Top.Mail.Ru
Ковалева Татьяна Михайловна

Ковалева Татьяна Михайловна

Должность: Заведующая лабораторией индивидуализации непрерывного образования и тьюторства, профессор

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук



Преподаваемые дисциплины
- Психология индивидуализации
- Тьюторские практики
- Менеджмент в образовании
- Тьюторство в сфере образования
- Теоретические основы тьюторства
- Тьюторские компетенции педагога
- Теория и практика персонализированного образования
- Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании
- Введение в педагогику, ориентированную на идею будущего
- Тьюторство в институциональных и неинституциональных формах
- Групповое руководство магистрантами
Научно-преподавательский стаж
Более 30 лет
Заслуги, награды
  • Руководитель межрегиональной исследовательской группы МТА по разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности (2010−2012)
  • Научный руководитель издания и проекта РГНФ № 11−46−93 035к «Профессия-тьютор» (2012)
  • Руководитель проекта «Тьюторская модель школы «Сколково» -лауреата международного конкурса -2012
  • Эксперт РФФИ, Министерства образования и науки и министерства просвещения РФ
Уровень образования, квалификации
Высшее педагогическое образование
Направление подготовки (или специальность)
специальность-математика
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- стажировка лауреатов конкурса «Школа Сколково» в Англии (февр.2012);
- участие в работе экспертной группы МОН РФ по модернизации педагогического обр-ния (с января 2013).
-Участие в конф. «Управление переходом к новым инфраструктурам, обеспечивающим индивидуализацию образования» - пленарный доклад
(Томск, ТГУ, февраль 2013)
- Участие в конф. РГГУ «Международные Чтения Выготского» (Москва, РГГУ, ноябрь 2014) – секц. Доклад;
- Методика преподавания жизненной навигации (октябрь 2015)
Основные публикации
  1. Ковалева Т. М. Self Skills как предметность современного педагогического образования // Деятельностная педагогика и педагогическое образование: Сборник тезисов IX Международной конференции «ДППО-2021»: Воронеж, 10−14 сентября 2021 г. / Под ред. А. В. Боровских. — Воронеж: Воронежский институт развития образования им. Н. Ф. Бунакова. — С. 96.
  2. Розин, В.М., Ковалева Т.М. Персонализация или индивидуализация: психо-лого-антропологический или культурно-средовой подходы // Педагогика. 2020. Т. 84. № 9. С. 18−28.
  3. Комаров, Р.В., Ковалева Т.М. Персонализация образовательного процесса: 3D-пространство интерпретаций // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 1 (55). С. 8−22.
  4. Ковалева Т.М., Якубовская Т.В. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой // Человек. RU. 2017. № 12. C. 85−94.
  5. Розин В.М., Ковалева Т.М. Осмысление тьюторского опыта как «тихой революции» в образовании // Педагогика. 2021. № 9. С. 41−51.
  6. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик), А.А. Теров, М.Ю. Чередилина. — Москва: СФК-офис, 2012. — 246 с.
  7. ЭКОСИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ: НАЧАЛО ПУТИ Ковалева Т.М.В сборнике: Непрерывное образование в контексте Будущего. Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. С. 25−31. и др.

Наиболее значимые монографии:

«Профессия «Тьютор», «Школа-лаборатория», «Инновационная школа: аксиомы и гипотезы», «Личностно-ресурсное картирование как инструмент работы тьютора и не только…»

Автор более двух сотен публикаций по проблемам инновационного развития отечественного образования, непрерывного образования, индивидуализации и тьюторства.

Индекс публикационной активности (индекс Хирша) — 13.

О себе

В начале 90-х годов ХХ века возглавляла одну из первых частных альтернативных школ в стране — школу «Эврика-развитие» в Академгородке города Томска. В рамках деятельности данной школы получило второе рождение и дальнейшее развитие тьюторское движение в России.

Инициировала формирование научной школы индивидуализации образования и тьюторства, управлением и развитием которой занимаюсь и по сегодняшний день. \

Значимые тьюторские проекты:

за рубежом: русскоязычная школа в Израиле, альтернативная школа в Англии (Российское посольство в Лондоне); Центр детского творчества в Америке (Нью-Йорк);

в России: школа «Эврика-развитие» (Томск, Академгородок), тьюторская магистратура (МПГУ-МГПУ), Москва); лаборатории: ЛИНО (МГПУ, Москва) и ЛИТ (ТГУ, Томск).

Руководство научными группами:— руководитель международной тьюторской школы в Институте проблем образовательной политики «Эврика» (до 2004г);— соавтор проекта выпускников магистратуры «Агенство тьюторских услуг»;— член Попечительского совета тьюторской школы «Лицеум»;— председатель экзаменационной комиссии Аспирантской школы ВШЭ;— соучредитель Ассоциации исследователей образования;— Президент Межрегиональной Тьюторской ассоциации.

Область научных интересов
  • Теоретические основы тьюторства
  • Научно-исследовательская практика
  • Руководство магистрантами
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.04.01 Педагогическое образование, магистратура "Тьюторство в сфере образования"
44.04.01 Педагогическое образование, магистратура "Тьюторство в цифровой образовательной среде"
44.04.02, Психолого-педагогическое образование, магистратура "Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация"