Инфраструктура чтения

Социокультурная практика Московского городского позволяет студентам-первокурсникам,  самостоятельно выбирать предмет, объект и тему исследования, исходя из собственных интересов.

Студенты ИСОиКР Екатерина Купчиненко ,  Екатерина Лунина  и Юлия Шамтова заинтересовались современной литературой. Это привело их в открытую библиотеку лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП, где собрана не только классика детского и подросткового чтения, но и новинки.

Оказалось, что студенты-первокурсники  практически ничего не знают о современной детской и подростковой литературе. Это они  и решили исправить.

Первым шагом для них стало знакомство с книгами из библиотеки ЛСКОП. Вторым- непосредственно городское исследование.

Задумавшись о том, почему же они так мало знают о современной литературе, а также о том, кто может им помочь с ней познакомится,  студенты отправились в книжные магазины и библиотеки Москвы, чтобы выяснить, какие книги им посоветуют  специалисты: консультанты книжных магазинов и библиотекари.

«Что из современной литературы можно почитать ребенку от 7 лет или подростку?» — спрашивали они, заходя в книжный магазин или библиотеку.

И вот какие ответы они получили.

  • В магазине «Читай-город» продавец-консультант посоветовала подростку 14-16 лет серию книг Натальи Щербы «Часодеи», а для взрослых Нила Геймана «Океан в конце дороги» и «Звездную пыль». При этом консультант отметила, что сама предпочитает классическую литературу. В другом магазине сети девушкам посоветовали Стива Харви, но конкретных книг так и не назвали ( а автор между тем пишет книги «Поступай как женщина, думай как мужчина», «Вы ничего не знаете о мужчинах. Прямой разговор о том, что им на самом деле нужно» и проч.  Мы ничего не знаем об этих книгах, но вряд ли такой совет можно считать попаданием в запрос на детскую и подростковую книгу). Также девушкам посоветовали книгу Джо Диспензы «Сила подсознания или как узнать жизнь за 4 недели» и популярную, по словам консультанта,  среди девушек 14-18 лет книгу Анны Тодд «Ничего больше».
  • В магазине «Книжный лабиринт» для ребенка от 7 и старше  консультант посоветовал книгу Андрея Усачёва «Лунные кошки» и  «Асино лето» Тамары Михеевой.
  • В магазине «Шаг к Пятёрке» девушкам-студенткам посоветовали книги «Метро 2033» Дмитрия Глуховского и «Весь этот мир» Николы Юн, а для детского чтения  — «Почему птицы не падают» Ильи Колмановского.
  • В книжном магазине «Гараж»  покупателям, интересующимся современной литературой, посоветовали  книгу Элинор Портер «Поллианна», которая к  слову сказать, была написана более ста лет назад, а на русский язык впервые  переведена в  середине 90-х годов XX века.
  • В библиотеке №183 им. Данте Алигьери девушкам предложили «Тайну брата» Дэна Смита, «Что придумал Шухов» Айрата Багаутдинова и «Мы плывём на лодке» Анастасии Орловой
  • В библиотеке №190   предложили «Почему птицы не падают?» Ильи Колмановского,  «Сладость на корочке пирога» Алана Брэдли, «Восток» Эдит Патту, «Плывёт моя флотилия» Анастасии Орловой, «Лис и Зайка» Силвии Ванден Хейде.
  • В Детской библиотеке № 6 им. Ф. М. Достоевского выбор специалистов пал на «Планету Вилли» Бирты Мюллер, «Правило 69 для толстой чайки» Дарьи Варденбург, «Дом отважных трусишек» Юрия Ермолаева и «Взгляд кролика» Кэндзиро Хайтани ( книгу тоже не новую, написанную в 1974 году, однако  переведенную   совсем недавно, в 2011 году, и в отличае от Полианны, не известную широкому читателю ни по более ранним переводам, ни по экранизациям)
  • В Российской государственной детской библиотеке студентам порекомендовали прочитать «Класс коррекции» и «Одно чудо на всю жизнь» Екатерины Мурашовой .

 

Во многих библиотеках девушкам вовсе не предложили современных авторов,  да и вообще ничего не предложили.

 

Таким образом, исследуя читательскую инфраструктуру Москвы, а точнее читательскую среду ( библиотеки и книжные магазины), студенты МГПУ  выяснили, что далеко не всегда специалисты, главной задачей которых является помощь в выборе книг, готовы помочь и ответить на конкретный запрос.  Об этом свидетельствует тот факт, что девушкам советовали не только современную литературу, не попадали в возраст, советовали  бестселлеры, не уточняя у потенциальных читателей, что именно  им нужно, какие жанры они предпочитают, что уже читал, чем интересуются и проч.

На этом исследование  не закончилось, девушки продолжают знакомство с современной детской и подростковой литературой, а также готовят собственный список книг, о которых они бы хотели рассказать  другим студентам – будущим педагогам, список книг, которые они бы хотели видеть в библиотеке ИСОиКР.