Ковалева Татьяна Михайловна

Ковалева Татьяна Михайловна

Должность: Профессор
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук


Научно-преподавательский стаж
Более 25 лет
Заслуги, награды
  • Руководитель межрегиональной исследовательской группы МТА по разработке профессионального стандарта тьюторской деятельности (2010−2012)
  • Научный руководитель издания и проекта РГНФ № 11−46−93 035к «Профессия-тьютор» (2012)
  • Руководитель проекта «Тьюторская модель школы «Сколково» -лауреата международного конкурса -2012
Уровень образования, квалификации
Высшее педагогическое образование
Направление подготовки (или специальность)
специальность-математика
Общий стаж
Более 25 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
- стажировка лауреатов конкурса «Школа Сколково» в Англии (февр.2012);
- участие в работе экспертной группы МОН РФ по модернизации педагогического обр-ния (с января 2013).
-Участие в конф. «Управление переходом к новым инфраструктурам, обеспечивающим индивидуализацию образования» - пленарный доклад
(Томск, ТГУ, февраль 2013)
- Участие в конф. РГГУ «Международные Чтения Выготского» (Москва, РГГУ, ноябрь 2014) – секц. Доклад;
- Методика преподавания жизненной навигации (октябрь 2015)
Основные публикации
  1. Ковалева, Т.М. Универсальные методы невозможны (семьи, с которыми работают тьюторы, слишком разные // Управление школой. 2013. № 3, с.11−14.- 0,3 п.л.
  2. Ковалева Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику: принцип индивидуализации и проблема субъективности // Педагогика. 2013 № 5, с.51- 56.- 0,4 п.л.
  3. Ковалева, Т.М. В вашем штате -тьютор (нормативно-правовое оформление профессии) //Управление школой. 2013, № 1, с.45−49.- 0,3 п.л.
  4. Ковалева, Т.М. Новый взгляд на Российскую историю: тьюторская
    антропопрактика Ч.С.Гиббса в императорской семье/ Т.М. Ковалева //Антропопраксис — 0,5 п.л.
  5. Ковалева, Т.М. Реализация тьюторской модели в системе дополнительного профессионального образования / Развитие практик тьюторского сопровождения в системе дополнительного профессионального образования: сь. материалов Всероссийской науч.-практ.тьюторской конференции 15−16 октября 2013 года. -Архангельск: изд-во АО ИОО, 2013, с. 6−11.- 0,4 п.л.
  6. Ковалева, Т.М. Субъективность как рабочее понятие для тьюторского сообщества (на материале работ Мишеля Фуко)/ Тьюторство в открытом образовательном пространстве: родительство, особое детство, учительство. Материалы 6 международной научно-практической конференции 29−30 октября 2013 года.-М, МПГУ; МИОО, 2013, с.7−12.- 0,4 п.л.
  7. Ковалева, Т.М. Инициативность как проявление человеческой субъективности / Педагогика развития: инициатива, самостоятельность, ответственность: материалы 19-й научно-практической конференции. Красноярск, апрель 2012 года.- Красноярск, 2013, с.137−141.- 0,3 п.л.
  8. Ковалева, Т.М. Проводник в потоке возможностей (о тьюторстве в современном российском образовании) //Минская школа сегодня. 2013 № 9, с.36−41. — 0,5 п.л.
  9. Ковалева, Т.М. Антропологический взгляд на современную дидактику/Т.М. Ковалева // Совет ректоров. — 2014. — № 5. — 0,2 п.л.
  10. Ковалева, Т.М. Ресурсность тьюторства в современном образовании/ Т.М. Ковалева// Проектирование образовательных траекторий студентов в вузе: материалы I Международной научно-методической конференции.-Кисловодск — Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. — 0,5 п.л.
  11. Ковалева, Т.М. О возможности тьюторского сопровождения в современном образовании /Т.М. Ковалева// Кафедра педагогики МПГУ: история и перспективы развития. — М., 2014.- 0,6 п.л.
  12. Ковалева, Т.М. Еще об одной тьюторской практике в российской истории (на примере императорской семьи Николая II) /Т.М. Ковалева// Педагогическая наука: генезис и прогнозы развития. Сборник научных трудов Международной научно-теоретической конференции 28−29 мая 2014 г в 2-х томах. Т.1. / Под ред С.В. Ивановой, А.В. Овчинникова. Т.1. — М., ФГНУ ИТИП РАО. — 2014. — 0,5 п.л.
  13. Ковалева, Т.М. Реализация принципа открытости при построении и применении образовательных технологий /Т.М. Ковалева// Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — № 4., с.63−71.- 0,5 п.л.
  14. Ковалева, Т.М. Когнитивная визуализация как инструмент сопровождения индивидуального обучения (в соавт. С В.А.Углевым) // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. —  2014.- № 3, с.420−449.- 1,8 п.л.
  15. Ковалева, Т.М. Новые факты для тьюторского сообщества: тьюторская практика в царской семье Николая II // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: становление профессиональной тьюторской деятельности. Материалы 7 Международной научно-практической конференции и 19 научно-практической Межрегиональной тьюторской конференции 28−29 октября 2014 года/ Научный редактор: Т.М.Ковалева. М.: МПГУ, 2014., с.7−18.- 0,8 п.л.
  16. Ковалева, Т.М. Дидактический и управленческий взгляд на тьюторскую деятельность в школе // Основные тенденции развития образования: теория и практика: Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции. — М.:ФГБНУ «ИСТО РАО», 2014., с. 230−236.- 0,5 п.л.
  17. Ковалева, Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая технология в работе современного учителя // Преподаватель 21 век.-2014.- т.1, № 4.-с.171−179.- 0,5 п.л.
  18. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Теоретические основы тьюторства» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
    Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева
    [электронный ресурс]- Москва: МПГУ, 2014 — 11,1 п. л.
  19. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Открытое образование» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]- Москва: МПГУ, 2014 — 10,2 п. л.
  20. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Тьюторские практики»
    по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование
    Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева
    [электронный ресурс]- Москва: МПГУ, 2014 — 8,3 п. л.
  21. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология „Портфолио“ как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]- Москва: МПГУ, 2014 — 7,4 п. л.
  22. Ковалева, Т. М. Рабочая программа дисциплины «Технология „Образовательное путешествие“ как ресурс работы тьютора» по направлению подготовки: 44.04.01 Педагогическое образование Квалификация (степень): магистр Форма обучения: очная / Т. М. Ковалева [электронный ресурс]- Москва: МПГУ, 2014 — 8,3 п. л.
  23. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс для системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова / Ковалева Т.М., Чередилина М.Ю.// Проекты развивающего обучения (серия).- М., НП «Авторский Клуб», 2015., 56 с. — 3,5 п. л
  24. Ковалева, Т.М. Новые ресурсы дидактики для современной школы. // Наука и школа, 2015. № 1 с.88−94.- 0,3 п.л.
  25. Ковалева, Т.М. Переживание как возможный исток учебного действия // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы 16 Международных чтений памяти Л.С.Выготского. — М.: Левъ, 2015. с.42−47.- 0,3 п.л.
  26. Ковалева, Т.М. Иной взгляд на современное педагогическое образование: тьюторское сопровождение студентов бакалавриата 1 года обучения // На путях к новой школе, 2015, № 2, с.51−53.- 0,1 п.л.
  27. Ковалева, Т.М. Человекоразмерность как возможный критерий образовательной практики //Человекоразмерное образование: проблемы педагогических практик в России и странах Азиатско-тихоокеанского региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием 17 декабря 2015 г.- Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2016, с. 9−12.- 0,2 п.л.
  28. Ковалева, Т.М. Тьюторство как ресурс современного образования // Гуманитарная образовательная среда технического вуза: материалы международной научно-методической конференции 11−13 мая 2016 года.- Спб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016, с.10−11.- 0,1 п.л.
  29. Ковалева, Т.М. Плечо поддержки //Директор школы, 2016. № 9, с.53−58.- 0,3 п.л.
  30. Ковалева, Т.М. Индивидуализация и проблема времени в образовании: концептуальные повороты в проблематике тьюторства /совм. с Якубовской Т.В.// Тьюторство в открытом образовательном пространстве и текстовая культура: сопровождение индивидуальных образовательных программ. Материалы IX Международной научно-практической и XXI Всероссийской тьюторской конференции 01−02 ноября 2016 г.- М.: «Буки-Веди», 2016, с.105−115.- 0,6 п.л.
  31. Ковалева, Т.М. Тьюторство как антропопрактика // Человек.RU: Гуманитарный альманах.-Новосибирск: НГУЭУ, 2016, с.71−81.- 0,6 п.л.
  32. Ковалева, Т.М. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации / совм. с Сухановой Е.А., Зоткиным А.О.// Университетское управление: практика и анализ, 2016. № 101(1), с. 90−97.- 0,2 п.л.
  33. Ковалева, Т.М. Тьюторская деятельность как антропопрактика: между индивидуальной образовательной траекторией и индивидуальной образовательной программой / совм. с Якубовской Т.В. // Человек.RU: Гуманитарный альманах.- Новосибирск: НГУЭУ, 2017, с.85−94.- 0,5 п.л.
Область научных интересов

Теоретические основы тьюторства

Научно-исследовательская практика

Руководство магистрантами