Шаповал Виктор Васильевич

Шаповал Виктор Васильевич

Должность: Доцент
Ученая степень и звание: Кандидат филологических наук, доцент


Преподаваемые дисциплины
Проектная деятельность в процессе изучения истории в школе; Современные подходы к историческому образованию; Современные подходы и требования к профессиональной деятельности; Введение в современный образовательный дискурс; Инновационные процессы в образовании; Историко-культурный стандарт и проектирование образовательного процесса и др.
Научно-преподавательский стаж
Стаж работы: в педагогической сфере – с 1979 года; в ГАОУ ВО МГПУ – с 1999 года.
Заслуги, награды

Грамота Департамента образования г. Москвы (2010 г.)

Уровень образования, квалификации
В 1974-1979 годах учился в Новосибирском государственном университете им. Ленинского комсомола. В 1979 году окончил его по специальности «русский язык и литература», квалификация «филолог-преподаватель со знанием иностранного языка». В 1989 году окончил очную аспирантуру в МГПИ им. В.И. Ленина. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук на тему «Семантика и функционирование суффиксальных отвлеченных существительных в произведениях русской житийной литературы XII – XV вв.» защищена в 1997 году.
В Московском городском педагогическом университете работает с 1999 года.
Направление подготовки (или специальность)
Русский язык и литература
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
Московский городской педагогический университет (2015 г.), Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (2016 г.).
Основные публикации

Опубликовано более 180 научных и учебно-методических трудов, в том числе: Формы организации работы с историческими источниками на уроках истории: Учебно-методическое пособие. — М.: МГПУ, 2010 — 204 с.; Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI века: 6 класс: Учебное пособие. — М.: Экзамен, 2008. — 126 с.; Самоучитель цыганского языка: (русска рома: северорусский диалект): Учебное пособие. — М.: АСТ, 2007. — 446 с.; Половникова А.А., Соркин А.А., Шаповал В.В. Историко-культурный стандарт по отечественной истории как инструмент оценки и планирования сложности учебного содержания // Преподавание истории в школе. 2016 — № 7. — С. 53−59.; Социально-гуманитарное образование в современном образовательном пространстве: реалии и тенденции: Монография / [В.В. Рябов, А.А. Сорокин, В.В. Шаповал и др.]; под ред. И.М. Реморенко, В.В. Рябова. — М.: Книгодел, 2018. — 184 с.; Общие тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного образования в российской школе: Монография / [В.В. Рябов, А.А. Сорокин, В.В. Шаповал и др.]; под ред. И.М. Реморенко, В.В. Рябова. — М.: МГПУ, 2017. — 136 с.; и др.

О себе

Научный руководитель магистерской программы «Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в высшей школе» по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование».

Заместитель заведующего кафедрой по научной работе.

Является членом Комиссии по лексикологии и лексикографии при Международном комитете славистов. Член международного общества изучения цыган «Gypsy Lore Society». Член международного общества славянских исследователей «POLYSLAV» с 2016 г. Член методической комиссии Олимпиады школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» с 2016 г.

Область научных интересов

Современные технологии образования. Лингвистическое источниковедение.