Инфраструктура чтения

Социокультурная практика Московского городского позволяет студентам-первокурсникам самостоятельно выбирать предмет, объект и тему исследования, исходя из собственных интересов.

Студентки Института специального образования и комплексной реабилитации Екатерина Купчиненко, Екатерина Лунина и Юлия Шамтова заинтересовались современной литературой. Это привело их в открытую библиотеку Лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, где собрана не только классика детского и подросткового чтения, но и новинки.

Оказалось, что студенты-первокурсники практически ничего не знают о современной детской и подростковой литературе. Это они и решили исправить.

Первым шагом для них стало знакомство с книгами из библиотеки лаборатории. Вторым – непосредственно городское исследование.

Задумавшись о том, почему же они так мало знают о современной литературе, а также о том, кто может им помочь с ней познакомится, студенты отправились в книжные магазины и библиотеки Москвы, чтобы выяснить, какие книги им посоветуют специалисты: консультанты книжных магазинов и библиотекари.

«Что из современной литературы можно почитать ребенку от 7 лет или подростку?» — спрашивали они, заходя в книжный магазин или библиотеку.

И вот какие ответы они получили.

  • В магазине «Читай-город» продавец-консультант посоветовала подростку 14-16 лет серию книг Натальи Щербы «Часодеи», а для взрослых — Нила Геймана «Океан в конце дороги» и «Звездную пыль». При этом консультант отметила, что сама предпочитает классическую литературу. В другом магазине сети девушкам посоветовали Стива Харви, но конкретных книг так и не назвали (а автор между тем пишет книги «Поступай как женщина, думай как мужчина», «Вы ничего не знаете о мужчинах. Прямой разговор о том, что им на самом деле нужно» и проч. Мы ничего не знаем об этих книгах, но вряд ли такой совет можно считать попаданием в запрос на детскую и подростковую книгу). Также девушкам посоветовали книгу Джо Диспензы «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» и популярную, по словам консультанта, среди девушек 14-18 лет книгу Анны Тодд «Ничего больше».
  • В магазине «Книжный лабиринт» для ребенка от 7 и старше онсультант посоветовал книгу Андрея Усачёва «Лунные кошки» и «Асино лето» Тамары Михеевой.
  • В магазине «Шаг к Пятёрке» девушкам-студенткам посоветовали книги «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Весь этот мир» Николы Юн, а для детского чтения — «Почему птицы не падают» Ильи Колмановского.
  • В книжном магазине «Гараж» покупателям, интересующимся современной литературой, посоветовали книгу Элинор Портер «Поллианна» (которая, к слову сказать, была написана более ста лет назад, а на русский язык впервые переведена в середине 90-х годов XX века).
  • В библиотеке № 183 им. Данте Алигьери девушкам предложили «Тайну брата» Дэна Смита, «Что придумал Шухов» Айрата Багаутдинова и «Мы плывём на лодке» Анастасии Орловой.
  • В библиотеке № 190 предложили «Почему птицы не падают?» Ильи Колмановского, «Сладость на корочке пирога» Алана Брэдли, «Восток» Эдит Патту, «Плывёт моя флотилия» Анастасии Орловой, «Лис и Зайка» Силвии Ванден Хейде.
  • В Детской библиотеке № 6 им. Ф.М. Достоевского выбор специалистов пал на «Планету Вилли» Бирты Мюллер, «Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург, «Дом отважных трусишек» Юрия Ермолаева и «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани (книгу тоже не новую, написанную в 1974 году, однако переведенную совсем недавно — в 2011 году, но, в отличие от «Полианны», неизвестную широкому читателю ни по более ранним переводам, ни по экранизациям).
  • В Российской государственной детской библиотеке студентам порекомендовали прочитать «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» Екатерины Мурашовой.
  • Во многих библиотеках девушкам вовсе не предложили современных авторов, да и вообще ничего не предложили.

Таким образом, исследуя читательскую инфраструктуру Москвы, а точнее читательскую среду (библиотеки и книжные магазины), студенты МГПУ выяснили, что далеко не всегда специалисты, главной задачей которых является помощь в выборе книг, готовы помочь и ответить на конкретный запрос. Об этом свидетельствует тот факт, что девушкам советовали не только современную литературу, не попадали в возраст, советовали бестселлеры, не уточняя у потенциальных читателей, что именно им нужно, какие жанры они предпочитают, что уже читал, чем интересуются и прочие важные моменты.

На этом исследование не закончилось. Девушки продолжают знакомство с современной детской и подростковой литературой, а также готовят собственный список книг, о которых они бы хотели рассказать другим студентам – будущим педагогам. Именно этот список книг они бы хотели видеть в библиотеке Института специального образования и комплексной реабилитации.



Профессор Нина Опарина награждена за служение русскому слову


25 сентября, 2020 г.


Профессор Департамента социально-культурной деятельности и сценических искусств Института культуры и искусств стала дважды лауреатом литературного конкурса и получила медаль Союза писателей России за служение русскому слову

ЕГЭ устоял, но изменения неминуемы


22 сентября, 2020 г.


21 сентября состоялось заседание Общественного совета Рособрнадзора, посвященное единому государственному экзамену

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: