Корнилов Виктор Семенович
Должность: Заместитель начальника департамента по научной работе, профессор департамента математики и физики
Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор
KornilovVS@mgpu.ru
+7 (495) 618-40-33
Некорректные математические задачи
Дифференциальные уравнения как инструмент математического моделирования
у бакалавров:
Дифференциальные уравнения
- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за заслуги в научно-педагогической деятельности, большой личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов (2015 г.).
- Грамота Департамента образования города Москвы за результативную плодотворную работу и значительный вклад в подготовку квалифицированных кадров для учреждений образования города Москвы (2014 г.).
- Памятный знак «За заслуги перед университетом» (2015 г.);
- Почетная грамота ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в системе столичного образования и с связи с 50-летним юбилеем (2009 г.).
- Диплом ГОУ ВПО МГПУ за многолетний плодотворный труд в деле подготовки педагогических кадров и с связи с 15-летием университета (2010 г.).
- Благодарность ректора МГПУ (2012 г.).
- Благодарность математического факультета МГПУ (2009 г.).
- Звание «Ветеран труда» (2020 г.).
Квалификация «Математик»
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов;
– на кафедре информатики и прикладной математики института математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета в объеме 260 часов.
В 2015 году повысил квалификацию:
– в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Проектирование и реализация ОПОП по направлению магистерской подготовки «Педагогическое образование» (Учитель среднего общего образования)» в объеме 72 часов;
– в Московском городском психолого-педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Программа повышения квалификации для исполнителей проектов по разработке новых модулей основной образовательной программы профессиональной (педагогической) магистратуры» в объеме 72 часов.
В 2018 году повысил квалификацию в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Информационные технологии в работе преподавателя вуза» в объеме 36 часов.
В 2019 году повысил квалификацию:
– в Академии «Просвещение» (г. Москва) по дополнительной профессиональной программе «Современные аспекты использования информационных технологий и робототехники в образовательном процессе» в объеме 36 часов;
– в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования как инструмент формирования профессиональных и надпрофессиональных компетенций будущего» в объеме 108 часов.
В 2020 году повысил квалификацию в Вятском государственном университете (г. Киров) по дополнительной профессиональной программе «Цифровизация образования и методика электронного обучения» в объеме 108 часов.
В 2022 году (1 октября 2022 г. – 14 октября 2022 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2023 году (7 июня 2023 г. – 30 июня 2023 г.) прошел повышение квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Педагогический дизайн и создание курса на базе LMS» в объеме 36 часов.
В 2023 году (05 декабря 2023 г. – 26 декабря 2023 г.) прошел обучение в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” по программе повышения квалификации «Повышение компетенций в оценивании письменных творческих работ интеллектуальных состязаний» в объеме 68 часов.
В 2024 году (09 апреля 2024 г. – 30 апреля 2024 г.) повысил квалификацию в Институте повышения квалификации и переподготовки учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» по программе «Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса» в объеме 36 часов.
В 2024 году (09 сентября 2024 г. – 14 октября 2024 г.) прошел повышение
квалификации в Московском городском педагогическом университете по дополнительной профессиональной программе «Создание курса на базе LMS МГПУ» в объеме 16 часов.
В 2024 году (1 декабря 2024 г. – 14 декабря 2024 г.) прошел обучение по программам: «Оказание первой помощи пострадавшим на производстве» (объем 16 часов), «Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда» (объем 16 часов).
В 2025 году (03 февраля 2025 г. – 14 февраля 2025 г.) повысил квалификацию на факультете математики, физики и информатики Казахского национального педагогического университета имени Абая по программе «Искусственный интеллект (AI) в образовании: современные методы и технологии» в объеме 80 часов.
МОНОГРАФИИ:
- Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи для волновых уравнений. Новосибирск: СибУПК, 2000. 252 с.
- Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор гуманитаризации математического образования. М.: МГПУ, 2006. 320 с.
- Корнилов В.С. Теоретические основы информатизации прикладного математического образования. Воронеж: Научная книга, 2011. 140 с.
- Корнилов В.С., Абушкин Д.Б. Компьютерные средства в решении задач информатики и прикладной математики при подготовке студентов в педвузе. Воронеж: Научная книга, 2013. 111 с.
- Корнилов В.С. Теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений. М.: Изд-во «ОнтоПринт», 2017. 500 с.
- Корнилов В.С. Развитие прикладной математической культуры студентов вузов при преподавании обратных задач // Глава 2 в коллективной монографии: Сафуанов И.С., Корнилов В.С., Семеняченко Ю.А., Ковпак И.О., Захарова Т.А., Хилюк Е.А., Голышкова М.С. Математическая культура студентов: пути развития: монография. М.: МГПУ, 2024. 92 с.)
ТИПОВАЯ ПРОГРАММА:
- Корнилов В.С. Обратные задачи для дифференциальных уравнений: типовая программа // Типовые программы по информатике и прикладной математике для студентов и преподавателей педагогических университетов. М.: МГПУ, 2006. С. 93−96.
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:
- Корнилов В.С. Некоторые обратные задачи идентификации параметров математических моделей. М.: МГПУ, 2005. 359 с.
- Карташова Л.И., Корнилов В.С., Левченко И.В. Применение математических методов в педагогических измерениях: учебно-методическое пособие. М.: МГПУ, 2010. 50 с.
- Корнилов В.С., Карташова Л.И. Практикум по прикладной математике. Воронеж: Научная книга, 2013. 100 с.
- Корнилов В.С., Абушкин Д.Б., Беликов В.В. Вычислительные алгоритмы решения задач информатики и прикладной математики. М.: МГПУ, 2013. 84 с.
- Корнилов В.С. Лабораторный практикум по численным методам. М.: МГПУ, 2014. 108 с.
- Азевич А.И., Гриншкун А.В., Корнилов В.С. Компьютерные средства решения математических задач. М.: МГПУ, 2020. 84 с.
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ:
- Корнилов В.С. Оценка условной устойчивости решения одномерной обратной задачи для телеграфного уравнения // Методы решения условно-корректных задач: Сб. науч. тр. Новосибирск: ИМ СО АН СССР, 1991. C. 90−101.
- Корнилов В.С. Условная устойчивость одномерной обратной задачи об одновременном определении двух коэффициентов, ходящих в гиперболическое уравнение // Методы решения условно-корректных задач: Сб. науч. тр. Новосибирск: ИМ СО АН СССР, 1991. C. 102−122.
- Корнилов В.С. О локальной разрешимости одной одномерной обратной задачи геоэлектрики // Ред «Сиб. мат. журн.». Новосибирск, 1991. Деп. в ВИНИТИ
25.01.92. № 258-B92. 46 с. - Kornilov V.S. About the rightness of one poly-dimensional inverse problem // Inverse and Ill-Posed problems (IIPP-96): Abstracts of the Internation conference dedicated to the memory of academician A.N. Tikhonov (Moscow City, September 10−13, 1996.). Moscow City: Lomonosov Moscow State University, 1996. P. 102.
- Корнилов В.С. Об одной обратной задаче для уравнения колебания струны // Обратные задачи математической физики: Тезисы докладов Международной конференции (г. Новосибирск, 21−25 сентября 1998 г.). Новосибирск: ИМ СО РАН, 1998. С. 41.
- Корнилов В.С. Об условной корректности некоторых одномерных обратных задач для гиперболического уравнения второго порядка // Математические модели и методы их исследования: Материалы Международной конференции (г. Красноярск, 18−24 августа 1999 г.). Красноярск: КрасГУ, 1999. С. 123−124.
- Корнилов В.С. Об одной динамической многомерной обратной задаче для гиперболического уравнения // Математические модели и методы их исследования: Труды Международной конференции (г. Красноярск, 16−21августа 2001 г.). Красноярск: ИВМ СО РАН, 2001. Т. 2. С. 18−21.
- Kornilov V.S. Some inverse problems for wave equations // International conferens Ill-Posed and inverse problems. Dedicated to prof. M.M. Lavrent’ev on the occasion of his 70th anniversary (Novosibirsk City, August 5−9, 2002.). Novosibirsk City: Sobolev Institute press, 2002. P. 96.
- Orunkhanov M.K., Kornilov V.S., Mukhambetzhanov S.T. On the inverse problems of the Geoelectrics // International Symposium on Inverse Problems in Engineering Mechanics 2003 (ISIP 2003): Abstracts (Nagano City, Japan, 18−21February 2003.). Nagano City, 2003. P. 148.
- Корнилов В.С. Математические пакеты как компьютерная поддержка дисциплины «Обратные задачи для дифференциальных уравнений» // Системы компьютерной математики и их приложения: Материалы VI Международной конференции (г. Смоленск, 16−18 мая 2005 г.). Смоленск: СГПУ, 2005. Выпуск 6. С. 33−35.
- Корнилов В.С. Основы методической системы обучения дисциплине «Обратные задачи для дифференциальных уравнений» // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара: СГЭУ, 2005. № 3 (18). С. 190−196.
- Корнилов В. С. Пути формирования прикладной математической культуры // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 2 (20). С. 247−252.
- Корнилов В.С. Вузовская подготовка специалистов по прикладной математике — история и современность // Наука и школа. 2006. № 4. С.10−12.
- Корнилов В.С. Гуманитарные аспекты вузовской системы прикладной математической подготовки // Наука и школа. 2007. № 5. С.23−28.
- Корнилов В. С. Психологические аспекты обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Наука и школа. 2008. № 3. С.45−46.
- Корнилов В.С. Гуманитарный анализ математических моделей обратных задач // Известия Курского государственного технического университета. Курск: КГТУ, 2008. № 3(24). С. 60−65.
- Корнилов В.С. Гуманитарный анализ математических моделей обратных задач // Известия Курского государственного технического университета. Курск: КГТУ, 2008. № 3 (24). С. 60−65.
- Корнилов В.С. Гуманитаризация образования как элемент стратегии развития современного образования // Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке: Материалы IV Международной научно-методической конференции (г. Алма-Ата, 15−17 октября 2008 г.). Алма-Ата: КазНПУ, 2008. С. 128−138.
- Корнилов В.С. История развития теории обратных задач для дифференциальных уравнений — составляющая гуманитарного потенциала обучения прикладной математике // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2009. № 1 (17). С. 108−113.
- Корнилов В.С. Развитие логической культуры мышления студентов при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя математики в педвузах и университетах в современных условиях: Материалы 29-го Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений (г. Москва, 23−24 сентября 2010 г). М.: МГПУ, 2010. С. 146−147.
- Корнилов В. С. История развития вычислительной математики — компонента гуманитарного потенциала обучения численным методам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2010. № 4. С. 77−84.
- Корнилов В.С. Роль гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в подготовке специалистов по прикладной математике // Проблемы гуманитаризации образования в малых городах: теория, практика и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Коряжма, 21−22 октября 2010 г.). Коряжма: ПГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. С. 411−417.
- Корнилов В.С. Влияние гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных на формирование профессиональных качеств будущих специалистов по прикладной математике // Актуальные проблемы и перспективы в преподавании математики: Сборник научных статей Международной научно-практической конференции (г.Курск, 2−4 ноября 2010 г.). Курск: ЮЗГУ, 2010. С. 121−127.
- Корнилов В. С. Формирование профессиональных качеств будущих специалистов по прикладной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Математика. Образование. Культура: Сборник трудов V Международной научной конференции, посвященной 75-летнему юбилею В.М. Монахова (г. Тольятти, Россия, 26−28 апреля 2011 г.). Тольятти: ТГУ, 2011. С. 71−79.
- Корнилов В.С. Образовательные электронные ресурсы в обучении студентов физико-математических специальностей вузов фрактальным множествам // Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н. Колмогорова: Материалы Международной научно-методической конференции (г. Кострома, 7−9 декабря 2011 г.). Кострома, 2011. С. 25−27.
- Корнилов В.С. Задачный подход как средство реализации гуманитарной компоненты обучения прикладной математике // Проблемы преподавания математики в школе и вузе в условиях реализации новых образовательных стандартов: Тезисы докладов участников XXXI Всероссийского семинара преподавателей математики высших учебных заведений, посвященного 25-летию семинара (г. Тобольск, 26−29 сентября 2012 г). Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2012. С. 109−110.
- Корнилов В.С. Обучение прикладной математике как фактор гуманитаризации высшего образования // Традиции гуманизации в образовании: Материалы II Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г. Москва, Россия, 21 июня 2012 г.). М.: ИСМО РАО, 2012. С. 175−176.
- Корнилов В.С. Обучение студентов вузов прикладной математике в условиях фундаментализации образования // Электронное образование: от настоящего к будущему: Сборник научных трудов Международного форума (г. Ижевск, 12−14 ноября 2013 г.). Ижевск: РЦИОКО, 2013. С. 44−48.
- Корнилов В.С. Экологическая составляющая гуманитарного потенциала обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Традиции гуманизации в образовании: Сборник материалов III Международной конференции памяти Г. В. Дорофеева (г. Москва, Россия, 23 июня 2014 г.). М.: ИСМО РАО, 2014. С. 63−65.
- Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор экологического воспитания студентов // Mathematics and ICT application sphere. New training technologies: International conference (Ganja, Azerbaijan, Gyandzhinsky state university, june 05−06, 2014). Ganja: GSU, 2014. Part I. P. 24−28.
- Bidaybekov E.I., Kornilov V. S., Kamalova G.B. Inverse Problems for differential equations in education // Inverse Problems: Modeling and Simulation (IPMS-2014): Abstracts of the 7th International conference" (Fethiye, Turkey, May 26−31, 2014). Fethiye, Turkey, 2014.P. 69.
- Saparbekova G.A., Kornilov V.S., Berkimbaev K.M., Marasulov A.M., Akeshova M.M. Formation of students' humanitarian culture in teaching applied mathematics // The Iceland Journal of Life Sciences. Jul 2014 of Jokull journal (ISSN: 0449−0576). Vol 64, No. 7. P. 30−39.
- Bidaibekov Y.Y., Kornilov V.S., Kamalova G.B., Akimzhan N.Sh. Fundamentalization of knowledge system on applied mathematics in teaching students of inverse problems for differential equations // AIP Conference Proceedings 1676, 20 044−1-20 044−5 (Antalya, Turkey, November 5−7, 2015); doi: 10.1063/1.4 930 470. View online: dx.doi.org/10.1063/1.4 930 470.
- Кабанихин С.И., Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Шолпанбаев Б.Б., Акимжан Н.Ш.Корректные и некорректные задачи для СЛАУ: анализ и методика преподавания // Сибирские электронные математические известия. 2015. Том 12. С. 255−263. URL: semr.math.nsc.ru/v12/c1−283.pdf
- Корнилов В.С. Базовые понятия информатики в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 1. С. 70−84.
- Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний студентов в области методов математической физики при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2016. № 2. С.83−94.
- Корнилов В.С. Реализация методов вычислительной математики при обучении студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 2 (36). С. 91−100.
- Корнилов В.С. Методические подходы к структурированию содержания обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. № 4 (38). С. 81−92.
- Корнилов В.С. Реализация научно-образовательного потенциала обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 55−59.
- Bidaibekov E.Y., Kornilov V.S., Saparbekova G.A. Implementation of Humanitarian Components of Applied Mathematics Teaching for University Students with a Specialization in Science // Indian Journal of Science and Technology. August 2016. Vol 9(29), DOI: 10.17 485/ijst/2016/v9i29/88 842. ISSN: 0974−6846. eISSN: 0974−5645.
- Bidaibekov Y.Y., Kornilov V.S., Kamalova G.B., Akimzhan N.Sh. Fundamentalization of mathematical knowledge while teaching students inverse and incorrect problem // The Third International Conference on Analysis and Applied Mathematics (ICAAM 2016): the abstract book (September 7−10, 2016, Almaty, Kazakhstan). Almaty: Institute of Mathematics and Mathematical Modelling, 2016. P. 188.
- Бидайбеков Е.Ы., Корнилов В.С., Камалова Г. Б. Научно-образовательный потенциал теории обратных и некорректных задач // Современные проблемы математической физики и вычислительной математики: Тезисы докладов международной научной конференции приуроченной к 110-летию со дня рождения академика А.Н. Тихонова (г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 31 октября-3 ноября 2016 г.). М.: Издательский отдел факультета ФМК МГУ им. М.В. Ломоносова; МАКС Пресс, 2016. С. 137.
- Корнилов В. С. Реализация задачного подхода при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию видного российского методиста-математика П.А. Ларичева (г. Вологда, Россия, Вологодский государственный университет, 16−18 февраля 2017 г.). Вологда: ИП Киселёв А.В., 2017. С. 105−107.
- Корнилов В.С. Формирование фундаментальных знаний по математическому моделированию при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1 (39). С. 92−99.
- Корнилов В.С. Подходы к индивидуализации обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Н.И. Лобачевский и математическое образование в России: Материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н.И. Лобачевского (г. Казань, Россия, Казанский Федеральный университет, 18−22 октября 2017 г.). Казань: Изд-во Казанского университета, 2017. Том 1. С.166−169.
- Корнилов В.С. Философская составляющая научно-образовательного потенциала обучения обратным задачам математической физики // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2018. № 1 (43). С. 59−65.
- Корнилов В.С. Формирование у студентов междисциплинарных научных знаний при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Вестник Казахского национального педагогического университета имени Абая. Серия «Физико-математические науки». Алматы, 2018. № 4 (64). С. 46−50.
- Корнилов В.С. Развитие научно-образовательного потенциала обучения обратным задачам математической физики // Известия Международного казахско-турецкого университета имени Х.А. Ясави. Серия «Математика, физика, информатика». 2018. № 3 (6). С. 57−63
- Корнилов В.С. Обучение обратным задачам для дифференциальных уравнений как фактор развития научного мировоззрения студентов // Классическая и современная геометрия: Материалы международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения В.Т. Базылева (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 22−25 апреля 2019 г.). М.: МПГУ, 2019. С. 89−90.
- Корнилов В.С. Междисциплинарные научные знания в содержании обучения обратным задачам математической физики // Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве: Сборник статей II Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (г. Курс, Курский государственный университет, 14−15 декабря 2018 г.). Курск: КГУ, 2019. С. 36−40.
- Kornilov V.S. Applied mathematics education: history and modernity // Modern problems of mathematics and mechanics: Abstracts of the International conference devoted to the 60-th anniversary of the Institute of Mathematics and Mechanics of National Academy of Sciences of Azerbaijan (Baku, Azerbaijan, October 23−25, 2019, Institute of Mathematics and Mechanics). Baku, Azerbaijan: Institute of Mathematics and Mechanics, 2019. Pp. 315−317.
- KornilovV.S.,Lvova O.V., Obolensky I.S. Teaching physics students of humanitarian-oriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate (Обучение физике школьников гуманитарно-ориентированных групп по Middle Years Programme (программа основной школы) Международного бакалавриата // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2019. Том 16. № 3. С. 270−280.
- Корнилов В.С. Научно-познавательный потенциал обучения обратным и некорректным задачам // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов международной научной конференции, посвященной 180-летию педагогического образования в г. Ельце(г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 25−27 сентября 2020 г.). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. С. 79−81.
- Kornilov V.S., Khanina I.A.Development of ICT competence in high school students when teaching physics using digital laboratories (Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2020. Т. 17. № 2. С. 146−152.
- Revshenova M., Bidaibekov E., Kornilov V., Kamalova G., Shekerbekova S., Gulzhan S., Sabrayev K. Professional competence development when teaching computational informatics // Cypriot Journal of Educational Sciences. Volume 16, Issue 5, October 2021, Pages 2575−2585. DOI: 10.18 844/cjes.v16i5.6360. URL: www.scopus.com/inward/record.uri?eid=2-s2.0−85 119 589 293&doi=10.18 844%2fcjes.v16i5.6360&partnerID=40&md5=d7f0a5c403d87c4e71eee64d2cdd323a
- Корнилов В.С. Развитие у студентов предметных научных знаний при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Известия Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана. Серия «Педагогические науки». Алматы: «Полилингва» баспасы. 2022. № 2 (65). C. 214−224.
- Shakhista B. Kulakhmetova, Raskul Ibragimov, Burkhan T. Kalimbetov, Viktor S. Kornilov & Abay O. Karataev (2022). Prospective teachers' attitude towards computer algebra systems (CAS) and their choice of using CAS in solving problems of systems of differential equations // Word Transactions on Engineering and Technology Education (WTE&TE). Vol. 20. No 3. P. 163−169.
- Корнилов В.С. Вычислительные алгоритмы в содержании обучения студентов вузов обратным и некорректным задачам // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. № 3 (61). С. 84−94.
- Корнилов В.С. Формирование у студентов фундаментальных знаний по теории обобщенных функций при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции(г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 15−16 декабря 2022 г.). Курск: КГУ, 2022. С. 47−51.
- Корнилов В.С. Развитие у студентов научных знаний по прикладной и вычислительной математике при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: от науки к практике (к 80-летию со дня рождения В.А. Гусева): материалы VII Международной научно-практической конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 18−19 ноября 2022 г.). М.: МПГУ, 2022. С.240−243.
- Корнилов В.С. Система прикладных задач в содержании обучения студентов обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы международной научно-практической интернет-конференции (г. Москва, Россия, Московский педагогический государственный университет, 24−28 апреля 2023 г.). М.: МПГУ, 2023. С. 494−497.
- Kornilov V.S.Humanitarian aspects of teaching inverse problems for differential equations // Materials of the VII World Congress of Turkic World Mathematicians (TWMS Congress-2023). (Kazakhstan, Turkestan, International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 20−23 September 2023). Turkestan: International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 2023. Part II. P. 375−380. URL: acagor.kz/media/uploads/twms-2023/Proceedings_Part2.pdf
- Корнилов В.С. Операторные уравнения в учебном курсе обратных и некорректных задач // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник статей VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции(г. Курск, Россия, Курский государственный университет, 14−15 декабря 2023 г.). Курск: КГУ, 2023. С. 71−75.
- Корнилов В.С. Развитие профессиональных компетенций у будущих специалистов в области прикладной математики при обучении обратным и некорректным задачам // Развитие математического образования: от содержимого к содержанию: сборник научных статей II Международного форума для педагогов и исследователей в области математики «Градиент» (г. Москва, Россия, Московский городской педагогический университет, 25−27 января 2024 г.). М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2024. С. 45−52.
- Корнилов В. С. Формирование у аспирантов фундаментальных знаний в области математических методов, используемых в научных исследованиях (специальность 5.8.2) // Современные проблемы подготовки учителей математики и физики в вузе: сборник научных статей. М.: МГПУ, 2024. С. 80−87.
- Корнилов В.С. Конечно-разностные уравнения в содержании обучения студентов-математиков обратным задачам // Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии: материалы 43-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (г. Сыктывкар, Россия, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, 26−28 сентября 2024 г.). Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2024. С.140−143.
- Корнилов В.С. Некорректные и обратные задачи в высшей математике // Открытая наука 2024: сборник статей III Всероссийской научной конференции с международным участием. М.: Издательство «Интеллект-Центр», 2024. С. 107−111.
- Корнилов В. С. Развитие у студентов-математиков умений и навыков доказательства лемм и теорем при обучении обратным задачам для дифференциальных уравнений // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов X международной научно-практической конференции (г. Елец, Россия, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 20 сентября — 22 сентября 2024 г.). Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2024. С. 131−133.
- Корнилов В.С. Принцип сжатых отображений в содержании обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений // Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве: сборник избранных статей IX Международной научно-практической конференции (Россия, г. Курс, Курский государственный университет, 28−29 марта 2025 г.). Курск: КГУ, 2025. С. 78−84.
- Корнилов В.С. Развитие у студентов физико-математических профилей обучения предметных знаний на занятиях по обратным задачам для дифференциальных уравнений // Математическое моделирование и новые образовательные технологии в математике: материалы Международной научно-практической конференции (Республика Беларусь, г. Брест, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина, 24−26 апреля 2025 г.) / Под ред. А.И. Басика. Брест: БрГУ им. А.С. Пушкина, 2025. С. 188−190.
- Корнилов В.С. Реализация методов математической физики в преподавании обратных задач на специальных курсах // Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования: сборник тезисов докладов XI международной научно-практической конференции в рамках Международного научно-образовательного форума «Математика. Информатика. Образование» (Россия, Елец, 29 июня — 05 июля 2025 г.). Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2025. С. 64−66.
- Корнилов В.С. Частные вопросы обучения студентов вузов обратным задачам дифференциальных уравнений // Творчество студентов и школьников в области математики и информатики и методы его развития: материалы 44-го Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов (Республика Беларусь, г. Минск, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 25−27 сентября 2025 г.). Минск: БГПУ им. М. Танка, 2025. С. 224−226.
ИЗБРАННЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
- Всесоюзная конференция «Теория и практика решения обратных задач геоэлектрики» (Казахстан, г. Алма-Ата, 27 октября — 2 ноября 1991 г.).
- Всесоюзная конференция «Условно-корректные задачи математической физики и анализа», посвященная 60-летию академика М.М. Лаврентьева (г. Новосибирск, Академгородок, 1−5 июня 1992 г.).
- Международная конференция «Обратные и условно-корректные задачи», посвященная 90-летию со дня рождения академика А.Н. Тихонова (Россия, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 10−13 сентября 1996 г.).
- 1-й съезд математиков Казахстана (Казахстан, г. Чимкент, 11−14 сентября 1996 г.).
- Международная научная конференция «Математическое моделирование в естественных науках», посвященная 75-летию Лукьянова А.Т. (Казахстан, г. Алма-Ата, 17−18 апреля 1997 г.).
- Международная конференция «Обратные задачи математической физики (Россия, г. Новосибирск, Академгородок, 21−25 сентября 1998 г.).
- Международная конференция «Математические модели и методы их исследования (Россия, г. Красноярск, КрасГУ, 18−24 августа 1999 г.).
- Международная конференция «Современные проблемы механики жидкостей, многофазных сред и распространение волн в сплошных средах (Узбекистан, г. Ташкент, 21−23 апреля 1999 г.).
- Международная конференция «Некорректные и неклассические задачи математической физики и анализа» (Узбекистан, г. Самарканд, 2000 г.).
- Международная конференция «Математические модели и методы их исследования (Россия, г. Красноярск, ИВМ СО РАН, 16−21 августа 2001 г.).
- Международная конференция «Некорректные и обратные задачи», посвящённая академику М.М. Лаврентьеву в связи с его 70-летием (Россия, г. Новосибирск, Институт математики им. С.Л. СоболеваСОРАН, 5−9 августа 2002 г.).
- International Symposium on Inverse Problems in Engineering Mechanics 2003 (ISIP 2003) (Japan, Nagano City, 18−21February 2003).
- XV Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» (Россия, г. Троицк, 29−30 июня 2004 г.).
- XXIV Всероссийский семинар преподавателей математики университетов и педагогических вузов «Современные проблемы школьного и вузовского математического образования» (Россия, г. Саратов, СГУ, 21−23 сентября 2005 г.).
- VI Международная конференция «Системы компьютерной математики и их приложения» (Россия, г. Смоленск, СГПУ, 16−18 мая 2005 г.).
- XVII Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» (Россия, г. Троицк, 28−29 июня 2006 г.).
- Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании и науке» (Россия, г. Казань, 18−20 июня 2007 г.).
- IV Международная научно-методическая конференция «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке» (Казахстан, г. Алма-Ата, 15−17 октября 2008 г.).
- XX Международная конференция «Применение новых технологий в образовании» (Россия, г. Троицк, 26−27 июня 2009 г.).
- XXIX Всероссийский семинар преподавателей математики высших учебных заведений «Профессионально-педагогическая направленность математической подготовки учителя математики в педвузах и университетах в современных условиях» (Россия, г. Москва, МГПУ, 23−24 сентября 2010 г).
- Международная научно-практическая конференция «Проблемы гуманитаризации образования в малых городах: теория, практика и перспективы» (Россия, г. Коряжма, ПГУ им. М.В. Ломоносова, 21−22 октября 2010 г.).
- Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы и перспективы в преподавании математики» (Россия, г. Курск, ЮЗГУ, 2−4 ноября 2010 г.).
- V Международная научная конференция «Математика. Образование. Культура», посвященная 75-летнему юбилею В.М. Монахова (Россия, г. Тольятти, ТГУ, 26−28 апреля 2011 г.).
- Международная научно-методическая конференция «Обучение фрактальной геометрии и информатике в вузе и школе в свете идей академика А.Н. Колмогорова» (Россия, г. Кострома, КГУ, 7−9 декабря 2011 г.).
- II Международная конференция памяти Г. В. Дорофеева «Традиции гуманизации в образовании» (Россия, г. Москва, МПГУ, 21 июня 2012 г.).
- XXXI Всероссийский семинар преподавателей математики высших учебных заведений «Проблемы преподавания математики в школе и вузе в условиях реализации новых образовательных стандартов», посвященный 25-летию семинара (Россия, г. Тобольск, ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 26−29 сентября 2012 г.).
- Международный форум «Электронное образование: от настоящего к будущему» (Россия, г. Ижевск, 12−14 ноября 2013 г.).
- III Международная конференция памяти Г. В. Дорофеева «Традиции гуманизации в образовании» (Россия, г. Москва, МПГУ, 23 июня 2014 г.).
- Mathematics and ICT application sphere. New training technologies: International conference (Azerbaijan, Ganja, Gyandzhinsky state university, june 05−06, 2014).
- 7th International conference «Inverse Problems: Modeling and Simulation (IPMS-2014) (Turkey, Fethiye, May 26−31, 2014).
- XXXIV Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Концепция развития математического образования: проблемы и пути реализации» (Россия, г. Калуга, Калужский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации, 25−27 сентября 2015 г.).
- Седьмая международная молодежная научная школа-конференция «Теория и численные методы решения обратных и некорректных задач», посвященная 90-летию со дня рождения академика Гурия Ивановича Марчука (Россия, г. Новосибирск, Академгородок, 19−24 октября 2015 г.).
- International Conference on Advancements in Mathematical Sciences (Turkey, Antalya, 5−7 November 2015).
- The Third International Conference on Analysis and Applied Mathematics (ICAAM 2016) (Kazakhstan, Almaty, Institute of Mathematics and Mathematical Modelling, September 7−10, 2016).
- Международная научная конференция «Современные проблемы математической физики и вычислительной математики», приуроченная к 110-летию со дня рождения академика А.Н. Тихонова (Россия, г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 31 октября-3 ноября 2016 г.).
- II международная научно-практическая конференция «Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации», посвященная 125-летию видного российского методиста-математика П.А. Ларичева (Россия, г. Вологда, ВоГУ, 16−18 февраля 2017 г.).
- Международный форум по математическому образованию «Н.И. Лобачевский и математическое образование в России», посвященный 225-летию Н.И.Лобачевского (Россия, г. Казань, КФУ, 18−22 октября 2017 г.).
- II Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 14−15 декабря 2018 г.).
- Международная конференция «Классическая и современная геометрия», посвященная 100-летию со дня рождения В.Т. Базылева (Россия, г. Москва, МПГУ, 22−25 апреля 2019 г.).
- The International conference «Modern problems of mathematics and mechanics». Devoted to the 60-th anniversary of the Institute of Mathematics and Mechanics of National Academy of Sciences of Azerbaijan (Azerbaijan, Baku, Institute of Mathematics and Mechanics, October 23−25, 2019).
- III Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения математике, информатике и физике в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 10−11 декабря 2019 г.).
- Международная научная конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования», посвященная 180-летию педагогического образования в г. Ельце (Россия, г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 25−27 сентября 2020 г.).
- IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве», посвященная 75-летию факультета физики, математики, информатики Курского государственного университета (Россия, г. Курс, КГУ, 16−17 декабря 2020 г.).
- V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 16−17 декабря 2021 г.).
- VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения математике в школе и вузе: от науки к практике» (к 80-летию со дня рождения В.А. Гусева) (Россия, г. Москва, МПГУ, 18−19 ноября 2022 г.).
- VI Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 15−16 декабря 2022 г.).
- VII World Congress of Turkic World Mathematicians (TWMS Congress-2023) (Kazakhstan, Turkestan, International Kazakh-Turkish University named after Khoja Ahmed Yasawi, 20−23 September 2023).
- XV международная молодежная научная школа-конференция «Теория и численные методы решения обратных и некорректных задач», посвященная 85-летию академика РАН В.Г. Романова (Россия, г. Новосибирск, Академгородок, 30 октября — 6 ноября 2023 г.).
- Всероссийский съезд учителей и преподавателей математики, посвященный 270-летию со дня основания Московского университета (Россия, г. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 23−24 ноября 2023 г.).
- Международный съезд математиков (Россия, г. Москва, Академия Министерства Просвещения Российской Федерации, 23−24 ноября 2023 г.).
- II Международный форум для педагогов и исследователей в области математики «Градиент» «Развитие математического образования: от содержимого к содержанию» (Россия, г. Москва, МГПУ, 25−27 января 2024 г.).
- X международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» (Россия, г. Елец, ЕГУ им. И.А. Бунина, 20 — 22 сентября 2024 г.).
- 43-й Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Математическая подготовка в школе и вузе: содержание и технологии» (Россия, г. Сыктывкар, СГУ им. Питирима Сорокина, 26−28 сентября 2024 г.).
- III Всероссийский форум для педагогов и исследователей в области математики «Градиент» (Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, АГУ, 22−25 октября 2024 г.).
- Межрегиональная конференция «Врата учености», посвященная 355-летию со дня рождения известного российского математика, педагога, автора первого печатного учебника «Арифметика» Леонтия Филипповича Магницкого (Россия, Республика Адыгея, г. Майкоп, Адыгейский республиканский институт повышения квалификации, 31 октября 2024 г.).
- VIII Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 2 декабря 2024 г.).
- IX Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики обучения физико-математическим и техническим дисциплинам в современном образовательном пространстве» (Россия, г. Курс, КГУ, 28−29 марта 2025 г.).
- Всероссийская научно-методическая конференция «Инновационные подходы к повышению качества естественно-научного и математического образования: модернизация, интеграция и цифровая трансформация» (Россия, г. Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО, 22 апреля 2025 г.)
- Международная научно-практическая конференция «Математическое моделирование и новые образовательные технологии в математике» (Беларусь, г. Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина, 24−26 апреля 2025 г.).
- XI международная научно-практическая конференция «Фундаментальные проблемы обучения математике, информатике и информатизации образования» в рамках Международного научно-образовательного форума «Математика. Информатика. Образование» (Россия, Республика Северная Осетия-Алания, Ирафский район, с. Дзинага, турбаза «Дзинага», 29 июня 2025 г. — 05 июля 2025 г.).
- 44-й Международный научный семинар преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов «Творчество студентов и школьников в области математики и информатики и методы его развития» (Беларусь, г. Минск, БГПУ имени Максима Танка», 25−27 сентября 2025 г.).
SPIN-код: 7786−7720, AuthorID: 496 287
В 1986 году с отличием закончил факультет механики и прикладной математики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова по специальности «Прикладная математика» с квалификацией «Математик»; очную аспирантуру при Новосибирском государственном университете в 1991 году.
Кандидатская диссертация на тему «Вопросы разрешимости некоторых обратных задач электродинамики» по специальности
Ученое звание доцента по специальности
Докторская диссертация на тему «Теоретические и методические основы обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в условиях гуманитаризации высшего математического образования» по специальности
Ученое звание профессора по кафедре информатизации образования присвоено ВАК при Министерстве образования и науки РФ в 2012 году.
Математическое образование: содержание и методы обучения математике в школе и вузе; обучение в вузе прикладной математике; теория и методика обучения студентов вузов обратным задачам для дифференциальных уравнений; внедрение цифровых технологий в вузовский процесс обучения математике.
Получены научные результаты по обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Разработана теория и методика обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Выявлен гуманитарный и научно-образовательный потенциал обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений.
Выявлен вклад обучения обратным задачам для дифференциальных уравнений в гуманитаризацию и фундаментализацию прикладного математического образования.
Под научным руководством В. С. Корнилова подготовлено 2 кандидата наук и 6 докторов философии PhD.
Является автором 390 научных и учебно-методических работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе 12 монографий и 43 учебно-методического пособия.
Участвовал в работе 170 всесоюзных, всероссийских и международных конференций и съездов, посвященных обратным задачам математической физики, прикладной математике, содержанию и методам обучения математике в школе и вузе, актуальным вопросам внедрения информационных технологий в вузовский процесс обучения математике.
Работа в научных, педагогических обществах.
Являлся экспертом Всероссийского конкурса педагогического мастерства по применению электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе «Формула будущего— 2011»; экспертом конкурса «Ярмарка идей» окружного управления образования и префектуры Юго-Западного административного округа города Москвы; членом жюри XXV научно-практической конференции учащихся «Ломоносовские чтения-2015» (Гимназия 1530 «Школа Ломоносова» города Москвы);
членом экспертного совета ежегодного Инженерно-исторического форума «Леманские чтения» (ГБОУ города Москвы «Школа № 1384 имени А.А. Леманского»; исполнителем гранта Министерства образования и науки Российской Федерации по Федеральной целевой программе модернизации педагогического образования (2014−2015 гг.).
Является членом диссертационного совета:
Является:
— заместителем главного редактора журнала «Вестник МГПУ». Серия «Информатика и информатизация образования»;
— членом редакционной коллегии журнала «Вестник Российского университета дружбы народов». Серия «Информатизация образования»;
— членом редакционной коллегии журнала «Вестник Международного Казахско-Турецкого университета им. Х. А. Ясави» (г. Туркестан, Республика Казахстан);
— членом редакционной коллегии журнала «Актуальные вопросы преподавания математики, физики и информатики» (г. Кызылорда, Республика Казахстан).
Международное сотрудничество в области образования.
Исполнитель гранта ТЕМПУС-ТАССИС Евросоюза «Информатизация вузовской библиотечной системы» (1998 г.): Университет им. Эразма Роттердамского (г. Роттердам, Нидерланды); Коммерческий Университет им. Луиджи Боккони (г. Милан, Италия); Казахский национальный педагогический университет им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан).
В 2011 году по приглашению Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (г. Астана, Республика Казахстан) преподавал в Международной зимней школе «Современные информационно-коммуникационные технологии по отраслям применения». Выпущен лазерный диск «Золотой фонд лекций Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева» с лекциями В. С. Корнилова, прочитанных в рамках международного проекта «e-Академический зал» (Диск 7, 2011 г.).
В 2014 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по численным методам для студентов Института математики, физики и информатики данного университета.
В 2015 году по приглашению Казахского национального педагогического университета им. Абая (г. Алматы, Республика Казахстан) прочитал курс лекций по инновационным процессам в образовании для PhD докторантов института математики, физики и информатики данного университета.
Исполнитель научного проекта Министерства образования и науки Республики Казахстан «Информатизация математического образования как фактор совершенствования подготовки будущего учителя математики к профильному обучению в школе» (2013−2015 гг.).
5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания (математика)
09.04.02 Информационные системы и технологии, «Архитектор цифрового пространства»
44.04.01 Педагогическое образование, «Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании»
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Информатика и английский язык»
44.03.01 Педагогическое образование, «Информатика»
44.03.01 Педагогическое образование, «Математика»