Индивидуализация vs Персонализация

20 мая 2020 года прошло очередное заседание клуба «Норма и деятельность». На встрече эксперты размышляли о взаимосвязи и различиях индивидуализации и персонализации. В этот раз клуб прошел онлайн и собрал более 400 участников.

Основными спикерами стали: Татьяна Ковалева, заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования института непрерывного образования Московского городского педагогического университета, президент Тьюторской ассоциации и Александр Асмолов, директор Школы антропологии будущего РАНХиГС, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Открыли  заседание ректор МГПУ Игорь Реморенко и Александр Адамский — научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика». Они подчеркнули важность не простого терминологического различения индивидуализации и персонализации, а осмысления деятельности, стоящей за этими понятиями. 

Татьяна Ковалева рассказала о разных контекстах различения индивидуализации и персонализации:

Программы — это «Лего», а тьюторская индивидуализация — это  работа со средой, чтобы каждый мог проявить свою индивидуальность.

На встрече был представлен анализ того, как в образовательную риторику проникали понятия индивидуализации и персонализации, и как они понимаются сейчас. 

Александр Асмолов, в свою очередь, отметил, что главная ключевая идея вариативного образования — это конструирование развивающих мотивирующих сред.

В этом контексте персонализация требует особого осмысления в сфере образования. Персонализацию как пространство развития личности не следует путать с понятием «персонификация», часто используемом в бизнес-литературе. По мнению эксперта, именно в формировании таких “мотивирующих смысловых пространств” должна заключаться ключевая линия национальных стандартов.

Экспертными комментариями по обсуждаемой теме также поделились: профессора НИУ ВШЭ Вадим Петровский и  Дмитрий Леонтьев, а также Елена Булин-Соколова, генеральный директор АНО «Центр развития результативного образования».

Закрытый клуб «Норма и деятельность» создан Московским городским педагогическим университетом, Институтом образовательной политики «Эврика» и Московским центром качества образования.

Цель создания клуба – формирование пространства для рефлексии и обсуждения современных тенденций и практик развития образовательной политики.

Заинтересованные руководители и сотрудники образовательных организаций Москвы, исследователи и эксперты могут обратиться к координаторам клуба по адресу: barannikovka@mgpu.ru

Также по этой теме



Научные доклады 2020


04 июня, 2020 г.


Научные доклады аспирантов ГИА-2020

Воспитатели и родители: по одну сторону баррикад


02 июня, 2020 г.


Научный сотрудник Института системных проектов Николай Веракса рассказал корреспонденту «Мела» о том, почему между родителями и педагогами не должно быть противостояния