Top.Mail.Ru
Степанов Сергей Юрьевич

Степанов Сергей Юрьевич

Должность: Профессор департамента психологии

Ученая степень и звание: Доктор психологических наук


+7 (499) 253-05-48 доб. 114

StepanovS@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
Организационная психология;
Рефлексивно-сотворческие технологии проектирования образовательных событий;
Сотворческие технологии развития метакомпетентности субъектов образовательной деятельности;
Основы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества;
Рефлексивно-креативный подход к цифровизации образования;
Основы когнитивной психологии;
Психология учения и познания;
Психология рефлексивных процессов (курс читается по кафедре общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова).
Научно-преподавательский стаж
45 лет
Заслуги, награды

Заслуженный работник образования Республики Карелия
Золотая медаль Академии педагогических наук СССР;
Медаль Министерства образования СССР;
Благодарственное письмо Президента РФ за работу в Государственном совете РФ;
Почетная грамота Департамента образования города Москвы;
Высочайшая благодарность Главы Российского Императорского Дома «За примерное служение Отечеству и значительный личный вклад в сохранение и приумножение интеллектуального достояния России»;
Рыцарь Гуманной Педагогики, Кавалер знака «Сердца и Розы»;
Медаль «За заслуги перед Университетом».

Уровень образования, квалификации
Образование высшее
1999 – Российская академия государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология
1984 – МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук по двум специальностям:педагогическая психология, общая психология
1980 – специалитет: МГУ им. М.В. Ломоносова, психологический факультет

Общий стаж
46 лет
Основные публикации

Автор сборника стихов «Протуберанцы сердца», патента на изобретение теории творческой уникальности человека, 9 компьютерных программ (зарегистрированных в Гос. ФАП СССР и в РОСПАТЕНТЕ), более 230 печатных работ по проблемам психологии, педагогики, акмеологии, управления, социологии, а также философии и методологии науки (из них 13 монографий, 15 учебных и методических пособий, 96 научных статей и др.), в том числе:
1. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука, 1990. — 222 с.
2. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. — 250 с.
3. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. — 179 с.
4. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИПРАН, 2002. — 256 с.
5. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 320 с.
6. Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ, 2010. — 120 с.
7. Степанов С.Ю. Протуберанцы сердца: поэтический сборник. — 2010.
8. Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Учитель — Ученик: ценности сотворчества. — М.: ПРИЗ, 2011. — 102 с.
9. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации: колл. монография. — М.: МГПУ, 2017. — 292 с.
10. Степанов С.Ю., Оржековский П.А. О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования // Образовательная политика. — 2017. — № 1 (75). — С. 3−16.
11. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования / Непрерывное образование: XXI век. — 2020. — № 2 (30). — С. 2−15.- DOI 10.15 393/j5.art.2020.5684
12. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. и др. Цифровизация образования: психолого-педагогические и валеологические проблемы: колл. монография / Под ред. С.Ю. Степанова. — М.: МГПУ, 2021. — 192 с.
13. Степанов С.Ю. К построению теории и практики психологии бессмертия: рефлексивно-экзистенциальный подход // Вопросы психологии. — № 3. — 2022. — С.3−15.
14. Оржековский П.А., Степанов С.Ю. и др. Цифровизация динамики развития мышления школьников в учебной деятельности: колл. монография. / Под ред. П.А. Оржековского, С.Ю. Степанова. — М.: МПГУ, 2022. — 240 с.

О себе

Создатель и лидер научно-практической школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.
Подготовил 8 кандидатов психологических наук.
1975−1980 — студент и лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
1980−1983 — аспирант и старший лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
1984 — на кафедре педагогической психологии МГУ защитил кандидатскую диссертацию под руководством Н.Ф.Талызиной и И.Н.Семенова;
1984−1992 — младший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР в лаборатории «Психология одаренности»;
1988−1995 — ученый секретарь Всесоюзной секции «Психология творчества» при Обществе психологов СССР;
1990 — разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным новой модели повышения квалификации педагогов словесников и ее успешная реализация на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы;
1991−1995 — научное руководство преобразованием средней школы № 20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработка и реализация инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района республики;
1992 — совместно с П.А. Оржековским ведение научно-методологического семинара для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественно-научных дисциплин;
1993−1999 — научный руководитель Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по его инициативе и под научным руководством создана средняя общеобразовательная школа № 50 для работы с одаренными детьми, в дальнейшем переименованная в Петровскую школу;
1995−2000 — организовал и руководил работой лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО города Москвы;
1992−2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
1998−2006 — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелии;
2000−2001 и 2006 — заместитель рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по разработке концепции модернизации российского образования;
2001 — создал и возглавил кафедру организационной и рефлексивной психологии на факультете психологии ГУ «Высшая школа экономики»;
2000−2009 — профессор факультета прикладной политологии ГУ «Высшая школа экономики;
2009−2012 — первый директор АНО «Павловская гимназия». На базе гимназии впервые осуществлена модель здоровье созидающего образования, в основе которой авторская система биместровой организации учебного года;
2012−2016 — первый директор Университетской школы МГПУ;
2015−2016 — руководитель 2-го модуля («Личная эффективность руководителя») программы «Эффективный руководитель столичного образования» в системе профессиональной переподготовки директоров московских школ на базе МИОО;
2015−2019 — старший научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесберегающей деятельности в образовании ИСП МГПУ
2016−по настоящее время — профессор департамента психологии ИППО МГПУ.
Руководитель и соисполнитель грантов и проектов РФФИ:
№ 19−29−14 136 «Цифровизация динамических параметров развития креативного и репродуктивного мышления в учебной деятельности»;
№ 18−013−915 «Технотронные и рефлексивные переменные кольцевой детерминации психического развития»;
№ 17−29−9 155 «Интеллектуальный потенциал регионов России сквозь призму языка: когнитивный анализ текстов СМИ и блогосферы»;
№ 15−06−7 746 «Взаимодействие соматических и психологических переменных: модель детерминационного кольца».

Область научных интересов

Рефлексивная психология бессмертия;
Педагогика сотворчества;
Здоровьесозидающее образование;
Управленческая инноватика и организационное консультирование;
Педагогическая психология;
Тренинги и рефлексивные практики;
Цифровизация образования и искусственный интеллект.

Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
37.03.01 Психология, «Детская психология»
44.03.00 Образование и педагогические науки
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, «Психология образования»
44.04.01 Педагогическое образование, «Менеджмент в образовании»
44.04.01 Педагогическое образование, «Дошкольное образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «STEAM-образование»
44.04.01 Педагогическое образование, «Теория и методика воспитательной работы»
44.04.01 Педагогическое образование, «Управление воспитательными системами»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Начальное образование»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогическая психология»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Педагогика и психология высшей школы»
44.04.02 Психолого-педагогическое образование, «Когнитивная психология»
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям), «Дошкольное образование»
5.12 Когнитивные науки, «5.12.1 Междисциплинарные исследования когнитивных процессов»
5.3 Психология, «5.3.4 Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред»