Top.Mail.Ru
Медведева Елена Алексеевна

Медведева Елена Алексеевна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

medvedevaea@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Арттехнологии в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ
• Артпедагогика и арттерапия в социальной адаптации детей с ОВЗ
• Художественно-эстетическое и социально-нравственное развитие детей
• Консультирование семьи ребенка с ОВЗ
Научно-преподавательский стаж
26 лет
Заслуги, награды

Ветеран труда
Почетный работник среднего профессионального образования РФ.
Медаль «В память 850-летия Москвы», Почетная грамота ДО ГОУ ВПО МГПУ 2010 г. за подготовку учебников, монографий, Грант Москвы 2004 г. в области науки и технологий в сфере образования

Уровень образования, квалификации
В 1970 году окончила МГПУ им В.И. Ленина по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; 1995 году окончила МГОПИ по специальности «Дефектология»; 2005 году окончила Высшую школу психологии (институт) по специальности «Психология», специализация «Психологическое консультирование»
Направление подготовки (или специальность)
Психология
Общий стаж
53 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (72 часа), ГАОУ ВО МГПУ, 2019 г.
• «Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams» (30 часов), ГАОУ ВО МГПУ, 2020 г.
• «Обучение по общим вопросам охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (16 часов), ГАОУ ВО МГПУ, Актион Университет. Онлайн-обучение, 2022 г.
• «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (16 часов), ГАОУ ВО МГПУ, Актион Университет. Онлайн-обучение, 2022 г.
Основные публикации

Пособия, монографии:
• Медведева Е.А., Павлова А.С. Формирование личности младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественного направления: монография. − М.: Издательство «Перо», 2018. — 160 с.
• Медведева Е.А. Методологические основы становления личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья как субъекта культуры и художественной деятельности. — М.: Издательство «Перо», 2019. — 105 с. (монография)
• Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н., Шашкина Г. Р., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Теория и методика музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 217 с. — (Серия: бакалавр. Академический курс) (учебное пособие)
• Медведева Е.А., Богданова Т.Г., Комиссарова Л.Н., Журавлева Ж.И., Павлова А.С. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 274 с. — (Серия: Профессиональное образование) (учебник)
• Теоретические основы и диагностика социокультурного развития личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья: монография / Е.А. Медведева [и др.]; под. ред. Е.А. Медведевой. — М.: Издательство «ПАРАДИГМА», 2022. — 134 с.

Статьи:
• Медведева Е.А., Комиссарова Л.Н. Артпедагогические технологии социокультурного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, используемые в семье // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. − № 59 (4). − С. 71−74.
• Медведева Е.А. Артпедагогические технологии приобщения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья к художественной культуре // Проблемы современного педагогического образования. − 2018. — № 61−1. — С. 180−184.
• Медведева Е.А., Журавлева Ж.И. Особенности проявления творчества дошкольниками с задержкой психического развития в художественно-ручном труде из природного материала // Казанский педагогический журнал. — 2019. — № 5 (136). — С. 224−229.
• Медведева Е.А., Кудринская М.В. Изучение представлений подростков с нарушением интеллекта о дружбе и предательстве с помощью малых фольклорных форм // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 67−3. — С. 100−103.
• Medvedeva E., Prikhodko O., Zhuravleva Zh., Pavlova A. On the issue of additional education for children with special healthcare needs and disabilities in the system of lifelong inclusive education. В сборнике: SHS Web of Conferences. The conference proceedings. Don State Technical Universyty. 2019. С. 10 009.
• Медведева Е.А., Суханова В.А. Развитие представлений старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи об образе «Я» человека средствами портретной живописи в дополнительном образовании // Проблемы современного педагогического образования. − 2020. — № 69−4. — С. 189−191.
• Medvedeva E.A., Prihodko O.G., Yugova O.V. Development of a child with special needs in an integrative cultural and educational space // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Conference proceedings. London, 2020. — С. 612−623.
• Медведева Е.А., Югова О.В. Особенности ресурсных возможностей семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72−1. — С. 198−201.
• Медведева Е.А., Данилова Ю.Н. Системно-историческая ретроспектива категории «семья» в социологии и психологии // Системная психология и социология. — 2022. — № 2 (42). — С. 53−63.
• Медведева Е.А., Данилова Ю.Н. Системно-историческая ретроспектива социального статуса семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Системная психология и социология. — 2022. — № 4 (44). — С. 81−94.

О себе

Доктор психологических наук, профессор, действительный член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Член диссертационного совета Д 850.007.05 по коррекционной педагогике и психологии ГАОУ ВО МГПУ. Член диссертационного совета Д 850.007.10 по общей психологии, психологии личности, истории психологии и педагогической психологии ГАОУ ВО МГПУ, член редакции научного журнала «Педагогический Имидж».

Окончила Московский государственный педагогический институт им В.И. Ленина по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; Московский государственный открытый педагогический институт по специальности «Дефектология»; Высшую школу психологии (институт) по специальности «Психология», психологическое консультирование. Повышение квалификации в Вислохском Институте системных решений и консультирования (Германия) по специализации «Системная семейная терапия»; на кафедры «Клинической психологии и психотерапии» ГБОУ ДПО Медицинской Академии последипломного образования Минздравсоцразвития России «Общие вопросы психотерапии».

Стаж педагогической деятельности: 33 года в среднем специальном образовании и 27 лет научно-педагогической работы в ВУЗе. Имеет 94 публикаций, автор нового в специальной психологии субъектно-художественного подхода в социокультурном становлении личности ребенка с ОВЗ в образовательном пространстве, автор и редактор первого в специальном и инклюзивном образовании учебника «Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании» по грифом МО РФ для ВУЗов.

Под научным руководством Медведевой Елены Алексеевны подготовлено 4 кандидата наук, более 150 магистрантов. В сфере научных и практических профессиональных интересов автора системная семейная, телесно-ориентированная, эмоционально-образная терапия, психологическое консультирование, арттехнологии (музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, рисуночная терапия, кинезитерапия) и их использование в системе помощи детям, семье и личностном развитии.

Область научных интересов

В сфере научных и практических профессиональных интересов автора — психологическое консультирование, системная семейная терапия, телесно-ориентированная, эмоционально-образная терапия, арттехнологии (музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, рисуночная терапия, кинезитерапия) и их использование в системе помощи детям, семье и личностном развитии, ультрокороткий терапевтический метод расстановки по Б. Хеллингеру при решении семейных и межличностных, психосоматических проблем клиентов.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ

Работа в научных, педагогических обществах. Действительный член общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Член диссертационного совета Д 850.007.05 по коррекционной педагогике и психологии на базе ГАОУ ВО МГПУ и диссертационного совета Д 850.007.05 по общей психологии, психологии личности, истории психологии на базе ГАОУ ВО МГПУ.