Top.Mail.Ru
Патаракин Евгений Дмитриевич

Патаракин Евгений Дмитриевич

Должность: Профессор департамента информатики, управления и технологий

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, доцент


patarakined@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Информационные системы
Основы компьютерного моделирования
Методы анализа больших данных
Облачные технологии
Социально-экономическая статистика и эконометрика
Информационно-коммуникативные технологии в научной деятельности
Технологии и инструменты цифрового образования
Методы информационного анализа текста
Визуализация данных в образовании
Сетевые образовательные сообщества: анализ больших данных
Научно-преподавательский стаж
26 лет
Заслуги, награды
  • Почетная грамота Министерства Образования РФ 2001 г. ,
  • Почетная грамота Академии Наук РФ 1999.
Уровень образования, квалификации
1984 - ННГУ по специальности биология, преподаватель химии и биологии, 1993 - кандидат педагогических наук. Диссертация «Развитие обучения информатике с целью повышения навыков структурирования научного знания личного опыта». Специальность 13.00.02, 2017 доктор педагогических наук. Диссертация «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования», Специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). Совет Д 850.007.06, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Департамента образования города Москвы, дата защиты 28 сентября 2017 г.
Направление подготовки (или специальность)
биология, преподаватель биологии и химии
Общий стаж
38 лет
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года)
Приглашенный исследователь в Concord Consortium по программе RSEP-2003. Январь - май 2003, Старшие преподаватели курса Intel TEO Summit, June 18-23 in Atlanta, GA, 2007
Основные публикации
  1. Korchak, A. E., Patarakin, E. D., & Costley Ja. (2025). Exploring the use of generative artificial intelligence by university students: A systematic literature review. Rudn Journal of Informatization in Education, 22(1), 37−57. doi.org/10.22 363/2312−8631−2025−22−1-37−57
  2. Патаракин, Е. Д., & Шишков, М. С. (2025). Проектирование образовательных практик на основе многоагентного подхода. Искусственные Общества, 20(1). doi.org/10.18 254/S207751800033922−3
  3. Патаракин, Е. Д., Кутузов, А. И., & Дворецкая, И. В. (2025). Мультимодальная учебная аналитика: Библиометрический и онтологический анализ. Образование и наука, 27(7), 33−71. doi.org/10.17 853/1994−5639−2025−7-33−71
  4. Патаракин, Е. Д. (2024). Изучение и моделирование совместной деятельности в сетевых сообществах. Московский городской педагогический университет. www.elibrary.ru/item.asp?id=80 440 334
  5. Патаракин, Е. Д. (2022). Игровое поле вычислительной дидактики. В Современная «цифровая» дидактика (сс. 35−70). Общество с ограниченной ответственностью «ГринПринт». elibrary.ru/item.asp?id=54 099 495
  6. Парандекар, С., Патаракин, Е. Д., & Яйла, Г. (2020). Современный аспект универсальной инструментальной грамотности: Программирование. В М. С. Добрякова & И. Д. Фрумин (Ред.), Универсальные компетентности и новая грамотность: От лозунгов к реальности (Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», сс. 371−394). Изд. дом Высшей школы экономики. doi:10.17 323/978−5-7598−2177−9
  7. Patarakin, E., Burov, V., & Yarmakhov, B. (2019). Computational Pedagogy: Thinking, Participation, Reflection. В T. Väljataga & M. Laanpere (Ред.), Digital Turn in Schools—Research, Policy, Practice (сс. 123−137). Springer. https://doi.org/10.1007/978−981−13−7361−99
  8. Parandekar, S. D., Patarakin, E., & Yayla, G. (2019). Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital (с. 151). World Bank. openknowledge.worldbank.org/handle/10 986/36726
  9. Патаракин, Е. Д. (2017). Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования [Московский городской педагогический университет]. https://www.mgpu.ru/wp-content/uploads/2017/10/1 495 453 657-AvtoreferatPatarakin.pdf

Cписок публикаций автора на сайте eLibrary.ru

SPIN РИНЦ: 7044−4695

ORCID: 0000−0002−1216−5043

ResearcherID: S-4492−2019

Scopus AuthorID: 8 388 917 200

Индекс Хирша — 16

  1. ИЗУЧЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕТЕВЫХ СООБЩЕСТВАХ (монография) Ссылка на публикацию
О себе

1984 — ННГУ по специальности биология, преподаватель химии и биологии.

1993 — кандидат педагогических наук. Диссертация «Развитие обучения информатике с целью повышения навыков структурирования научного знания личного опыта». Специальность 13.00.02 2017 доктор педагогических наук. Диссертация «Педагогический дизайн совместной сетевой деятельности субъектов образования», Специальность: 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки). Совет Д 850.007.06, ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет» Департамента образования города Москвы, дата защиты 28 сентября 2017 г.

Опыт работы:

  • Институт Цифрового Образования МГПУ, профессор департамента информатики, управления и технологий с 2022 года. Руководитель проекта «Исследование использования технологий совместной работы со знаниями в образовании на примере wiki технологий».
  • Институт Образования ВШЭ. Профессор, академический руководитель программы «Цифровая трансформация образования с 2019 года.
  • Институт Системных проектов МГПУ. Ведущий научный сотрудник с 2016 г. Руководитель проектов «Разработка модели формирования и сопровождения педагогических сообществ как ресурса обсуждения и реализации городской образовательной политики» (2016 — 2017), «Разработка и апробация модели государственно-общественного управления образованием (на примере деятельности общественных объединений системы столичного образования)» (2017 — 2018).
  • Всемирный Банк. Консультант проекта «Children Learning to Code: Essential for 21st Century Human Capital» (2018 — 2020).
  • OOO ВикиВот! Директор по технологиям работы с сетевыми сообществами с 24 апреля 2011 г. по апрель 2019 г.
  • Фонд Общественное Мнение. Ведущий специалист с 1 апреля 2009 г. по апрель 2011 г.
  • Нижегородский государственный педагогический университет Доцент кафедры информатики с 2004 года по 1 сентября 2015 г.
  • Научный руководитель медиалаборатории НГПУ с 2008 года, руководитель проекта «Исследование среды повсеместного мобильного обучения», Аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», с 2009 г. по 2011 г.
  • Concord Consortium 2003, Regional Scholar Exchange Program, Concord, MA, USA. Изучение региональных сетевых сообществ США, анализ различных форм взаимодействия образовательных медиа каналов;
  • Институт программных систем РАН. Заведующий лабораторией учебных коммуникаций с 1995 г. по 2009 г.
  • Руководитель более 25 проектов, получивших поддержку российских и зарубежных фондов. Программа Intel «Обучение для будущего». Эксперт и член организационно-методического совета с 2006 г. по 2014 г.
  • Координатор проекта «Летописи.ру» — letopisi.org с 2006 г. по настоящее время.
Область научных интересов

Совместная деятельность, сетевые сообщества, вики, агентное моделирование, Scratch, Snap!, Starlogo Nova, NetLogo, Semantic MediaWiki, цифровая трансформация образования