Top.Mail.Ru
Тютченко Александр Максимович

Тютченко Александр Максимович

Должность: профессор

Ученая степень и звание: кандидат исторических наук, профессор


+7 (499) 134-50-05 Панфёрова 8, корп. 2

TutchenkoAM@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
• Введение в профессию (Организация работы с молодежью).
• Введение в профессию (Социальная работа).
• История социальной работы.
• Молодежная семья как объект молодежной политики.
• Правовое обеспечение социальной работы.
• Правовые основы работы с молодежью.
• Проблемы социальной работы с молодежью.
• Профессиональные риски в социальной работе.
• Профилактика девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.
• Профилактика детской преступности, безнадзорности и беспризорности.
• Психосоциальная работа с пожилыми людьми, хроническими больными и инвалидами.
• Социальное партнерство в социальной политике.
• Социальная профилактика аддиктивного поведения.
• Теория и практика социального управления.
• Теория социальной работы.
• Управление социальными процессами.
Научно-преподавательский стаж
32 года
Заслуги, награды
  • Выслуга лет в Вооруженных Силах: календарная — 36 лет, в льготном исчислении — 39 лет; участвовал в научной разработке более 20 руководящих документов Министерства обороны; подготовленные лично и в соавторстве учебники, учебные пособия и словари широко используются не только в ряде военных (Военный университет, Пограничная академия ФСБ РФ, Академия МВД, общевойсковая академия) и гражданских вузов России, но и в ряде стран ближнего зарубежья; по итогам 2004 г. признан лучшим преподавателем Военного университета; снялся в военно-учебном фильме «Мотострелковый батальон в обходящем отряде в горах»; в 1981 г. был участником приема в Кремле в честь выпускников военных академий.
  • Воинское звание — полковник. — 10 медалей СССР и РФ, 1 медаль ГДР; - ветеран труда, ветеран Вооруженных Сил, почетные грамоты и благодарности; - член-корреспондент Академии военных наук РФ; - член экспертного совета Всероссийского молодежного форума «Моя законотворческая инициатива».
Уровень образования, квалификации
• Окончил: 1972 г. – Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище (с отличием) по специальности «Военно-политическая общевойсковая»;
• 1981 г. – Военно-политическая академия им. В.И. Ленина по специальности «Военно-политическая»;
• 1991 г. – адъюнктура при Военно-политической академии им. В.И. Ленина;
• 1991 г. – защита кандидатской диссертации по теме: «Деятельность командиров, политорганов и штабов по изучению, оценке и прогнозированию политико-морального состояния личного состава частей и подразделений Сухопутных войск (1985-1991 гг.)»;
• 2011 г. – Некоммерческое образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Гуманитарный институт им. П.А. Столыпина», юрист, специальность «юриспруденция».
Общий стаж
54 года
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• 2018 г. МГПУ. Технология работы преподавателя в СДО Moodle.
• 2018 г. МГПУ. Информационные технологии в работе преподавателя вуза.
• 2020 г. Сопровождение самостоятельной работы обучающихся и организация интерактивных форм взаимодействия со студентами по программам высшего образования.
• 2020 г. Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams.
• 2021 г. Реализация междисциплинарных практик в модели Liberal Arts.
• 2022 г. Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS.
Основные публикации
  • Учебники, учебно-методические пособия, монографии• Тютченко А.М. Инновации в процессе подготовки социальных работников в вузе // Инновационные подходы в обучении студентов социально-гуманитарного профиля высшей школы: Монография / Под ред. Л.Ю. Овчаренко, Э.Н. Рычихиной. — М.: РИТМ, 2019. — 168 с. — С. 123−155.
    • Тютченко А.М. Методические рекомендации по преподаванию дисциплины «Государственное и муниципальное управление» // Методика преподавания социальных дисциплин: учебно-методическое пособие. Вып. 2 / Отв. ред. Э.Н. Рычихина. — М.: РИТМ, 2020. — 476 с. — С. 371−418.
    • Тютченко А.М., Казаренков В.И., Шилова Т.А. и др. Основы организации внеаудиторной работы студентов по учебным дисциплинам: Учебное пособие. — М.: РУДН, 2022. — 205 с.
    • Социальная работа: теория и практика: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Тютченко А.М., Дорошенко Т.Н., Кремнева Т.Л. и др. / Под ред. Е.Н. Приступы. — М.: Юрайт, 2023. — 306 с.Статьи

    • Тютченко А.М. Исследовательская деятельность обучающихся как важная составляющая инновационного развития образования // Актуальные проблемы инновационного развития образования: Тезисы городской научно-практической конференции 18 апреля 2019 года. — М.: Издательство Ритм, 2019. — 156 с. — С. 58−66.
    • Шилова Т.А., Тютченко А.М. Методические приемы диагностики и коррекции отставания в обучении и отклонении в поведении // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9. — № 6А. — С. 11−16. (Статья в журнале ВАК).
    • Тютченко А.М. Инновационная педагогическая деятельность в вузе как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 4. — С. 49−54. (Статья в журнале ВАК).
    • Тютченко А.М., Шилова Т.А. Признаки эмпатийного дефицита в эмоциональной деформации педагогов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2021. — Т. 10. — № 2А. — С. 3−11. (Статья в журнале ВАК).
    • Тютченко А.М., Ананишнев В.М., Зотова М.В. Экспертиза педагогико-эргономического качества электронных образовательных ресурсов // Современное педагогическое образование. — 2022. — № 4. — С. 107−113. (Статья в журнале ВАК).
    • Тютченко А.М. Формы предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций // Современное педагогическое образование. — 2023. — № 5. — С. 310−314. (Статья в журнале ВАК).
    • Polyanskaya, E.N., Rumyantseva, N.M., Tyutchenko, A.M. Value orientation of russian and greek youth: similarities and differences of concept spheres // Amazonia Investiga. — 2019. Vol. 8 Núm. 19. Р. 572−577.
    • Полянская Е.Н., Румянцева Н.М., Тютченко А.М. Ценностные ориентации русской и греческой молодежи: сходства и различия концептуальных сфер // Amazonia Investiga. — 2019. Т. 8. № 19. С. 572−577. (Статья в журнале Scopus, WoS).
    • Gorlova N.I., Starovoitova L.I. Tyutchenko A.M. and others. Interaction between volunteer organizations and state social institutions in Russian regions as essential condition for efficiency of social institutions // The Asian International Journal of Life Sciences. — 2020. № 23 (1). P. 51−59.
    • Горлова Н.И., Старовойтова Л.И., Тютченко А.М. и др. Взаимодействие волонтерских организаций и государственных социальных институтов в регионах России как необходимое условие эффективности социальных институтов // The Asian International Journal of Life Sciences. — 2020. № 23 (1). С. 51−59. (Статья в журнале Scopus, WoS).
    • Egorychev A.M., Akhtyan A.G., Tyutchenko A.M. and others. Social dimension of modern higher school teachers personality // Linguistics and Culture Review. — 2021. Vol. 5. № S3. Р. 1606−1618.
    • Егорычев А.М., Ахтян А.Г., Тютченко А.М. Социальное измерение личности современного преподавателя высшей школы // Linguistics and Culture Review. — 2021. Т. 5. № S3. С. 1606−1618. (Статья в журнале Scopus, WoS).
    • Tsupikova E., Tyutchenko A., Katsyuba L. The main types of mental information processing: a systematic structural method // Propósitos y Representaciones. — 2021. Vol. 9, SPE (1), e858 Special.
    • Цупикова Е., Тютченко А., Кацюба Л. Основные направления мыслительной обработки информации: системно-структурный подход // Propósitos y Representaciones. — 2021. Т. 9, SPE (1), e858 Special. (Статья в журнале Scopus, WoS).

О себе
  • 1991−1994 гг. — преподаватель Военного университета;
  • 1994−2004 гг. — зам. начальника кафедры военно-социальной работы и морально-психологического обеспечения Военного университета;
  • с 2004 г. — преподавательская деятельность в нескольких вузах: Российский государственный университет туризма и сервиса, Институт международных социально-гуманитарных связей, Академия гражданской защиты МЧС РФ, Институт бизнеса, психологии и управления;
  • с 2008 г. по настоящее время — МГПУ, Институт психологии, социологии и социальных отношений, с 2012 по 2014 гг. — заведующий кафедрой психолого-социальных технологий, с 2014 г. — профессор кафедры психолого-социальных технологий; с 2016 г. — профессор кафедры социологии и психолого-социальных технологий. С 1 июля 2020 г. МГПУ, Институт специального образования и психологии, профессор кафедры специальной психологии и психолого-социальных технологий.
Область научных интересов
  • история социальной и военно-социальной работы
  • информационно-воспитательная работа
  • морально-психологическое состояние военнослужащих
  • морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил)
  • социальная работа по месту жительства
  • государственное и муниципальное управление; управление социальными процессами
  • правовое обеспечение реализации социальной защиты населения.
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Специальная психология»
• 39.03.03 «Организация работы с молодежью», профиль «Молодежная политика и технология работы с молодежью»
• 39.03.03 «Организация работы с молодежью»
• 39.03.02 «Социальная работа», профиль «Социально-психологическая работа с населением»
• 39.04.02 «Социальная работа», профиль «Практическая психология в социальной сфере: техники и методы»
• 39.04.02 «Социальная работа», профиль «Социальная работа в различных сферах жизнедеятельности»