Top.Mail.Ru
Мачехина Ольга Николаевна

Мачехина Ольга Николаевна

Должность: Профессор

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук


MachekhinaON@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
- Основы педагогики и открытого образования
- Форматы тьюторской работы: события
Научно-преподавательский стаж
17 лет
Заслуги, награды
  • Почётный работник сферы образования Российской Федерации Присвоено за значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд. Приказ Минобрнауки России от 2 апреля 2018 г. № 162/к-н
  • Член-корреспондент Международной академии образования. Присвоено решением учёного совета и президиума академического сообщества Международной академии образования 27.12.2017
Уровень образования, квалификации
1990 - МГПИ им. В.И. Ленина, учитель истории и обществоведения
1994 - ВКИЯ при Министерстве иностранных дел РФ, преподаватель английского языка
2004г - ГОУ ВПО Московский институт открытого образования – менеджер в образовании
Общий стаж
36 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
2019 г. – «Совершенствование компетенций в области научно-исследовательской и педагогической деятельности». – ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО». – 36 часов;
2018 г. – «Разработка массовых он-лайн курсов: теория и практика», Coursera, МФТИ – 72 часа.
2018 г. – «Решение творческих задач. Методология и инструменты» - Высшая школа экономики – 16 часов.
2017 г. – «Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении  ГИА по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования. История. ОГЭ.» - ФИПИ. - 72 часа;
2016 г. – «Теория и практика организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС на основе государственно-общественного управления» - 72 часа;
2015 г.– стажировка в образовательных организациях стран Прибалтики и Северной Европы по вопросам организации дополнительного образования взрослых – 8 EAP/ 208 ак.ч.;
2014 г. – сертификат международной ассоциации тьюторов ITA –  10 EAP/ 260 ак.ч.;
2011 и 2012 гг. – курсы повышения квалификации в сфере  гражданского образования на базе департамента образования Совета Европы - 6 EAP/ 156 ак.ч.
Основные публикации

Автор 85 научных публикаций, общим объёмом 69,5 п.л., из них 38 публикаций в рецензируемых журналах ВАК Министерства науки и высшего образования РФ, 2 монографии, 3 публикации в базах данных Scopus и Web of Science. Авторский банк источников на иностранных языках (более 200 источников).

Статьи в рецензируемых журналах ВАК Министерства науки и высшего образования РФ:

  1. Мачехина, О. Н. Реактивная модернизация национальной школы: пандемия COVID-19 как вызов системе среднего образования // Наука и школа. — 2020. -№ 4. — С. 54−61 (0,75 п.л.).
  2. Богуславский, М.В. Реализация потенциала гуманистической педа-гогики в дидактике онлайн образования / БогуславскийМ.В., Мачехина О.Н. // Образование и общество. — 2020. — № 4 (123). — С. 9−15 (0,7 п.л., авт. вклад 50% - 0, 35 п.л.).
  3. Мачехина, О.Н. Первое десятилетие XXI в. в развитии отечествен-ной общеобразовательной школы: ретроспективный анализ // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2020. — № 4. — С. 64−73 (0,89 п.л.).
  4. Мачехина, О.Н. Соотношение модернизации и реформ образования в зарубежных странах (общий обзор) // Известия Волгоградского государ-ственного педагогического университета. — 2019. — № 8 (141). — С. 93−100 (0,92 п.л.).
  5. Мачехина, О.Н.Модернизация образования как явление и предмет исследований // Modern Humanities Success. — 2019. — № 1. — С. 27−34 (0,93 п.л.).
  6. Мачехина, Н.А. Использование информационных технологий в дея-тельности педагога как направление трансформации дидактики среднейшколы / Н.А. Мачехина, О.Н. Мачехина // Школьные технологии. — 2019. — № 3. —  С. 14−21 (0,89 п.л., авт. вклад 70% - 0, 62 п.л.).
  7. Мачехина, О.Н. Сравнительный анализ основных компонентов мо-дернизации и реформ образования в зарубежных странах (общий обзор) //Известия Южного федерального университета. —  2018. — № 6. — С.33−43 (1,44 п.л.).
  8. Мачехина, О.Н. Преподавание истории в условиях диджитализации // Преподавание истории в школе. — 2018. — № 3. — С. 56−59 (0,29 п.л.).
  9. Мачехина, О.Н. Соотношение теории и практики в преподавании истории в условиях общества знания // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 9. — С. 71−74 (0,52 п.л.).
  10. Мачехина, О.Н. Педагогические модели обучения истории в усло-виях глобализации: опыт анализа // Преподавание истории в школе. — 2017. — № 8. — С. 32−35 (0,52 п.л.).
  11. Мачехина, О.Н. Использование генетического подхода в педагоги-ческих исследованиях // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2017. — Т.1, № 5. — С. 12−140 (0,86 п.л.).
  12. Мачехина, О.Н. Образовательные реформы в странах БРИКС: осо-бенности и специфика // Общество. Среда. Развитие. — 2017. — № 1 (42). -С. 68−73 (1,44 п.л.).
  13. Мачехина, О.Н. Средняя школа в Японии // Педагогический журнал Башкортостана. — 2017. — № 1(68). — С. 37−44 (0,92 п.л.).
  14. Мачехина, О.Н. Интеграция общего и дополнительного образова-ния как одно из направлений модернизации российского образования (на примерег. Москвы) // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 7. — С. 14−19 (0,52 п.л.).
  15. Мачехина, О.Н. Реформирование общеобразовательной школы Германии в контексте государственной модернизации системы образования: прошлое, настоящее, будущее // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 6 (33). — С. 100−111 (0,98 п.л.).
  16. Мачехина, О.Н. Реформы общеобразовательных школ скандинав-ских стран // Педагогика. — 2016. — № 7. — С. 89−96. — (1,09 п.л.).
  17. Мачехина, О.Н. Процесс реформирования общеобразовательной школы Великобритании на рубеже ХХ-XXI веков // Ценности и смыслы. — 2016. — № 3 (43). — С. 132−141 (0,58 п.л.).
  18. Мачехина, О.Н. Реформы общего школьного образования в по-следней трети ХХ — начале ХХI веков во Французской республике // Отече-ственная и зарубежная педагогика. — 2016. — № 1 (28). — С. 111−121 (0,81 п.л.).
  19. Мачехина, О.Н. Школа и общество: причины и направления ре-формирования американской общеобразовательной школы (последняя треть XX — начало XXI века) // Ценности и смыслы. -2015. — № 6 (40). — С. 4−5 (0,81 п.л.).
  20. Мачехина, О.Н. Использование активных методов обучения и ин-дивидуального опыта для освоения специальных компетенций педагога старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2015. — Т. 3. — № 5. -С. 18−21 (0,58 п.л.).

Статьи в международных реферативных базах данных Web of Science и Scopus

  1. Machekhina, O.N. Genetic approach to the school didactics analysis: the experience of applications // The European Proceedings of Social & Behav-ioural Sciences (EpSBS), 2018. — Р. 420−426 (0,86 п.л.).
  2. Machekhina, O.N. Digitalization of education as a trend of its moderni-zation and reforming // Espacios. — 2017. — Vol. 38 (№ 40). — P. 26−30 (0,52 п.л.).
  3. Machekhina, O.N. Globalization of education: the experience of retro-spective complex analysis // SHS Web of Conferences 2016. — Vol. 29. — P. 1 047 (0,92 п.л.).

Монографии:

  1. Мачехина, О.Н. Актуальные тенденции развития дидактики в усло-виях современных трансформационных процессов: монография / О.Н. Мачехина. — М.: Тип. МПГУ, 2019. — 178 с. (11,1 п.л.).
  2. Мачехина, О.Н. Эволюция дидактики в зарубежной теории и прак-тике школьного образования в конце XX — начале XXI веков: опыт комплексного анализа: монография / О.Н. Мачехина. — М.: Наука, 2018. — 230 с. (13,23 п.л.).
  3. Сергеева, М.Г.Научные основы социализации личности в условиях глобализации и информатизации общества: монография / М.Г. Сергеева, Н.Н. Беденко, О.Н. Мачехина. — М.: РУДН, 2017. — 152 с. (8,74 п.л., авт вклад 30% - 2,62 п.л.).

Публикации в сборниках научных трудов:

  1. Мачехина, О.Н. Эволюция национальной средней школы: волны модернизации // Проблемы и перспективы развития современного образо-вания в контексте его историко-педагогической интерпретации: сб. науч. тр.Междунар. науч.-практ. конф. — XXXIII сессии Науч. совета по проблемам истории образования и пед. науки при отд. философии образования и теор. педагогики РАО. 29−30 ок тября 2020 г. / под ред. чл.-кор. РАО, проф.М.В.Богуславского, проф. РАО С.В.Куликовой. — Волгоград: РИЦ ВГАПО, 2020. — С. 338−341(0,98 п.л.).
  2. Мачехина, О.Н. Педагогический франчайзинг как фактор развития практики общения в рамках диалога культур // Диалог культур. Культура диалога: от конфликта к взаимопониманию: материалы Второй Междунар. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. Л.Г. Викуловой. — М.: МГПУ: НВИ: Языки народов мира, 2020. -С. 131−134 (0,4 п.л.).
  3. Мачехина, О.Н. Прогностика процессов модернизации образования: глобализационный аспект // Непрерывное образование в контексте идеи Будущего: новая грамотность: сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. / сост. Н.И. Шевченко. — М.: МГПУ, 2020. — С. 70−74 (0,45 п.л.).
  4. Ермолаева, Ж.Е. Использование ресурсов образовательной медиасреды для решения дидактических задач в учебном процессе / Ж.Е. Ермолаева, О.Н. Мачехина // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII Междунар. конф. / под ред. В.П. Галенко, Н.А. Лобанова. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. — С. 163−165 (0,25 п.л.).
  5. Мачехина, О.Н. Educational reforms: search for scientific foundations // Будущее образования: Сборник эссе по глобальному образованию в рам-ках проекта ЮНЕСКО «Futures of Education». — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2019. — С. 55−57 (0,21 п.л.).
  6. Мачехина, О.Н. Новая дидактическая парадигма развития технологий непрерывного образования в цифровой реальности // Работа с будущим в контексте непрерывного образования: сб. науч. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Московский городской педагогический университет: А-Приор, 2019. — С. 74−80. — (0,65 п.л.).
  7. Мачехина, О.Н. Современное состояние теорий реформирования образования // Тенденции развития образования. Качество образовательных результатов и образовательные реформы: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Дело, РАНХиГС, 2019. — С. 69−77 (0,55 п.л.).
  8. Мачехина, О.Н. Средняя общеобразовательная школа как дидактическая основа непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: сб. материалов XVI Всерос. науч. конф.: в 2 т. — Ростов н/Д.: Южный федеральный университет, 2018. — С. 500−504 (0,25 п.л.).
  9. Мачехина, О.Н. Тенденции развития школьной дидактики в свете сравнительно-педагогических исследований // Образовательное пространство в информационную эпоху: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2018. -С. 98−107 (0,85 п.л.).
  10. Мачехина, О.Н. Диджитализация процессов модернизации и ре-формирования в образовании: компаративный анализ // Интерактивное образование. — 2018. — № 5. — С. 2−9 (0,71 п.л.).
  11. Мачехина, О.Н. Российская общеобразовательная средняя школа в аспектах модернизации и реформирования на современном этапе // Вестник образования России. — 2018. — № 12. — С. 3−9 (0,6 п.л.).
  12. Мачехина, О.Н. Операциональный подход как форма педагогического дизайна образовательного процесса: на примере международной школы Авенюс (США) // Непрерывное образование: эффективные практики и перспективы развития: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. — М.: Московский городской педагогический университет: А-Приор, 2018. — С. 30−310 (0,46 п.л.).
  13. Мачехина, О.Н. Системные проблемы развития образования в условиях глобализационных рисков // Стратегия развития образовательного пространства в условиях глобальных рисков: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2017. — С. 152−159 (0,58 п.л.).
  14. Мачехина, О.Н. Развитие непрерывного образования: тенденции и перспективы // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 15-й (юбилейной) Междунар. конф. / под науч. ред.Ж. О. Жилбаева, Н. А. Лобанова. Вып. 15. — Астана: НАО им. И. Алтынсарина, 2017. — Ч. IІ. — С. 416−422 (0,35 п.л.).
  15. Мачехина, О.Н. Подходы к интеграции ИКТ в школьное образование и практические формы их реализации в условиях информатизации // Со-держание и методы обновляющегося образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: сб. науч. тр. Междунар. науч.-теор. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Исаака Яковлевича Лернера: в 2 т. — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2017. — С. 60−66 (0,46 п.л.).
  16. Мачехина, О.Н. Интеграция формального и неформального образования в условиях глобализации: опыт комплексного анализа // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы второго этапа 15-й Междунар. науч.-практ. конф. — Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. — С. 180−182 (0,46 п.л.).
  17. Мачехина, О.Н. Систематизация аксиологических аспектов модернизационных процессов в российском образовании // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: матери-алы 14-й Междунар. науч.-практ. конф. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2016. -С. 272−277 (0,52 п.л.).
  18. Мачехина, О.Н. Средняя школа стран юго-восточной Азии на при-мере национальных школ государств «Азиатских тигров» (Китай, Южная Корея, Сингапур) // Вестник Академии педагогических наук Казахстана. — 2016. — № 3 (май-июнь). — С. 3−15 (1,21 п.л.).
  19. Мачехина, О.Н. Ценности в школьном обучении: опыт анализа за-рубежных подходов // Конференциум АСОУ: сб. науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. — 2016.- № 2. — С. 323−334. (0,9 п.л.).
  20. Мачехина, О.Н. Начальное профессиональное образование как объект реформирования школы в странах Европы в конце ХХ — начале ХХI вв. // Методология профессионального образования: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Ю. Ломакиной. — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. — С. 505−508 (0,98 п.л.).
  21. Мачехина, О.Н. Глобализация образования: опыт ретроспективного комплексного анализа // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016): сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Ивановой. — М.: Ин-т стратегии развития образования РАО, 2016. — С. 167−175 (0,92 п.л.).

ДОСТИЖЕНИЯ В НАУЧНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Проведение научного исследования по теме «Модернизация отечественного и зарубежного общего образования в конце ХХ — начале ХХI вв. (историко-компаративистский анализ)», научный консультант, член-корр.РАО, профессор М.В. Богуславский.
  2. Автор технологии разработки метапредметных заданий на основании мыслительных операций.
  3. Автор и разработчик технологии развития креативного и критического мышления «Образовательный фотобиеннале».
  4. Разработчик ресурсно-контекстного подхода к стратегическому проектированию развития школы. Руководитель проектных групп по разработке программ развития для 43 московских школ, за период с 2009 по 2018 гг.
  5. Соавтор лицензионного продукта: Технология медиапроектирования и инструментарий развития читательской грамотности [Электронный ресурс] / Мачехина О. Н., Севостьянова Е. Б.; М.: ФГБНУ «ИСРО РАО», 2017. — CD-ROM. — № гос. регистрации № АААА-Г17−617 030 110 099−1 от 01/03/17.
  6. Автор и разработчик алгоритма составления технологической карты учебного занятия на основании выбора стратегии взаимодействия учителя и обучающихся.
  7. Соавтор учебника по гражданскому образованию «Сивика». Фонд «Сивитас», М.: 2007−2012.
  8. Активный участник ассоциации учителей истории и обществознания, ассоциации исследователей образования; учитель обществознания и английского языка; опыт подготовки к ЕГЭ по обществознанию (результаты учеников 75−98%).
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
44.04.01, Педагогическое образование, "Тьюторство в сфере образования"