Рутковская Елена Лазаревна

Рутковская Елена Лазаревна

Должность: доцент

Ученая степень и звание: кандидат педагогических наук


rutkovskayael@mgpu.ru

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, каб. 3610


Преподаваемые дисциплины
Методология психолого-педагогических исследований; Основы педагогического проектирования при изучении истории и обществознания; Методическое обеспечение образовательного процесса в высшей школе; Философия как учебный предмет и особенности его преподавания и др.
Научно-преподавательский стаж
В педагогической сфере – с 1979 года; в Московском городском педагогическом университете работает по совместительству с 2017 года.
Заслуги, награды

Награждена почетной грамотой Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Присвоено звание «Ветеран труда».

Уровень образования, квалификации
Образование высшее
Направление подготовки (или специальность)
Специальность "История и обществоведение", квалификация "Учитель истории и обществоведения".
Общий стаж
Трудовой стаж с 1979 года
Основные публикации
  • Learning and living democracy: Introducing quality assurance of education for democratic citizenship in schools — Comparative study of 10 countries (2009): Country-specific reports: Russian Federation. / Galina Kovaleva, Elena Routkovskaya. — Council of Europe, February 2009.
  • Рыжаков М.В., Захлебный А.Н., Лазебникова А.Ю., Вяземский Е.Е., Журин А.А., Коваль Т.В., Королькова Е.С., Либеров А.Ю., Рутковская Е.Л., Рахматулин Р.Я., Самойлова Е.А., Дзятковская Е.Н. Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Коллективная монография по исследованиям 2008−2012 гг. / Под ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина. — Санкт-Петербург, 2012.
  • Approaches to civic and citizenship education around the world // The Russian Federation / Galina Kovaleva, Peter Polodzevets, and Elena Routkovskaya. — International Association for the Evaluation of Educational Achievement, 2013.
  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. ЕГЭ по обществознанию: что нам показал взгляд «изнутри» // Преподавание истории в школе. 2016. № 3. С. 57−60.
  • THE ELECTRONIC FORMS OF SCHOOL TEXTBOOKS FOR HISTORY AND SOCIAL STUDIES / Aleksashkina L.N., Vorozheikina N.I., Korolkova E.S., Rutkovskaya E.L. — The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS) 2017. С. 52−60.
  • Сорокин А.А., Половникова А.В., Рутковская Е.Л. Обновление содержания основного общего образования: История. Обществознание // Обновление содержания основного общего образования: История. Обществознание. Сер. «ФГОС: обновление содержания образования» Москва, 2017. С. 17−36.
  • Рутковская Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1. № 2. С. 44−54.
  • Рутковская Е.Л. Формирование финансовой грамотности учащихся основной школы // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика: сборник научных статей. М.: Книгодел, 2017. С. 20−33.
  • Ковалёва Г. С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. Финансовая грамотность российских учащихся: состояние и динамика изменений (по результатам исследования PISA-2015) // Педагогические измерения. 2017. № 2. С. 14−21.
  • Ковалёва Г. С., Амбарцумова Э.М., Богданова Н.Н., Демидова М.Ю., Иванова Л.Ф., Мансурова С.Е., Пентин А.Ю., Рослова Л.О., Рутковская Е.Л., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 8 класс: пособие для учителя / Москва, Санкт-Петербург, 2017. Сер. ФГОС: Оценка образовательных достижений
  • Демидова М.Ю., Иванова Л.Ф., Рождественская М., Рослова Л.О., Рутковская Е.Л., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю. метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. 7 класс: пособие для учителя / Санкт-Петербург, 2016.
  • Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Работа с текстом на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 45−51.
  • Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Королькова Е.С., Рутковская Е.Л. Электронные формы учебников: расширение пространства познавательной деятельности школьников при изучении истории и обществознания // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA -2017): cборник научных трудов международной научно-практической конференции. Москва, 2017. С. 468−476.
  • Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Королёва Г. Э. ЕГЭ 2018. Обществознание: сборник заданий — Москва: Эксмо, 2017.
  • Рутковская Е.Л., Королькова Е.С., Королёва Г. Э. ЕГЭ 2018. Обществознание: тренировочные задания. — Москва: Эксмо, 2017.
  • Рутковская Е.Л. ЕГЭ. Практикум по обществознанию: Человек и общество. — М.: Издательство «Экзамен», 2017.
О себе

Является старшим научным сотрудником Центра социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Принимает участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в сфере социально-гуманитарного образования, является специалистом в области теории и методики обучения обществознанию. Имеет многочисленные публикации по актуальным проблемам социально-гуманитарного образования, концепции учебного предмета обществознание, Федеральных государственных образовательных стандартов, учебных программ, действующих учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, методических и дидактических пособий по обществознанию, а также материалов, связанных с оценкой качества образования на уровне национальных и международных исследований (в области обществознания и финансовой грамотности).

Значительное место в работе занимает разработка теоретических и методических подходов к диагностике образовательных достижений учащихся по обществознанию, создание моделей педагогических измерителей, учитывающих специфику социально-гуманитарного знания и позволяющих адекватно оценить уровень и качество обществоведческой подготовки школьников.

Работала в течение девяти лет (2001−2009 г. г.) руководителем Федеральной комиссии разработчиков Единого государственного экзамена по обществознанию. Является автором материалов концептуального и методического характера, лежащих в основе современной модели ЕГЭ по предмету.

Принимает участие в конференциях, круглых столах, научно-методических семинарах по проблемам преподавания обществознания и развития финансовой грамотности учащихся в основной и полной средней школе. Неоднократно участвовала в международных конференциях по проблемам оценки качества образования и научно-практических аспектов преподавания школьного обществознания. Является одним из национальных координаторов международного сравнительного исследования по финансовой грамотности 15-летних учащихся PISA.

В 1974—1979 годах училась на историческом факультете МГПИ им. В.И.Ленина (сейчас МПГУ).
В 1990 году окончила очную аспирантуру Академии педагогических наук СССР.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук защищена в 1991 году.

Область научных интересов

Актуальные проблемы социально-гуманитарного образования. Концептуальные вопросы обществоведческого образования. Развитие финансовой грамотности учащихся в основной и полной средней школе.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: