Рябов Виктор Васильевич

Рябов Виктор Васильевич

Должность: Президент МГПУ, заведующий кафедрой, профессор

Ученая степень и звание: доктор исторических наук, профессор


2-й Сельскохозяйственный проезд д.4, 3 этаж

+7 (499) 181-69-61

RyabovV@mgpu.ru


Научно-преподавательский стаж
В сфере науки и образования работает с 1973 года. В Московском городском педагогическом университете работает с 1995 года.
Заслуги, награды
  • Орден «Знак Почета», орден Трудового Красного Знамени, значок «Отличник просвещения СССР», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II степени.
  • Медаль «В память 850-летия Москвы», «Почетный работник высшего профессионального образования РФ», «Заслуженный работник высшей школы РФ», знак отличия города Москвы «За безупречную службу городу Москве -XXV лет».
  • Нагрудный знак «За труд во благо земли Самарской».
  • Почетные грамоты Министерства образования и науки РФ, Департамента образования и науки города Москвы.

Дважды удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования: в 2000 г. за разработку и реализацию проекта «Социально-педагогический мониторинг столичного образования», в 2009 г. — за издание энциклопедии «История психологии» в 6 томах.

Имеет общественные награды: медаль «Звезда Н. Винера; золотую медаль и премию им. М.В. Ломоносова, значок «Ректор года — 2004, 2005 гг.»; медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) «За вклад в развитие психологической науки»; лауреат Премии «Общественное признание» Профсоюза народного образования и науки РФ.

Уровень образования, квалификации
Образование высшее.
Направление подготовки (или специальность)
Специальность: история.
Общий стаж
Трудовой стаж с 1961 года.
Основные публикации

Автор ряда учебников и учебных пособий, более 270 научных трудов и разработок по проблемам отечественной истории и политологии, вопросам образования и науки, психологии.

Основные научные труды

  • Нация: единство этнического и социально-политического. М.: Луч, 1992. 30 с. (В соавторстве с Е.И. Хавановым).
  • Общественный интерес, общественные движения и политические партии. М.: РАУ. Б.и., 1992. 62 с. (В соавторстве с Е.И. Хавановым).
  • Российская политология. Учеб. пособие. М., 1995. 400 с.
  • Компетентность как индикатор человеческого капитала. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 44 с.
  • Студенчество на рубеже веков: историческое сознание и гражданское становление. Учеб. пособие. М.: Жизнь и мысл; Моск. учеб., 2005. 175 с. (В соавторстве с Е.И. Хавановым).
  • Психологические аспекты в творчестве Ф.М. Достоевского. М.: МГПУ, 2007. 176 с. (В соавторстве с Е.С. Романовой).
  • Общество и молодежь: историческое наследие, политика, гражданственность, патриотизм. М.: МГПУ, 2008. 181 с. (В соавторстве с Е.И. Хавановым).
  • Энциклопедия истории психологии: В 5 т. / Под ред. Е.С. Романовой. М.: Школьная кн.; Моск. учеб., 2001-… (В составе авторского коллектива).
  • К истории создания и развития педагогического университета в Москве. М.: Моск. учеб., 2008. 350 с.

Среди последних публикаций:

  • Феномен российской интеллигенции конца XIX — начала XX века. Коллективная монография / Науч. ред. В.В. Кириллов. М.: ОнтоПринт, 2020. 204 с. (В составе авторского коллектива).
  • Выявление образовательных дефицитов и потребностей учащихся в изучении вопросов истории московской власти (по материалам социологического исследования) // Вестник МГПУ Серия: «Исторические науки». 2020. № 1 (37). С. 90−101. (В соавторстве с В.В. Кирилловым, О.Г. Малышевой, Е.А. Токаревой).
  • MONITORING A UNIVERSITYS EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITIES: UNIFYING THE MONITORING PROCESSES WITH EUROPEAN INTERNATIONAL STANDARDS International Journal of Innovation, Creativity and Change. 2020. Т. 11. № 4. С. 56−69. (Ananishnev V.M., Ryabov V.V., Tkachenko A.V., Osmolovskaya S.M., Fursov V.V., Berestova L.I.)
  • Деятельность вузов города Куйбышева в экстремальных условиях. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2. С. 62−69. (В соавторстве с Г. Е. Козловской).
  • Социальная адаптация учащихся университетского образовательного комплекса // Междунар. науч.-практич. журнал «Вестник МИРБИС» 2019 № 4 (20). С. 195−205. (В соавторстве с В.М. Ананишневым, А.В. Ткаченко, В.И. Меркушиным, О.А. Гордиенко О.А.).
  • Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции. Коллективная монография. М.: Книгодел, 2018. 184 с. (В соавторстве с Сорокин А.А., Шаповал В.В., Половникова А.В., Нидерман И.А., Басик Н.Ю.).
  • Общие тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного образования в Российской школе. М.: МГПУ, 2017. 143 с. (В соавторстве с А.А. Сорокиным, В.В. Шаповалом, А.В. Половниковой, Н. Ю Басик, И.А. Нидерман).
О себе

Виктор Васильевич Рябов — доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, Почетный профессор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Окончил Саратовский ордена Трудового Красного Знамени Государственный университет им. Н.Г. Чернышевского по специальности «История», позже — аспирантуру Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Более 25 лет возглавлял высшие учебные заведения России, которые под его руководством вошли в число ведущих отечественных вузов, вносящих заметный вклад в развитие и укрепление научно-интеллектуального и педагогического потенциала России — Куйбышевский государственный педагогический университет, Куйбышевский государственный университет, Московский городской педагогический университет.

С 1986 г. по 1991 г. был заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений, заведующий гуманитарным отделом ЦК КПСС, профессором Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Российского государственного гуманитарного университета, проректором Российской академии управления, заместителем начальника управления научно-технической политики Министерства науки и технологий РФ.

Принимал непосредственное участие в разработке основополагающих документов по модернизации образования, в частности, Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования; а также в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов, городской программы развития образования «Столичное образование», Стратегии развития Московского городского педагогического университета.

Является председателем докторского диссертационного совета по историческим наукам. Под его непосредственным руководством подготовлено 16 докторов наук и 50 кандидатов наук.

Ведет активную общественно-государственную работу, являясь советником руководителя Департамента образования города Москвы по высшему образованию, Президентом фонда поддержки российского учительства, членом экспертного совета по высшей школе при Губернаторе Самарской области, членом комиссии Правительства Москвы по присуждению премии города Москвы «Легенды века», руководителем региональной общественной организации «Самарское землячество в Москве».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: