Top.Mail.Ru
Назарова Наталия Михайловна

Назарова Наталия Михайловна

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05 г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2

nazarova@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Сурдопедагогика
• История сурдопедагогики
• Специальная педагогика
• Коррекционная педагогика
• Философия и история специальной педагогики
• Сравнительная специальная педагогика
• Теория, практика и технологии инклюзивного обучения для студентов, магистрантов и аспирантов.
Научно-преподавательский стаж
35 лет
Заслуги, награды
  • Отличник народного образования
  • Почетный работник высшей школы РФ
  • Почетные Грамоты Московского Департамента образования
Уровень образования, квалификации
В 1972 году с отличием окончила МГПИ им. В.И.Ленина, дефектологический факультет, по специальности «Дефектология» с присвоением квалификации «учитель начальных классов школы глухих и слабослышащих, учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих».
Направление подготовки (или специальность)
Учитель начальных классов школы глухих и слабослышащих, учитель русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих
Общий стаж
55 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. 72 ч. МГПУ, 2019.
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams . МГПУ. 2020 г. (30 часов)
• Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams во время учебного процесса МГПУ,2021 г. (18 часов).


Основные публикации

Учебники/монографии

  • Педагогика инклюзивного образования: учебник //Коллектив авторов. Под ред. Н.М.Назаровой.- М.:ИНФРА-М, 2018.- 335 с.
  • Н.М.Назарова. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. Монография. Научное издание.- М., Издательство «Перо», 2018.- 239 с.
  • Тифлосурдопедагогика. Учебник для вузов// Коллектив авторов. Под ред.Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, Н.М.Назаровой.-М., ИНФРА-М, 2019, 472 с.
  • Богданова Т.Г., Назарова Н.М.Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями: Учебник для вузов.//М., Юрайт., 2021, 223 с.
  • Назарова Н.М., Пенин Г. Н. Специальная педагогика. История специальной педагогики. Учебник для вузов. Издание второе, исправленное и дополненное. // ИНФРА-М, М., 2021, 356 с.

Статьи.

  • Назарова Н.М., Томсон В.А.Трудный путь жестового языка в России. Научная статья. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 8. С. 12−18. (№ 767, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК от 24.03.2020).
  • Nazarova N: Internationale Ansaetze zur schulischen Inklusion.(Научная статья в коллективной монографии)// Leonhardt/Pospischil (Hrsg.).- Verlag Julius Klinkhardt. Bad Heilbrunn, 2018. ISBN — 978−3-7815−2224−4 .
  • Назарова Н.М.Сравнительный анализ реализации парадигмы инклюзивного образования в России и за рубежом. Научная статья. // Перспективы науки и образования, 2020, № 2 (44), С. 354−365. (№ 1669, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК от 24.03.2020). Scopus. doi: 10.32 744/pse.2020.2.28
  • Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов. Научная статья.// /Специальное образование, 2020,№ 3(59), С.24−39. Перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК
  • Назарова Н.М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструкционизма. Научная статья.// Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб.науч.тр. Вып.12. Екатеринбург, 2020, С.35−46.
  • Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм. Научная статья.// Дефектология, 2021, № 1, С.3−15.(перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  • Назарова Н.М.У истоков подготовки сурдопедагогов. Научная статья.// Специальное образование, 2021, № 4.С.197−213. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
  • Назарова Н.М., Полякова Н.П. Изучение состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков // Специальное образование, 2022, — № 3 (67), с.57−71.
  • Назарова Н.М.Специальное образование в России.// Электронная Энциклопедия Китая. На китайском языке. Второе издание, Пекин, 2023, 5000 знаков.
О себе
  • Отличник народного образования, почетный работник высшей школы Российской Федерации. Обладатель почетной Грамоты Московского Департамента образования.
  • Автор более 180 публикаций, инициатор создания и автор учебников для подготовки многих поколений дефектологов — «Специальная педагогика», «Сравнительная специальная педагогика», «Педагогика инклюзивного образования», «Тифлосурдопедагогика».
  • Председатель диссертационного совета Д 850.007.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГАОУ ВО МГПУ.
  • Член диссертационного совета при РГПУ им. А.И.Герцена.
  • Член редколлегии журналов «Практическая дефектология», «Адаптивная физическая культура», «Педагогический журнал».
  • Неоднократно приглашалась для чтения лекций в зарубежные университеты (Китай, Германия, Эквадор).
  • Является автором переводов с немецкого языка и научным редактором более двадцати учебно-методических пособий, используемых в настоящее время в практической работе педагогами и психологами нашей страны (работы О. Шпека «Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание», П. Янна «Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука», «Ранняя диагностика и коррекция» в двух томах под редакцией Удо Б. Брака, «Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям» М.П.Краузе и др.).
  • Под ее научным руководством подготовлены 16 кандидатов педагогических и психологических наук и 2 доктора педагогических наук.
Область научных интересов
  • история сурдопедагогики
  • история специального и инклюзивного образования
  • теоретико-методологические основы специального и инклюзивного образования
  • подготовка педагогов для специального образования
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия»
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра»