Top.Mail.Ru
Рыжов Борис Николаевич

Рыжов Борис Николаевич

Должность: профессор

Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2.

RyzhovBN@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины

• История психологии
• Методологические основы психологии
• История и теория религии
• Методология и методы научных исследований
• Экстремальная психология
Научно-преподавательский стаж
29 лет
Заслуги, награды

Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2009 г., Почетный работник высшего профессионального образования.

Награжден Медалью «В память 850-летия Москвы»; Почетной грамотой Правительства Москвы и Департамента образования г. Москвы, Почетной грамотой Департамента социальной защиты населения города Москвы.

Уровень образования, квалификации
1981 г.- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, по специальности - психология
Направление подготовки (или специальность)
Психолог
Общий стаж
45 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• «Разработка и экспертиза электронных модулей программ педагогического образования», г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2018 г., 36 часов;
• «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» г. Москва, ГАОУ ВО МГПУ, 2018 г., 36 часов;
• «Стратегия и тактика развития и продвижения научного издания международного уровня», г. Москва, ФГБОУ ВО ГАУГН, 2019 г., 36 часов;
• «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» г. Москва, ФГБОУ ВО РГСУ, 2019 г., 258 часов;
• «Всероссийская аттестация специалистов по охране труда – 2023», АКТИОН, 2022 год, 16 часов; «Всероссийская аттестация специалистов по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве» – 2023», АКТИОН, 2022 год, 16 часов.
Основные публикации
  • Актуальный список публикаций (3−5 самых значимых (учебники/монографии) и 8−10 статей за последние 5 лет).
  • Психология личности / Рыжов Б.Н., Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В. / М.: ФЛИНТА, 2019. — 357 с.
  • Общая психология: введение в общую психологию, психология познавательных процессов / Рыжов Б.Н., Донцов Д.А., Донцова М.В., Сенкевич Л.В. /М.: ФЛИНТА, 2020. — 362 с.
  • История психологической мысли / Рыжов Б.Н./ М.: ФЛИНТА, 2021. — 352 с.
  • Половозрастные особенности самооценки социоцентрических видов мотивации / Рыжов Б.Н., Романова Е.С., Котова О.В./ Системная психология и социология. — 2021. — № 3 (39). — С. 5−20.
  • Половозрастные особенности самооценки антропоцентрических видов мотивации/ Рыжов Б.Н., Романова Е.С., Котова О.В./ Системная психология и социология. — 2021. — № 4 (40). — С. 5−22.
  • Психологический возраст цивилизации: «юношеская сексуальность» эпохи Возрождения// Рыжов Б.Н. //Системная психология и социология. — 2022. — № 1 (41). — С. 81−99.
  • Эмоциональное восприятие различных архитектурных стилей студенческой молодежью // Рыжов Б.Н., Котова О.В., Донцов Д.А.//Системная психология и социология. — 2022. — № 2 (42). — С. 84−93.
  • Индивидуально-типологические особенности восприятия различных архитектурных стилей // Рыжов Б.Н., Котова О.В., Донцов Д.А.// Человеческий капитал. — 2022. — № 12 (168). — С. 284−295.
  • Особенности мотивационной сферы студентов и предпочтения различных стилей архитектуры // Рыжов Б.Н., Котова О.В.// Системная психология и социология. — 2022. — № 3 (43). — С. 15−24.
  • Два эффекта семейной групповой логопсихотерапии при реабилитации лиц с заиканием // Рыжов Б.Н., Карпова Н.Л.// Системная психология и социология. — 2022. — № 4 (44). — С. 68−80.
  • Любовь. Системно-психологическая интерпретация феномена // Рыжов Б.Н. //Системная психология и социология. — 2023. — № 1 (45). — С. 5−22.
О себе
  • Окончил в 1976 г. Московский авиационный институт, в 1981 г.- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, факультет психологии.
  • Ученая степень кандидата психологических наук присуждена диссертационным советом Института психологии АН СССР по защите диссертации по психологии и утверждена ВАКом СССР 8 сентября 1982 г., диплом КД 1 061.
  • Ученая степень доктора психологических наук присуждена решением ВАК № 33д/69 от 13 июля 2001 г., диплом ДК № 8 602.
  • Ученое звание доцента по кафедре общей и практической психологии присвоено 21 апреля 1999 г., аттестат ДЦ № 13 882.
  • Ученое звание профессора по кафедре общей и практической психологии присвоено 18 февраля 2004 г., аттестат ПР № 10 141.
  • Является председателем редакционного совета журнала «Системная психология и социология», главным редактором журнала «Реабилитационные технологии», Председателем секции Методического объединения специалистов, предоставляющих реабилитационные услуги при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, членом общественного совета при ГАУ г. Москвы «МНПЦ реабилитационных технологий», членом диссертационных советов Д 850.007.05 и Д 850.007.10 при Московском городском педагогическом университете.
  • Грант при финансовой поддержке РГНФ. «Разработка технологии и нормативной базы психологической поддержки и профессионального сопровождения инвалидов ДЦП», проект № 14−16−77 007
  • Участвовал в Seminārs/ diskusija «Sistēmiskās tehnoloģijas motivācijas izpētē'» (семинар/дискуссия «Системные технологии исследования мотивации») Rīgas Valsts tehnikums (Рижский государственный технический колледж) 31 october 2012, Riga, Latvia; Международный форум «Социальное благополучие инвалидов с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности: проблемы, решения и инновации» Департамент социальной защиты населения г. Мочквы, Правительство Москвы 22−24 ноября 2012, М,; IV Международная научно-практическая конференция «Научный поиск в социализации: стратегии, технологии, опыт» МГПУ 28−29 марта 2013, М,; Teorija un prakse profesionālajā izglītībā (Теория и практика в области профессионального образования) Rīgas Valsts tehnikums (Рижский государственный технический колледж) 16−18 october 2013, Riga, Latvia.
Область научных интересов

Системная психология, История психологии, Возрастная периодизация

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология»
• 37.03.01 «Психология», профиль «Психология личности и консультативная психология»
• 37.03.01 «Психология»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Консультативная психология в образовании»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Методы и техники клинической психологии»
• 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Спортивная психология»
• 37.04.01 «Психология», профиль «Семейная психология и семейное консультирование»
• 39.04.02 «Социальная работа», профиль «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»

Профессор МГПУ о влиянии искусства и архитектуры на человека

Борис Рыжов в интервью RT объяснил, почему чувство прекрасного человеку нужно прививать с детства и как в этом помогут исторические центры, где сконцентрированы все самые интересные архитектурные ансамбли

Наука сна: делать ли из «совы» «жаворонка»?

Эксперт МГПУ Борис Рыжов рассказал порталу «Psychologies», чем опасна бессонница, как компенсировать недосып и нужно ли перевоспитывать «сов» и «жаворонков»

Гедонисты выбирают хайтек, а социоцентристы — классицизм

Профессор МГПУ Борис Рыжов в ходе своего исследования выявил, что предпочтение архитектурного стиля зависит от типа личности и особенностей мотивации. Эксперт рассказал порталу «Архсовет Москвы» об этой закономерности

Что верность архитектурным традициям говорит о российском обществе?

Профессор МГПУ Борис Рыжов рассказал «Комсомольской правде» о результатах исследования, посвященного влиянию архитектурных стилей на личность человека

Профессор МГПУ составил рейтинг самых «эмоциональных» архитектурных стилей

В рамках исследования отношения молодежи к архитектурным стилям Борис Рыжов провел экскурсию по центру Москвы: репортер газеты Metro и другие участники мероприятия прогулялись по столице, отмечая в мобильном приложении свои эмоции

В каких зданиях хочет учиться, жить и отдыхать молодежь?

«Аргументы и факты» присоединились к исследовательской экскурсии, проведенной профессором Борисом Рыжовым, чтобы узнать, какие архитектурные стили больше нравятся современным студентам

Жить, учиться, отдыхать

В Московском городском педагогическом университете провели исследование о том, как молодежь воспринимает столичную архитектуру. Борис Рыжов рассказал ИА REGNUM о предпочтениях студентов в стилях московских построек.