Степанов Сергей Юрьевич

Степанов Сергей Юрьевич

Должность: Старший научный сотрудник
Ученая степень и звание: доктор психологических наук, профессор, действительный член Национальной академии социальных технологий

  • +7 (499) 253-05-48 доб. 114
  • StepanovS@mgpu.ru
  • 123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16

Преподаваемые дисциплины
Детская практическая психология.
История психологического и педагогического тестирования.
Психология учения и познания.
Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательных отношений.
Психология исследовательского поведения.
Руководит магистерской программой «Индивидуализация и дифференциация образования», а также научно-исследовательской работой магистрантов и аспирантов.
Научно-преподавательский стаж
39 лет.
Заслуги, награды
  • Руководитель научной школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.
  • Подготовил 8 кандидатов психологических наук.
Уровень образования, квалификации
Учебное заведение: МГУ им.М.В. Ломоносова, психологический факультет.
Год окончания: 1980, 1984 — на кафедре педагогической психологии МГУ защитил кандидатскую диссертацию под руководством Н.Ф.Талызиной и И.Н.Семенова по двум специальностям: педагогическая психология и общая психология.
Специальность (направление): педагогическая психология, общая психология.
Общий стаж
39 лет
Основные публикации

Автор более 220 печатных работ по проблемам психологии, педагогики, методологии науки, акмеологии (из них 11 монографий, 13 учебных и методических пособий, 96 статей), в том числе:

  1. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука. 1990. 222 с.
  2. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: ИПРАН. 2002. 256 с.
  3. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ. 2002. 320 с.
  4. Степанов С.Ю., Разбивная Г.А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ. 2010. 120 с.
  5. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации. М.: МГПУ. 2017. 292 с.

Является автором поэтического сборника, патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос.ФАП СССР.

О себе
  • 1984–1992 — младший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР в лаборатории «Психология одаренности»;
  • 1990 — разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным новой модели повышения квалификации педагогов словесников и ее успешная реализация на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы;
  • 1991–1995 — научное руководство преобразованием средней школы № 20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработка и реализация инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района республики;
  • 1992 — совместно с П.А. Оржековским ведение научно-методологического семинара для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественно-научных дисциплин;
  • 1993–1999 — научный руководитель Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по его инициативе и под научным руководством создана средняя общеобразовательная школа № 50 для работы с одаренными детьми;
  • 1995–2000 — организация лабораторию социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО г. Москвы и руководство ею;
  • 1992–2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
  • 1998–2006 — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Карелии;
  • 2001 — создание кафедры организационной и рефлексивной психологии на факультете психологии ГУ «Высшая школа экономики», заведующий;
  • 2009–2012 — директор АНО «Павловская гимназия». На базе гимназии впервые осуществлена модель здоровье созидающего образования, в основе которой система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю.Степановым;
  • 2012–2016 — директор Университетской школы МГПУ;
  • 2015–2016 — вел занятия 2-го модуля («Личная эффективность руководителя») программы «Эффективный руководитель столичного образования» в системе профессиональной переподготовки директоров московских школ на базе МИОО.
Область научных интересов

Рефлексивная психология, психология и педагогика одаренности и творчества, педагогика сотворчества, здоровьеформирующее образование, управленческая инноватика и организационное консультирование, педагогическая психология, тренинги и рефлексивные практики.