Степанов Сергей Юрьевич

Степанов Сергей Юрьевич

Должность: Профессор департамента психологии

Ученая степень и звание: доктор психологических наук


+7 (499) 253-05-48 доб. 114

StepanovS@mgpu.ru

123022, г. Москва, Столярный переулок, д.16 стр.1


Преподаваемые дисциплины
Дифференциальная психология, Основы когнитивной психологии, История психологического и педагогического тестирования, Психология учения и познания, Дифференциальная психология, Рефлексивно-сотворческие технологии проектирования образовательных событий, Сотворческие технологии развития метакомпетентности субъектов образовательной деятельности, Педагогическая психология: психология учения и познания, Руководство научно-исследовательской работой магистрантов. Психология рефлексивных процессов (курс читается по кафедре общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова).
Научно-преподавательский стаж
43 года
Заслуги, награды
  • Заслуженный работник образования Республики Карелия
  • Золотая медаль Академии педагогических наук СССР
  • Медаль Министерства образования СССР
  • Благодарственное письмо Президента РФ за работу в Государственном совете РФ
  • Почетная грамота Департамента образования города Москвы
  • Высочайшая благодарность Главы Российского Императорского Дома «За примерное служение Отечеству и значительный личный вклад в сохранение и приумножение интеллектуального достояния России»
  • Рыцарь Гуманной Педагогики, Кавалер знака «Сердца и Розы»
  • Создатель и лидер научно-практической школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества.
  • Подготовил 8 кандидатов психологических наук.
Уровень образования, квалификации
Образование высшее
1999 – Российская академия государственной службы при Президенте РФ, доктор психологических наук, специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология
1984 – МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук по двум специальностям:педагогическая психология, общая психология
1980 – специалитет: МГУ им. М.В. Ломоносова, психологический факультет

Общий стаж
44 года
Основные публикации

Автор более 230 печатных работ по проблемам психологии, педагогики, акмеологии, управления, социологии, а также философии иметодологии науки (из них 11 монографий, 13 учебных и методических пособий, 96 статей), в том числе:

  1. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М.: Наука. 1990. 222 с.
  2. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС. 1998. 250 с.
  3. Степанов С.Ю., Маслов С.Н., Яблокова Е.А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. — М.: Луч. 1993. 66 с.
  4. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука. 2000. 179 с.
  5. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. М.: ИПРАН. 2002. 256 с.
  6. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕРСЭ. 2002. 320 с.
  7. Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Ключи педагогики сотворчества. М.: ПРИЗ. 2010. 120 с.
  8. Степанов С.Ю., Разбивная Г. А. Учитель — Ученик: ценности сотворчества. М.: ПРИЗ. 2011. 102 с.
  9. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Соболевская Т.А. и др. Психолого-педагогические и соматические переменные в деятельности современной школы: эффекты кольцевой детерминации. М.: МГПУ. 2017. 292 с.
  10. Степанов С.Ю., Оржековский П.А. О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования // Образовательная политика. — 2017. — № 1 (75). — С. 3−16.
  11. Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования / Непрерывное образование: XXI век. — 2020. — № 2 (30). — С. 2−15.- DOI 10.15 393/j5.art.2020.5684
  12. Степанов С.Ю., Рябова И.В., Гаврилова Е.В., Соболевская Т.А. Жизнь детей в цифровом мире глазами родителей // UniverCity: Города и Университеты. — М.: МГПУ, 2020. — С. 49−60.

Является автором поэтического сборника «Протуберанцы сердца» (2010), патента на изобретение и 8 компьютерных программ, зарегистрированных в Гос. ФАП СССР.

О себе
  • 1975−1980 — студент и лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • 1980−1983 — аспирант и старший лаборант факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • 1984 — на кафедре педагогической психологии МГУ защитил кандидатскую диссертацию под руководством Н.Ф.Талызиной и И.Н.Семенова;
  • 1984−1992 — младший научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР в лаборатории «Психология одаренности»;
  • 1988−1995 — ученый секретарь Всесоюзной секции «Психология творчества» при Обществе психологов СССР;
  • 1990 — разработка совместно с педагогом-новатором Е.Н. Ильиным новой модели повышения квалификации педагогов словесников и ее успешная реализация на базе «Творческой мастерской учителя Ильина» и школ Таганского района Москвы;
  • 1991−1995 — научное руководство преобразованием средней школы № 20 г. Удачный (Республика Саха) в культурно-образовательный центр, разработка и реализация инновационной программы «Директор — психолог» на базе управления образования Мирнинского района республики;
  • 1992 — совместно с П.А. Оржековским ведение научно-методологического семинара для студентов и аспирантов МПГУ по проблемам практического применения идей рефлексивной психологии и педагогики сотворчества в преподавании химии и других естественно-научных дисциплин;
  • 1993−1999 — научный руководитель Петрозаводского Дворца творчества детей и юношества, при котором в 1997 году по его инициативе и под научным руководством создана средняя общеобразовательная школа № 50 для работы с одаренными детьми, в дальнейшем переименованная в Петровскую школу;
  • 1995−2000 — организовал и руководил работой лаборатории социально-психологических проблем и охраны психического здоровья ребенка при Методическом центре управления образования СВАО города Москвы;
  • 1992−2000 — профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ;
  • 1998−2006 — научный руководитель Министерства образования и по делам молодежи Республики Карелии;
  • 2000−2001 и 2006 — заместитель рабочей группы Президиума Государственного совета РФ по разработке концепции модернизации российского образования;
  • 2001 — создание кафедры организационной и рефлексивной психологии на факультете психологии ГУ «Высшая школа экономики», заведующий;
  • 2000−2009 — профессор факультета прикладной политологии ГУ «Высшая школа экономики;
  • 2009−2012 — директор АНО «Павловская гимназия». На базе гимназии впервые осуществлена модель здоровье созидающего образования, в основе которой система биместровой организации учебного года, разработанная С.Ю.Степановым;
  • 2012−2016 — директор Университетской школы МГПУ;
  • 2015−2016 — руководитель 2-го модуля («Личная эффективность руководителя») программы «Эффективный руководитель столичного образования» в системе профессиональной переподготовки директоров московских школ на базе МИОО;
  • 2015−2019 — старший научный сотрудник лаборатории проблем здоровьесберегающей деятельности в образовании ИСП МГПУ
  • 2016−2021 — профессор департамента психологии ИППО МГПУ.

Руководитель и соисполнитель грантовских проектов РФФИ:

  • № 19−29−14 136 «Цифровизация динамических параметров развития креативного и репродуктивного мышления в учебной деятельности»;
  • № 18−013−915 «Технотронные и рефлексивные переменные кольцевой детерминации психического развития»;
  • № 17−29−9 155 «Интеллектуальный потенциал регионов России сквозь призму языка: когнитивный анализ текстов СМИ и блогосферы»;
  • № 15−06−7 746 «Взаимодействие соматических и психологических переменных: модель детерминационного кольца».
Область научных интересов
  • рефлексивная психология
  • психология и педагогика одаренности и творчества
  • педагогика сотворчества
  • здоровьеформирующее образование
  • управленческая инноватика и организационное консультирование
  • педагогическая психология
  • тренинги и рефлексивные практики
  • цифровизация образования и искусственный интеллект

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: