Top.Mail.Ru
Ушакова Елена Викторовна

Ушакова Елена Викторовна

Должность: И.о. директора института специального образования и психологии, начальник департамента общепрофессионального развития и коррекционной педагогики института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского

Ученая степень и звание: Кандидат психологических наук, доцент


Ushakova@mgpu.ru

119261, г. Москва, ул. Панфёрова, д. 8, корп. 2 (кабинет 409)

Прием по личным вопросам (обязательная предварительная запись по телефону +7 499 132 05 62): вторник, среда, пятница с 10:00 до 15:00

+7 (499) 128-39-01


Преподаваемые дисциплины
• Психолого-педагогическая диагностика
• Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
• Психолог детского коллектива
• Московская система образования
• Основы специальной педагогики и коррекционной психологии

Научно-преподавательский стаж
19 лет
Заслуги, награды
  • Благодарственное письмо Исполкома Народного фронта (2023);
  • Благодарность Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (2022);
  • Благодарность Федерального методического центра по инклюзивному образованию (2022);
  • Благодарственное письмо Инновационного центра развития и воспитания детей и молодежи (2022);
  • Лауреат Премии города Москвы 2020 года в области образования;
  • Благодарность ФГУП «ТПО Киностудия «Союзмультфильм» (2019);
  • Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации (2019);
  • Благодарности ГБУ ГППЦ ДОгМ (2016, 2017, 2018);
  • Лауреат конкурса «Золотая психея» (2018);
  • Благодарность директора Московского международного салона образования (2018);
  • Благодарность Балтийского федерального университета им. Канта (2018);
  • Грамота Департамента образования города Москвы (2015);
  • Почетная грамота МГПУ за вклад в дело подготовки педагогических кадров (2014);
  • Благодарность МЦКО (2014);
  • Памятный знак МГПУ «За заслуги перед университетом» (2012);
  • Грамоты ВМО Коньково ЮЗАО города Москвы (2010, 2011);
  • Благодарности ГБОУ ДПО Учебно-методический центр по профессиональному образованию ДОгМ (2011, 2012);
  • Благодарность Окружного методического центра ЮЗОУО ДОгМ (2011);
  • Благодарность отдела дошкольного образования Министерства общего и профессионального образования РФ (1997);
Уровень образования, квалификации
• Высшее педагогическое, педагог-психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии
• Профессиональная переподготовка по программе «Государственное и муниципальное управление»
• Аспирантура
Направление подготовки (или специальность)
• Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)
• Государственное и муниципальное управление
Общий стаж
26 лет
Сведения о повышении квалификации или профессиональной подготовке
• 2015 г. Проектирование и реализация модулей основной профессиональной программы исследовательской магистратуры по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», МГПУ, 72 часа;
• 2018 г. Специалист службы примирения в образовательной организации, ГППЦ, 72 часа;
• 2019 г. Организационные основы деятельности службы ранней помощи, Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 110 часов;
• 2020 г. Наставник стажировки: «Москва – добрый город», ИДПОРСС, 16 часов;
• 2020 г. Представитель Учредителя столичной системы образования, МЦРКПО, 36 часов;
• 2020 г. Психолого-педагогические технологии управления развитием института классного руководства, МГПУ, 36 часов.
• 2021 г. Современные подходы к организации и внедрению инклюзивной среды в образовательной организации, ФГБОУ ДПО ИРПО, 72 ч.
• Методика и технологии учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в системе общего образования, ГАОУ ВО МГПУ, 36 ч.
• 2022 г. Архитектура проектного обучения, ФГБОУ ВО НГУ им. Ярослава Мудрого, 24 ч.



Основные публикации
  • Монография «Приемная семья как психосоциальная и профессиональная структура по воспитанию детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».
  • Ушакова Е.В., Алиханов Г. В., «Алгоритмы работы классного руководителя с подростками с девиантным поведением» // «Актуальные вопросы гуманитарных наук», выпуск 6, 2023 г. С.45−52
  • Ушакова Е.В., Алиханов Г. В. «Алгоритмы эффективного функционирования антикризисной команды в образовательных учреждениях» // «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», 2023 г. С.24−30
  • Ушакова Е.В., Алиханов Г. В. «Учитель — учителю. Протянуть руку помощи» (Обеспечение безопасности на выездных профориентационных мероприятиях с учащимися с девиантным поведением) // «ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности», 2023 г. С.18−24
  • Разработка и апробация скрининга речевого развития старших дошкольников. Русецкая М.Н., Величенкова О.А., Ушакова Е.В., Преснова О.В. Современное дошкольное образование. 2021. № 5 (107). С. 70−80.
  • Педагогика инклюзивного образования. Богданова Т.Г., Гусейнова А.А., Назарова Н.М., Приходько О.Г., Ушакова Е.В., Яковлева И.М. Учебник / Сер. Высшее образование: Бакалавриат. Москва, 2019.
  • Организация единого информационно-образовательного пространства. Ушакова Е.В., Гагарина Н.В., Пахомова С.Е. Управление дошкольным образовательным учреждением. 2018. № 9. С. 10.
О себе
  • Работала преподавателем, заместителем директора в Педагогическом колледже № 4, заместителем директора Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ, начальником отдела методической и инновационной деятельности в Городском психолого-педагогическом центре.
  • Специалист в области оказания психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в едином образовательном пространстве.
  • Эксперт по инклюзивному и дошкольному образованию, обладатель патента по ранней помощи. Эксперт всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России».
  • Автор более 100 научных публикаций и методических работ. Подготовила одного кандидата педагогических наук.
  • Эксперт Федерального методического центра по инклюзивному образованию ИРПО.
  • Эксперт в области дружелюбной среды ВШЭ, Центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ
  • Эксперт Всероссийского смотра-конкурса «Планета-детей» (с международным участием".)
  • Эксперт Всероссийского конкурса «Гимн России понятными словами»
  • Руководитель направления «Классный руководитель» всероссийской олимпиады для студентов «Я профессионал».
  • Руководитель рабочей группы ИРПО по разработке ФГОС ПО по специальности «Специальное дошкольное образование».
  • Член организационного комитета и жюри Федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России» Номинация «Дефектолог года».
  • Член жюри Всероссийских Конкурсов «Лучший центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи — 2022»; «Лучшая инклюзивная школа России — 2022».
  • Член ассоциации инклюзивных школ
  • Член союза педагогов дошкольного образования «Дошкольники России».
Область научных интересов
  • Инклюзивное и дошкольное образование детей с ОВЗ
  • Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями
  • STEM-технологии для дошкольников с ОВЗ
  • Технологии развития ранней помощи
  • Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ в ходе овладения профессиональными компетенциями
Наименование образовательных программ, в реализации которых участвует педагогический работник
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Логопедия
• 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Дошкольная дефектология
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Система логопедической помощи в учреждениях образования и здравоохранения
• 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование» - Раннее и дошкольное образование детей с ОВЗ