
Назарова Наталия Михайловна
Должность: профессор
Ученая степень и звание: доктор педагогических наук, профессор
+7 (499) 134-50-05 г. Москва, ул. Панфёрова д. 8, к.2
nazarova@mgpu.ru
• История сурдопедагогики
• Специальная педагогика
• Коррекционная педагогика
• Философия и история специальной педагогики
• Сравнительная специальная педагогика
• Теория, практика и технологии инклюзивного обучения для студентов, магистрантов и аспирантов.
Отличник народного образования
Почетный работник высшей школы РФ
Почетные Грамоты Московского Департамента образования
• Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Оffice 365/Teams . МГПУ. 2020 г. (30 часов)
• Использование цифровых ресурсов Microsoft в привязке к Teams во время учебного процесса МГПУ,2021 г. (18 часов).
Учебники/монографии
- Педагогика инклюзивного образования: учебник //Коллектив авторов. Под ред. Н.М.Назаровой.- М.:ИНФРА-М, 2018.- 335 с.
- Н.М.Назарова. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. Монография. Научное издание.- М., Издательство «Перо», 2018.- 239 с.
- Тифлосурдопедагогика. Учебник для вузов// Коллектив авторов. Под ред.Т.А.Басиловой, Е.Л.Гончаровой, Н.М.Назаровой.-М., ИНФРА-М, 2019, 472 с.
- Богданова Т.Г., Назарова Н.М.Инклюзивное обучение лиц с сенсорными нарушениями: Учебник для вузов.//М., Юрайт., 2021, 223 с.
- Назарова Н.М., Пенин Г. Н. Специальная педагогика. История специальной педагогики. Учебник для вузов. Издание второе, исправленное и дополненное. // ИНФРА-М, М., 2021, 356 с.
Статьи.
- Назарова Н.М., Томсон В.А.Трудный путь жестового языка в России. Научная статья. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2018. № 8. С. 12−18. (№ 767, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК от 24.03.2020).
- Nazarova N: Internationale Ansaetze zur schulischen Inklusion.(Научная статья в коллективной монографии)// Leonhardt/Pospischil (Hrsg.).- Verlag Julius Klinkhardt. Bad Heilbrunn, 2018. ISBN — 978−3-7815−2224−4 .
- Назарова Н.М.Сравнительный анализ реализации парадигмы инклюзивного образования в России и за рубежом. Научная статья. // Перспективы науки и образования, 2020, № 2 (44), С. 354−365. (№ 1669, перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК от 24.03.2020). Scopus. doi: 10.32 744/pse.2020.2.28
- Богданова Т.Г., Назарова Н.М. Эвалюация как инструмент управления качеством инклюзивных процессов. Научная статья.// /Специальное образование, 2020,№ 3(59), С.24−39. Перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК
- Назарова Н.М. Инклюзивное обучение как социальный проект: анализ с позиций социального конструкционизма. Научная статья.// Понятийный аппарат педагогики и образования. Сб.науч.тр. Вып.12. Екатеринбург, 2020, С.35−46.
- Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм. Научная статья.// Дефектология, 2021, № 1, С.3−15.(перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
- Назарова Н.М.У истоков подготовки сурдопедагогов. Научная статья.// Специальное образование, 2021, № 4.С.197−213. (перечень российских рецензируемых научных журналов ВАК).
- Назарова Н.М., Полякова Н.П. Изучение состояния сформированности языковых компетенций у слепых подростков // Специальное образование, 2022, — № 3 (67), с.57−71.
- Назарова Н.М.Специальное образование в России.// Электронная Энциклопедия Китая. На китайском языке. Второе издание, Пекин, 2023, 5000 знаков.
Отличник народного образования, почетный работник высшей школы Российской Федерации. Обладатель почетной Грамоты Московского Департамента образования.
Автор более 180 публикаций, инициатор создания и автор учебников для подготовки многих поколений дефектологов — «Специальная педагогика»,"Сравнительная специальная педагогика", «Педагогика инклюзивного образования», «Тифлосурдопедагогика».
Председатель диссертационного совета Д 850.007.05 по защите докторских и кандидатских диссертаций при ГАОУ ВО МГПУ.
Член диссертационного совета при РГПУ им. А.И.Герцена.
Член редколлегии журналов «Практическая дефектология», «Адаптивная физическая культура», «Педагогический журнал».
Неоднократно приглашалась для чтения лекций в зарубежные университеты (Китай, Германия, Эквадор).
Является автором переводов с немецкого языка и научным редактором более двадцати учебно-методических пособий, используемых в настоящее время в практической работе педагогами и психологами нашей страны (работы О. Шпека «Люди с умственной отсталостью. Обучение и воспитание», П. Янна «Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука», «Ранняя диагностика и коррекция» в двух томах под редакцией Удо Б. Брака, «Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям» М.П.Краузе и др.).
Под ее научным руководством подготовлены 16 кандидатов педагогических и психологических наук и 2 доктора педагогических наук.
история сурдопедагогики
история специального и инклюзивного образования
теоретико-методологические основы специального и инклюзивного образования
подготовка педагогов для специального образования.