, Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники студентов по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» / Е. В. Дольгирева // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 7. — С. 23−27.

О себе

В 1993 году окончила Московский государственный институт культуры по специальности режиссура, квалификация режиссер театрализованных представлений, заочную аспирантуру МГПИ по специальности 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования (2011 г.).

В 2015 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования».

Начало трудовой деятельности (после окончания Ульяновского Музыкального училища) в ДМШ № 3 г. Ульяновска — преподаватель фортепьяно и концертмейстер; затем — в Москве, на АЗЛК, в качестве воспитателя и коменданта общежития, в Детской школе искусств «Родник» — преподаватель доп. образования, руководитель структурного подразделения (детского эстрадно-музыкального театра «Мы»), зам. директора по учебной работе.

С 2000 г. — преподаватель вуза, с 2003 г. штатный преподаватель, доцент МГПИ, с 2012 г. — доцент МГПУ. Имеет около 30 научных публикаций. Среди них: монографии «Формирование сценарно-режиссерской техники бакалавров социально-культурной деятельности в педагогическом вузе», «Художественно-игровая деятельность как формирующее начало развития личности // Профессионально-ориентированная подготовка студентов к воспитанию школьников в условиях педагогического вуза» (коллективная монография / Под ред. Э.И. Медведь), «Социально-культурное партнерство: вуз-музей-библиотека в условиях инновационного развития» (коллективная монография / Под ред. Т.И. Баклановой); учебно-методические пособия для вузов «Техника логического чтения» (в соавторстве / под ред. Е.В. Дольгиревой), «Техника сценарно-режиссерской работы. Часть 1. Часть 2» (в соавторстве / под ред. Е.В. Дольгиревой), учебное пособие для школ «Русская культура. 1−4 классы [Электронный ресурс]: программа и методические материалы/ Т.И. Бакланова [и др.]» и др.

Награждена дипломом Департамента образования г. Москвы за организацию городского культурно-образовательного проекта «Литературный венок России» (2010 г.), диплом МГУ им. М.В. Ломоносова за активное участие в 7-ом Всероссийском Фестивале науки в г. Москве (2012 г.), диплом за участие в составе Экспертного Совета XVIII Международого фестиваля детско-молодежного творчества и педагогических инноваций «Кубок России по художественному творчеству — Ассамблея искусств» (2016 г.); почетные грамоты МГПИ: за большую плодотворную научно-методическую работу в институте и научную работу со студентами, за многолетний труд и безупречное служение институту (2009, 2010 г. г.); благодарность МГПУ за разработку замысла театрализованного представления, создание авторского сценария и постановку Новогодних театрализованных представлений (2014 г.) и др.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
51.03.03 Социально-культурная деятельность "Организация и постановка культурно-досуговых программ в сфере образования и культуры"
44.04.01 Педагогическое образование "Режиссура театрализованных программ и образовательных проектов" 44.03.01 Педагогическое образование «Хореографическое искусство» 44.03.01 Педагогическое образование «Театральное искусство»