Top.Mail.Ru
Тарапата Виктор Викторович

Тарапата Виктор Викторович

Должность: Старший преподаватель

Ученая степень и звание: Кандидат педагогических наук


tarapata@mgpu.ru


Преподаваемые дисциплины
Информационные и телекоммуникационные технологии в образовании
Современные информационные технологии
Научно-преподавательский стаж
3 года
Заслуги, награды

Отмечен почетной грамотой Министерства Просвещения Российской Федерации за многолетний добросовестный труд и значительные заслуги в сфере образования, 26.05.2022 г.

Отмечен благодарностями:

  • Ректора МПГУ, д.п.н., члена-корреспондента РАО А. В. Лубкова за научные достижения в области педагогического образования;
  • Президента академика РАО Ю. П. Зинченко за активное участие в конкурсе молодых ученых в области наук об образовании;
  • Декана факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, д. ф-м.н., И. В. Аржанцева за подготовку студентов второго курса НИУ ВШЭ и Лондонского университета.

Профессиональные конкурсы и достижения:

  1. Победитель конкурса «Педагогический дебют», 2015 г.
  2. Лауреат конкурса «STEM-педагог года» по версии LEGO Education, 2016 г.
  3. Стипендиат стипендии им. К.Д. Ушинского в 2016—2017 уч. г.
  4. Победитель Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ среди студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования «Педагогический почин», 2017 г.
  5. Лауреат II степени конкурса МПГУ на лучшую научную работу студентов, 2017 г.
  6. Лауреат олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка», 2018 г.
  7. Полуфиналист конкурса «Учителя года Москвы — 2020», 2020 г.
  8. Победитель олимпиады «Новый учитель новой информатики. Перезагрузка 2020», 2020 г.
  9. Победитель конкурса «Урок информатики: углубленный уровень» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2020 г.
  10. Полуфиналист конкурса «Учителя года Москвы — 2021», 2021 г.
  11. Победитель VII метапредметной олимпиады «Московский учитель», 2021 г.
  12. Призер Всероссийской метапредметной олимпиады «Команда большой страны», 2021 г.
  13. Победитель конкурса на присуждение премий учителям за достижения в педагогической деятельности в городе Москве, 2022 г.
  14. Финалист конкурса «Наставник молодых педагогов 2024».
  15. Победитель преподавательского хакатона по информатике и искусственному интеллекту ГАОУ ДПО ЦПМ, 2024 г.
Уровень образования, квалификации
Высшее
Направление подготовки (или специальность)
050202 Информатика с дополнительной специальностью Математика (специалитет)
44.04.01 Педагогическое образование (магистратура)
44.06.01 Образование и педагогические науки (аспирантура)
Общий стаж
12 лет
Сведения о повышении квалификации (за последние 3 года)
1. ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» – Летняя школа для учителей информатики. – 16 ч. (29.12.2016 г. – 30.12.2016 г.) – МГУ № 007384, 30.08.2016 г.
2. ГБОУ г. Москвы ДПО ГМЦ ДОгМ – Формирование информационно-образовательной среды для организации учебных занятий в образовательной организации с использованием общегородской платформы электронных образовательных материалов. – 16 ч. (31.03.2017 г. – 25.04.2017 г.) – № 4068, 21.06.2017 г.
3. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет МИСиС» – Организация и методики обучения основам инженерной деятельности (проектно-ориентированное обучение). – 72 ч. – № 493/9, 05.12.2017 г.
4. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр технологической модернизации образования» ДОгМ – Основы работы в программе 3ds Max и на 3D-принтере. – 36 ч. (01.04.2017 г. – 29.04.2017 г.) – № 00.OP3D-max и 3DП.2016-2017.25.20, 2017 г.
5. ГБОУ г. Москвы ДПО (повышения квалификации) специалистов ГМЦ ДОгМ – Использование оборудования лабораторного комплекса инженерных классов в организации предпрофессионального образования. – 36 ч. (24.01.2018 г. – 05.03.2018 г.) – № 8849, 20.03.2018 г.
6. ГБОУ г. Москвы «Первый Московский Образовательный Комплекс» – Методика подготовки обучающихся к соревнованиям JuniorSkills и WSR Junior по компетенциям «Инженерный дизайн CAD» и «Прототипирование». – 18 ч. (25.01.2018 г. – 26.01.2018 г.) – № 001073/1, 2018 г.
7. ГАОУ ДПО г. Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования» – Проектный подход в развитии Московской школы: стратегии государственной политики в образовании. – 144 ч. (02.11.2018 г. – 19.03.2019 г.) – № 02298-18/19-В-2/25, 2019 г.
8. ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» – Цифровизация образования и методика электронного обучения. – 108 ч. (01.12.2020 г. – 14.12.2020 г.) – ДПО 3279, 15.12.2020 г.
9. ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» – Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве. – 18 ч. (05.02.2021 г. – 02.03.2021 г.) – № 03881-20/21-Б – 1 / 1199, 2021 г.
10. ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» – Подготовка членов государственной экзаменационной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в городе Москве. – 18 ч. (21.01.2022 г. – 31.03.2022 г.) – № 03881-21/22-Б-99/04, 2022 г.
11. Яндекс Практикум. – «Web-разработчик+» (full stack-разработчик). – 1180 ч. (октябрь 2022 г. – сентябрь 2024 г.) – Справка об обучении от 13.09.2024 г.
12. МГПУ «Методические подходы в подготовке к государственной итоговой аттестации» – 16 ч. (11.11.2024 г. – 12.12.2024 г.) – документ в процессе.
13. МГПУ «Особенности содержания и процесса обучения учащихся на элективном курсе «Программирование» в рамках городских образовательных проектов «IT-вертикаль» и «ИТ-класс в московской школе»». – 32 ч. (27.03.2025 г. – 23.04.2025 г.) – документ в процессе.
Основные публикации

Статьи ВАК

  1. Тарапата, В. В. Использование формирующего оценивания для поэтапного развития метапредметных умений в ходе реализации робототехнического проекта / Н. Н. Самылкина, В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 8 (151) октябрь. — С. 4−8.
  2. Тарапата, В. В. Робототехнические проекты в школьном курсе информатики / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 5 (148) июнь. — С. 52−56.
  3. Тарапата, В.В. Проектная культура школьника и этапы ее формирования / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2019. — № 3 (146) апрель. — С. 20 — 25.
  4. Тарапата, В. В. Лабораторные работы по основам микроэлектроники в углубленном курсе информатики X класса / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2018. — № 10 (143) декабрь. — С. 43 — 53.
  5. Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники «Асинхронный RS-триггер» в углублённом курсе информатики десятого класса / В. В. Тарапата // Информатика в школе. — 2017. — № 8 (131) октябрь. — С. 36 — 40.

Статьи в иных научных журналах и материалах научных и научно-практических конференций

  1. Тарапата, В. В. Пять уроков по робототехнике / В. В. Тарапата // Информатика. — 2014. — № 11 ноябрь — С. 12−25.
  2. Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углублённом курсе информатики в 10 классе «Двухразрядный последовательный сумматор» / В. В. Тарапата // Инновационные технологии в науке, технике, образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 17 марта 2017 года. — Саратов: ООО «Издательский центр „Научная книга“», 2017. — С. 53−55.
  3. Тарапата, В. В. Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углубленном курсе Информатики в 10 классе «Двухразрядный последовательный сумматор» [Электронный ресурс] // Сборник материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2017», МАКС Пресс — Москва, 2017. — URL: lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/11 247/uid147711_report.pdf (Дата обращения: 09.06.2019).
  4. Тарапата, В. В. Модель формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники [Электронный ресурс] // Сборник материалов Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2019», МАКС Пресс — Москва, 2019. — URL: lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2019/data/16 752/98573_uid147711_report.pdf (Дата обращения: 09.06.2019).
  5. Тарапата, В. В. Использование современных визуальных и текстовых сред программирования на уроках информатики как инструмент повышения эффективности формирования навыков алгоритмизации и программирования робототехнических и автоматизированных систем в основной школе // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 24 апреля — 12 мая 2020 г. / под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова [Электронное издание сетевого распространения]. — Москва: МПГУ, 2020. — 696 с. — URL: elibrary.ru/item.asp?id=44 186 196 (Дата обращения: 22.05.2025).

Учебные и учебно-методические пособия

  1. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Тайный код Сэмюэла Морзе / В. В. Тарапата. // М.: Лаборатория знаний, 2016. — 48 с. (РОБОФИШКИ).
  2. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Волшебная палочка / В. В. Тарапата, А. А. Салахова, А. В. Красных. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 48 с. (РОБОФИШКИ).
  3. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Крутое пике / Е. И. Рыжая, В. В. Удалов, В. В. Тарапата. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 92 с. (РОБОФИШКИ).
  4. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Домашний кассир / В. В. Тарапата // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 79 с. (РОБОФИШКИ).
  5. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Мотобайк / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Салахова. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 56 с. (РОБОФИШКИ).
  6. Тарапата, В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Ханойская башня / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Салахова. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 81 с. (РОБОФИШКИ).
  7. Тарапата, В. В. Конструируем роботов для соревнований. Робот — сумоист / В. В. Тарапата, А. В. Красных. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 60 с. (РОБОСПОРТ).
  8. Тарапата, В. В. Конструируем роботов для соревнований. Танковый роботлон / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Валуев. // М.: Лаборатория знаний, 2018. — 76 с. (РОБОСПОРТ).
  9. Тарапата, В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 109 с.
  10. Тарапата, В. В. «Технология 5 класс: учебное пособие в 2 ч. Ч. 1», / Д. Л. Харичева [и др.]; под ред. Е. Г. Врублевской, Л. Л. Босовой // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 144 с.
  11. Тарапата, В. В. «Технология: учебник для 7 класса», / Д. Л. Харичева [и др.]; под ред. Е.Г. Врублевской, Л.Л. Босовой // М.: Лаборатория знаний, 2017. — 195 с.
  12. Тарапата, В. В. Учимся вместе со Scratch. Программирование, игры, робототехника / В. В. Тарапата, Б. В. Прокофьев. // М.: Лаборатория знаний, 2019. — 228 с. (Школа юного программиста).
  13. Тарапата, В. В. ОГЭ 2020. Информатика: тренировочные варианты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина, Н. С. Волкова. // М.: Эксмо, 2020. — 208 с. (ОГЭ. Тренировочные варианты).
  14. Тарапата, В. В. Подготовка к ОГЭ по информатике. 9 класс / Л. Л. Босова, В. В. Тарапата, А. Ю. Босова и др. // М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 112 с.
  15. Тарапата, В. В. Информатика 8 — 11 классы. Практикум: в 2 ч. Ч. 1 / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, А. А. Салахова, В. В. Тарапата // Москва: Просвещение, 2021. — 144 с.
  16. Тарапата, В. В. Информатика 8 — 11 классы. Практикум: в 2 ч. Ч. 2 / Н. Н. Самылкина, И. А. Калинин, А. А. Салахова, В. В. Тарапата // Москва: Просвещение, 2021. — 144 с.
  17. Тарапата, В. В. Scratch. Программировать сможет каждый. / В. В. Тарапата // М.: Лаборатория знаний, 2025. — 296 с.

SPIN-код: 3436−6885, AuthorID: 902 002

Список публикаций автора на сайте eLibrary.ru

    О себе

    Преподаватель-исследователь, учитель информатики и астрономии.
    Ведущий методист серии «РОБОФИШКИ» и «РОБОСПОРТ».
    Научный редактор издательства «Лаборатория знаний».
    Автор учебных и учебно-методических пособий по программированию, образовательной робототехнике, информатике, инженерному и STE (A)M-образованию.
    Разработчик методики формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники.

    Участие в конференциях

    1. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования». — ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» г. Челябинск. — 02.12.2015 г. — «Робототехника в школьном курсе информатики».
    2. Первая научно-практическая конференция «Информационно-коммуникационные технологии в образовании „Инфокомитех-2015“». — ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» г. Сыктывкар. — 10.12.2015 г. — «Методические подходы к организации учебой деятельности по робототехнике. Концепция развития образовательной робототехники в основной школе».
    3. VIII Всероссийский робототехнический фестиваль «РобоФест 2016». — г. Москва. — 15.04.2016 г. — «Робототехника в школе: технологическая карта урока».
    4. Симпозиум по образовательной робототехнике в рамках Международного фестиваля робототехники «Робофинист». — г. Санкт-Петербург. — 24.09.2016 г. — «Современная школа: без роботов уже нельзя!».
    5. Летняя школа для учителей информатики в МГУ им. М. В. Ломоносова. — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. — 30.08.2016 г. — «Современная информатика — без роботов уже нельзя!».
    6. XVI Всероссийский педагогический марафон учебных предметов. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — 07.04.2017 г. — «Учебный проект как эффективный компонент системного образования».
    7. XXIV Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. — 11.04.2017 г. — «Лабораторная работа по основам микроэлектроники в углубленном курсе Информатики в 10 классе „Двухразрядный последовательный сумматор“».
    8. Московский международный форум «Город образования 2018». — г. Москва. — 01.09.2018 г. — «Методика обучения основам робототехники и прототипирования в школе».
    9. Университетская среда в МПГУ. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — 22.09.2018 г. — «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии. Что дальше?».
    10. XXVI Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова» г. Москва. — 04.04.2019 г. — «Модель формирования проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники».
    11. Московский международный форум «Город образования 2019». — г. Москва. — 31.08.2019 г. — «Инженерный класс: 3D-моделирование в старшей школе».
    12. Университетская среда в МПГУ. — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — 14.09.2019 г. — «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование с Fusion 360».
    13. Международная научно-практическая интернет-конференция «Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе». — ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». — 20.04.2020 — 26.04.2020. — «Использование современных визуальных и текстовых сред программирования на уроках информатики как инструмент повышения эффективности формирования навыков алгоритмизации и программирования робототехнических и автоматизированных систем в основной школе».

    Выступления и мастер-классы на городских, всероссийских и международных площадках в различных регионах РФ

    1. Мастер-класс «Организация проектной деятельности учащихся ступени основной школы (5−9 классы) с использованием робототехнических конструкторов» на Всероссийской научно-практической конференции «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования», г. Челябинск, 02 декабря 2015 г.
    2. Доклад «Методические подходы к организации учебной деятельности по робототехнике. Концепция развития образовательной робототехники в основной школе» на Первой Межрегиональной научно-практической конференции «Информационно-коммуникационные технологии в образовании „Инфокомитех-2015“», г. Сыктывкар, 10 декабря 2015 г.
    3. Доклад «Современная школа: без роботов уже нельзя!» на Симпозиуме по образовательной робототехнике в рамках Международного фестиваля робототехники «Робофинист», г. Санкт-Петербург, 24 сентября 2016 г.
    4. Выступление с лекцией «Современная информатика — без роботов уже нельзя!» в летней школе для учителей информатики в МГУ им. М.В. Ломоносова, 29−30 августа 2016 г.
    5. Выступление с лекцией «Учебный проект как эффективный компонент системного образования», XVI Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, 07 апреля 2017 г.
    6. Проведение регионального обучающего семинара на базе детского технопарка «Кванториум-33» для учителей информатики и ИКТ образовательных организация Владимирской области по теме: «Новые инструменты на уроках информатики: проекты, робототехника программирование на Scratch», 23 августа 2017 г.
    7. Выступление с лекцией «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии! Что дальше?», XVII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов, 04 апреля 2018 г.
    8. Проведение серии мастер-классов по применению средств 3D-моделирования и прототипирования в робототехнических проектах на Московском международном форуме «Город образования 2018», 02 сентября 2018 г.
    9. Проведение мастер-класса «Робототехника — от модного тренда до образовательной технологии. Что дальше?» в рамках проекта «От учителя к учителю: университетская среда в МПГУ», 22 сентября 2018 г.
    10. Проведение мастер-класса по инженерному 3D-моделированию на Московском международном форуме «Город образования 2019», 31 августа 2019 г.
    11. Проведение мастер-класса «Инженерное 3D-моделирование и прототипирование с Fusion 360» в рамках проекта «От учителя к учителю: университетская среда в МПГУ», 14 сентября 2019 г.

    Тема кандидатской диссертации: «Формирование проектной культуры школьников средствами образовательной робототехники», 2021 г.

    Область научных интересов

    Информатизация образования
    Методика обучения информатике
    Методические подходы к преподаванию астрономии
    Образовательная робототехника
    Педагогика высшей школы
    Программирование
    Содержание естественнонаучного образования
    STE (A)M-образование

    Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
    44.03.01 Педагогическое образование, «Информатика»
    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Математика и информатика»
    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Математика и физика»
    38.03.05 Бизнес-информатика, «Цифровые инновации в бизнесе»
    52.05.01 Актерское искусство, «Артист драматического театра и кино»
    39.03.01 Социология, «Прикладные исследования и анализ данных»
    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «Русский язык, литература»
    45.03.01 Филология, «Зарубежная филология (английский и немецкий языки и зарубежная литература)»
    46.03.01 История, «История»
    44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), «История, иностранный язык»