Top.Mail.Ru
Семёнова Мария Александровна

Семёнова Мария Александровна

Должность: Профессор департамента изобразительного, декоративного искусств и дизайна

Ученая степень и звание: Доктор педагогических наук, доцент


ул. Фабрициуса д.21

+7 (499) 493-98-41

SemenovaMAL@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Живопись, композиция.
Научно-преподавательский стаж
с 2004 года
Заслуги, награды

— Заслуженный работник культуры Московской области;

— председатель секции графики Московской областной общественной организации «Союз художников» (МОООСХ);

— руководитель секции акварельного искусства Евразийского художественного союза;

— член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования МАНПО;

— директор департамента графики в Российском Институте Международной Академии Квантового Искусства;

— председатель Оргкомитета международного фестиваля «Кубок России по художественному творчеству — Ассамблея Искусств»;

— лауреат и призер Russian Art Week 2009−2021 гг. в России, Италии, Испании, Литве, Словакии, Чехии, Болгарии, Испании, Польше, Румынии, Латвии и др.;

— грамота Министерства культуры Московской области;

— Благодарность Губернатора Московской области;

— дипломы и благодарности посольств России в Литве, Румынии, Польше, Испании и т. д.

Уровень образования, квалификации
Образование высшее.
Направление подготовки (или специальность)
Художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета в 1997 году по специальности изобразительное искусство и черчение, получила квалификацию — учитель изобразительного искусства.
Общий стаж
с 1990 года.
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года)
- База данных Scopus и ее использование при подготовке публикаций в международных журналах
- Проектирование и организация учебного процесса в условиях реализации ФГОС НОО
- Программа ДПО 3.0: от проектирования к реализации
- Организационные и психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования
- Профессиональная компетентность преподавателя в условиях реализации ФГОС 3++
- Сопровождение самостоятельной работы обучающихся и организация интерактивных форм взаимодействия со студентами по программам высшего образования
- Дистанционная работа преподавателя: сервисы и инструменты Microsoft Office 365/Teams
- Применение электронно-информационной среды в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Основные публикации

Личность учителя в формировании интереса к творчеству / М. А. Семенова // Художественное и художественно-педагогическое образование: анализ прошлого, оценка современного и вызовы будущего: Материалы Международной научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, посвящённой памяти ученого, педагога, художника В.В. Корешкова, Москва, 07 февраля 2024 года. — Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2024. — С. 23−25.

Теоретические основы композиции в образовательной парадигме художника / С. П. Рощин, М. А. Семенова, С. Е. Игнатьев, Е. С. Огорова // Искусство и образование. — 2024. — № 2(148). — С. 42−48.

Акварельные техники в эстетическом развитии младших школьников / М. А. Семенова, В. А. Карцева, С. Е. Игнатьев // Мир науки. Педагогика и психология. — 2024. — Т. 12, № 2. — С. 30.

Система выявления, поддержки и развития талантов детей и молодежи в области изобразительного искусства / М. А. Семенова // Большая конференция МГПУ: сборник тезисов. В 3 т., Москва, 28−30 июня 2023 года. Том 2. — Москва: Издательство ПАРАДИГМА, 2023. — С. 101−104.

Творческое воспитание студентов / С. Н. Петрина, М. А. Семенова // Bulletin of the International Centre of Art and Education. — 2023. — № 1. — С. 166−172.

Искусство акварели в художественно-эстетическом воспитании дошкольников / М. А. Семенова, М. А. Быковская // Вестник Вятского государственного университета. — 2022. — № 4(146). — С. 101−109. — DOI 10.25 730/VSU.7606.22.059.

Актуальный взгляд на природу и пути преодоления жизненных трудностей / Л. Е. Адамова, Н. Н. Азарнов, А. Н. Азарнова [и др.]. — Москва: Спутник, 2021. — 311 с. — ISBN 978−5-9973−5847−1. — DOI 10.25 633/5847−1.

Искусство пастельной живописи в подготовке студентов художественно-педагогических вузов / М. А. Семенова, Н. Н. Максаева // Bulletin of the International Centre of Art and Education. — 2021. — № 6. — С. 138−147.

Проблемы и достижения современной стрессологии / Р. А. Абдурахманов, В. С. Агапов, Л. Е. Адамова [и др.]. — Москва: ООО «Издательство «Спутник+», 2020. — 236 с. — ISBN 978−5-9973−5418−3. — DOI 10.25 633/5418−3.

Акварельная живопись. Секреты мастерства: учебно-методическое пособие / М. А. Семенова. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2020. — 84 с.

Aesthetic paradigm of art: A role in shaping human future / M. A. Semenova, M. A. Bykovskaya // Pedagogika. — 2020. — Vol. 138, No. 2. — P. 116−130. — DOI 10.15 823/p.2020.138.7.

Педагогическое проектирование в системе внутришкольного дополнительного образования / М. А. Семенова, Е. В. Дятлов // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2020. — № 3. — С. 25−29. — DOI 10.25 586/RNU.V925X.20.03.P.025.

Project Management as a Technology for Managing a Modern Educational Organization / L. Podymova, M. Khmelkova, M. Semyonova [et al.] // SHS Web of Conferences: International Scientific and Practical Conference «Theory and Practice of Project Management in Education: Horizons and Risks», Moscow, 17 апреля 2020 года. Vol. 79. — Moscow: EDP Sciences, 2020. — P. 3006. — DOI 10.1051/shsconf/20 207 903 006.

Значение развития творческих способностей в современном мире / Г. Ю. Николаева, М. А. Семенова // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения, инновации: cборник докладов и материалов II Национальной научно-практической конференции, Москва, 29−30 октября 2018 года / АНО ВО «Институт непрерывного образования». — Москва: Автономная некоммерческая организация высшего образования «Институт непрерывного образования», 2018. — С. 142−147.

Роль эстетического воспитания в гармоническом развитии личности ребёнка / М. А. Быковская, М. А. Семенова // Мир науки. — 2018. — Т. 6, № 1. — С. 42.

Роль социально-культурной среды семьи в развитии творческих способностей ребенка / М. А. Семенова, Д. О. Зацарная, Л. О. Зацарная // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. — 2018. — № 2. — С. 131−136. — DOI 10.25 586/RNU.V925X.17.10.P.131.

Психолого-педагогический аспект обучения графике детей дошкольного возраста / М. А. Быковская, М. А. Семенова // Мир науки. — 2017. — Т. 5, № 2. — С. 6.

Художественный образ в искусстве акварельной живописи / М. А. Семенова. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2016. — 180 с. — ISBN 978−5-243−433−6.

Стилевые особенности акварельной живописи… Искусства ХХ века в аспекте профессиональной подготовки педагогов-художников / М. А. Семенова // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: Экономические, гуманитарные и общественные науки. — 2016. — № 1. — С. 98−101.

Акварель. Эстетико-педагогический аспект / М. А. Семенова. — Москва: Ювента, 2013. — 171 с. — ISBN 978−5-85 429−681−6.

Практикум по работе водорастворимыми красками: Учебно-методическое пособие / М. А. Семенова. — Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. — 50 с.

Эстетика акварельной живописи в процессе формирования художественно-образного мышления педагогов-художников / М. А. Семенова // Письма в Эмиссия.Оффлайн. — 2012. — № 4. — С. 1781.

Об индивидуально-творческом содействии становлению педагога-художника / М. А. Семенова // Письма в Эмиссия.Оффлайн. — 2012. — № 7. — С. 1826.

Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи / М. А. Семенова // Начальная школа плюс До и После. — 2012. — № 9. — С. 82−86.

Цветообраз как структура и синтезирующая категория акварельной живописи и других видов искусств / М. А. Семенова // Педагогика искусства. — 2010. — № 2. — С. 202−212.

Искусство акварельной живописи в формировании профессионализма педагогов изобразительного искусства / М. А. Семенова // Педагогика искусства. — 2010. — № 4. — С. 232−239.

Мастер-класс как система творческого показа / М. А. Семенова // Педагогика искусства. — 2008. — № 4. — С. 98−127.

    О себе

    Ученая степень кандидата наук присуждена: присуждена диссертационным советом Омского государственного педагогического университета по защите диссертации «Развитие художественно-творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов в процессе занятий акварельной живописью на пленэре» 21 декабря 2006 г. № 7 и утверждена 15 июня 2007 г. ВАК (ДКН № 30 856).

    Ученое звание доцента присуждено: ученое звание доцента по кафедре живописи и композиции присвоено приказом при Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки 18 мая 2011 г. № 1262/578-д. Серия ДЦ № 39 766.

    Ученая степень доктора наук присуждена: присуждена диссертационным советом Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова по защите диссертации «Эстетика акварельной живописи в подготовке будущих педагогов-художников» 8 апреля 2015 г. № 12 и утверждена 15 сентября 2015 г. ВАК (ДНД № 1 506).

    Область научных интересов

    Современные проблемы изобразительного, декоративного искусства и дизайна. Актуальные вопросы художественного и эстетического воспитания детей и молодёжи.

    Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
    4.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
    44.03.05 Изобразительное искусство, дизайн мультимедиа. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    44.03.05 Театральное искусство, медиакоммуникации в креативных индустриях. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    44.03.01 Изобразительное искусство. Педагогическое образование
    44.04.01 Изобразительное и декоративное искусства. Педагогическое образование
    5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)