Top.Mail.Ru

Стратегия развития: целевая модель и ее характеристики


Целевая модель и ее ключевые характеристики

Миссия и видение развития университета

За 30 лет истории миссия МГПУ, неизменно сохраняя приверженность принципу приоритета человека («человек в центре»), несколько раз претерпевала существенную трансформацию.

Начинаясь как отраслевой вуз, только зародившийся МГПУ на первом этапе становления функционировал в рамках возложенной на него «кризисной» миссии по ликвидации дефицита педагогических кадров в столичном регионе (на тот момент вакантными в школах Москвы оставались около 5 000 мест). Ее успешное завершение в начале второго десятилетия XXI века ознаменовалось окончательным оформлением и утверждением уже окрепшего и значительно разросшегося МГПУ в качестве одного из ведущих педагогических вузов страны в статусе классического университета, миссия которого с 2015 года, видоизменившись, стала фокусироваться на призвании «помогать горожанам удовлетворять свои образовательные потребности, привнося в их жизнь творчество и профессиональный успех». Эта миссия в последствии хоть и уступила место ныне действующей, тем не менее, имплицитно сохраняет свою актуальность и по сей день, отражая одну из граней ценностной, смыслообразующей ориентации деятельности Университета.

Вместе с тем артикулированный в ее формулировке «сервисный» характер функционирования диссонировал, с одной стороны, с идентичностью МГПУ, с его субъектностью, с акторской, проактивной позицией в образовательном пространстве не только столицы, но и в отношениях с регионами; с другой — с разнородными контекстами, задававшими настрой на новые изменения в стратегическом самоопределении на долгосрочную перспективу.

Экспоненциальный рост технологий во многих ключевых областях, в том числе цифровых технологий в образовании (драйвером развития и экспансии которых в 2020-2023 гг. послужила пандемия COVID-19); активный переход России на «рельсы» цифровой трансформации экономики, социальной сферы и управления; геополитическая напряженность; стратегический курс на технологическое лидерство, ставший для самых разных отраслей и сфер сквозным фактором перезагрузки, заострили в очередной раз вопрос глобальной конкурентоспособности страны, в том числе за счет человеческого потенциала и роли в его развитии системы образования, что нашло закономерное отражение в перечне национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года и задач, выполнение которых характеризует их достижение (пп. 1 и 3 Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309).

Очевидно, что не обеспеченное качеством стихийное, стохастическое движение развития человеческого потенциала не просто порождает риски, но угрожает эффективности внедрения технологий и препятствует росту инновационной активности. В этой связи коренной вопрос целенаправленного и системного формирования и развития человеческого потенциала неизбежно приводит к переосмыслению привычного понимания педагогики и дидактики всех уровней образования — от общего до профессионального. Основным источником роста экономики становится «сила опосредствованных связей» — создание и продвижение новых практик, обеспечивающих развитие у выпускников вузов базовых качеств XXI века (профессиональных и универсальных компетенций, когнитивных и метакогнитивных способностей, готовности к сотрудничеству и сотворчеству), а также формирование субъектности и созидательной мотивации, становление профессиональной идентичности и рефлексивного ответственного самоопределения.

Меняется и система подготовки специалистов сферы образования, которые оказываются одними из наиболее заметных «проводников» новых практик и моделей развития человеческого потенциала. Преобразуются сами базовые установки и принципы системы педагогического образования. Выпускник педагогического вуза теперь не является просто специалистом отрасли. Сферы культуры, торговли, рекреации, кадровые службы, консалтинговые агентства, парки профессий и другие городские организации и службы нуждаются в выпускниках, имеющих не только профессиональные знания, но и развитые социальные и гуманитарные компетенции. Способность работать в команде, участвовать в различных обсуждениях, диалогах, умение проектно мыслить, принимать решения и самостоятельно действовать — вот главные факторы карьерного и личностного развития. Такое переосмысление задач подготовки учителей предопределяет переход от чисто педагогической миссии к социально-гуманитарному предназначению Университета — первому фундаментальному элементу стратегии развития МГПУ.

Другим фундаментальным элементом оказывается взаимосвязь с городом. Москва — глобальный мировой город, точка схождения ресурсов, технологий, инноваций, место концентрации и коммуникации экспертов.

С 2019 года столица России бессменно занимает первое место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (Агентство стратегических инициатив), 12 лет лидирует в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России (Национальное рейтинговое агентство). По итогам 2024 года Москва заняла первое место в 30 национальных рейтингах городов и регионов РФ, вошла в топ-5 крупнейших городов в мировом рейтинге технологического и пространственного развития, которые оценивались по 12 показателям (таким как уровень развития различных цифровых сервисов, степень интеграции передовых инноваций, доступность инфраструктуры для местных жителей и др.), и второй год подряд возглавила рейтинг агломераций БРИКС (Urban & Innovation Environment Index).

Достижения столицы — прямое следствие системной реализации ее стратегии развития, «ядерный» смысл которой в рамках ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства Москвы (25 декабря 2024 года) предельно четко сформулировал Мэр Москвы С.С. Собянин: «Очевидно, что мы находимся в жесткой конкурентной среде между мировыми городами. И нам, собственно, никто и ничем не обязан. Мы живем в мире, где постоянно идет борьба. Борьба за умы и таланты, инвестиции и технологии. Битва за людей, за человеческий капитал. И в этой битве мы должны побеждать снова и снова. Остановка или даже замедление в развитии будут означать проигрыш. Другими словами, Москва обязана стремиться быть лучшим городом Земли. В этом, собственно, и состоит наша стратегия».

В этой стратегии, где человеческий капитал — залог устойчивого и успешного развития региона, МГПУ как городской университет занимает органичное место в распределенной системе кристаллизации человеческого потенциала в человеческий капитал, обеспечивая его социально-гуманитарную «огранку» и оперативно отвечая (в том числе играя на опережение) на вызовы и задачи, которые формулируют стремительные темпы развития столицы, для своей исследовательской, инновационной и образовательной политик.

В этом отношении стратегические цели для Университета порождаются переосмыслением своего гуманитарно-педагогического потенциала и вовлеченностью в процессы развития мирового города. Москва как один из крупнейших мировых городов имплицитно формирует запрос на модель городского университета, который становится центром разработки и трансляции практик развития человеческого потенциала на основе прорывных технологических решений в гуманитарной сфере.

На пересечении глобальных вызовов и городских стратегических задач формулируется, таким образом, действующая с 2020 года миссия Московского городского педагогического университета: создавать и распространять новые социально-гуманитарные практики для мирового города и мира городов.

Такая проактивная, субъектная, агентная, творческая и подвижническая миссия делает несколько стратегических ставок:

  • Университет выступает федеральным центром компетенций и экспертизы в области образования и дидактики как ресурса развития человеческого потенциала;
  • Университет фокусируется на разработке прикладных решений и проектов, создании реальных городских практик;
  • Университет исследует и развивает мировой город, ориентируется на интересы горожан, городских сообществ, организаций и служб.
Целевая модель развития университета

Целевая модель развития Университета ориентирована на создание работающей тиражируемой практики городского университета. Готовая модель на уровне отдельных политик, стратегических проектов и инициатив — основной результат, который получит система образования страны по завершении реализации программы развития МГПУ. Говоря о модели, прежде всего, имеется в виду набор техник и технологий, потенциальных проектов, исследований, нормативных документов, которые может применять любой другой университет для налаживания совместной работы с городскими властями, бизнесом, местным сообществом. При этом указанная модель будет представлена не как некоторое идеальное состояние, к которому следует стремиться и воспроизводить его по заданному шаблону, но как поле для вариативных преобразований, учитывая риски, особенности территорий, обновляющиеся приоритеты и другие обстоятельства.

Учитывая потенциал Москвы как столицы и как самого большого города Российской Федерации, представляется целесообразным отработать такую модель именно в столичном мегаполисе.

Такой стратегический фокус трансформирует облик и внутренние процессы МГПУ. Помимо формального обновления айдентики и позиционирования, Университет меняется сущностно во всей совокупности своих политик. Для создания модели городского университета наравне с обновлением базовых процессов и политик будет реализован ряд проектов, мероприятий и активностей по достижению стратегических целей, сфокусированных на разработке:

комплексной модели взаимодействия Университета и города на основе научных исследований, разработок и трансляции социально-гуманитарных практик для развития потенциала сообществ и инфраструктуры;
комплексной системы оценивания образовательных результатов;
дидактики современного образования.

Именно стратегические цели задают «прорывные» направления (фронтиры развития городской модели Университета). Целевая модель МГПУ может быть описана следующим набором ключевых характеристик:

  1. Университет проводит для города значимые исследования, поддерживаемые городской администрацией, бизнесом, некоммерческими организациями;
  2. Образовательные программы, реализуемые Университетом, опираются на результаты таких исследований, обеспечивая подготовку специалистов для работы в системе «человек — человек»;
  3.  Университет участвует в реализации широкого спектра социальных программ города, затрагивая различные сферы деятельности: образование, культуру, спорт, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, рекреационный сектор и т. п.;
  4. Здания Университета находятся во всех округах города, и в каждом из них реализуются те или иные городские социальные программы;
  5. Университет активно распространяет собственные наработки для регионов, других стран, поддерживает необходимый уровень академической кооперации, является центром получения консультаций по созданию совместных вузовских программ и развитию академической мобильности;
  6. Образование в Университете организовано с учетом гибких моделей выбора траекторий обучения, включая стажировки, вариативное оценивание результативности обучения, разнообразную активность за пределами учебных планов, применение цифровой дидактики;
  7. Университет является примером в деле использования цифровых технологий в системе образования и в прикладных разработках, в исследованиях и в обучении, в академических инициативах и стартапах.

Количественными и качественными характеристиками целевой модели по ключевым направлениям деятельности Университета по итогам завершения программы развития будут служить индикаторы трансформации:

  1. Образовательной политики:
  • перевод не менее 50% лекций в цифровой формат;
  • созданный банк онлайн-курсов, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с партнерами (не менее 100 курсов);
  • обновленные модели оценки достижений студентов на разных уровнях профессионального образования, включающие в том числе разработанные оценочные материалы и процедуры проведения диагностики по психолого-педагогическому и гуманитарному модулям с учетом требований сертификации «Московский учитель» (не менее 10);
  • прирост числа слушателей программ дополнительного профессионального образования (не менее чем на 20 000 слушателей);
  • увеличение количества студентов, охваченных программами дополнительного профессионального образования для получения дополнительной квалификации (показатели ХР3 и ХР4);
  • обновление образовательной программы среднего профессионального образования через внедрение современных образовательных (включая проектные) технологий, в результате чего доля обучающихся по образовательным программам, реализующим модель проектной подготовки, достигнет не менее 55%;
  • созданная и функционирующая экосистема сервисов и цифровых решений для управления образовательной деятельностью всех подразделений Университета;
  • созданные и функционирующие сервисы: (а) автоматически фиксирующие цифровые следы всех студентов, б) на основании данных определяющие существующие дефициты и (в) прогнозирующие потенциальные зоны риска;
  • обновление структуры образовательных программ высшего и специализированного высшего образования с выделением не менее 10% объема программы, реализуемой с использованием цифрового контента в формате онлайн-курсов или видеолекций;
  • введенные в эксплуатацию «умные» учебные аудитории, позволяющие на основе машинного зрения автоматически проводить мониторинг уровня вовлеченности студентов, в том числе за счет реализации мероприятий в рамках достижения стратегической цели № 02;
  1. Научно-исследовательской политики:
  • сформированные механизмы поддержки молодых исследователей, в том числе посредством университетских грантовых программ, сервисов сопровождения авторов международных публикаций, службы социологической поддержки и формирования дизайна исследований;
  • включение 100% научно-педагогических работников в исследовательскую, проектную деятельность;
  • рост числа публикаций в изданиях, индексируемых в «ядре РИНЦ», «Белом списке» научных журналов, в базах Scopus и Web of Science (на не менее 600 единиц);
  • рост числа исследований по темам социально-гуманитарных практик (до 50 тем накопительным итогом), в том числе в рамках достижения стратегической цели № 01;
  • рост числа исследований по вопросам дидактики современного образования, в том числе в рамках достижения стратегической цели № 03 (не менее 50 единиц накопительным итогом);
  1. Политики в области инноваций и коммерциализации:
  • сформированные механизмы маркетинга и продвижения инновационных продуктов и услуг Университета, включая формирование маркетинговых кампаний для привлечения целевой аудитории, а также использование цифровых каналов коммуникации для повышения узнаваемости и востребованности продуктов на рынке (для не менее 3 продуктов);
  • встроенные в деятельность Университета механизмы поддержки стартап-проектов, в том числе механизмов финансирования из внебюджетных средств (не менее чем для 5 проектов);
  1. Политики управления человеческим капиталом:
  • рост доли молодых ученых, имеющих ученую степень кандидата наук или доктора наук (докторов наук в возрасте до 40 лет и кандидатов наук в возрасте до 35 лет), до 8,5 % общей численности НПР;
  • разработанные и внедренные программы адаптации молодых сотрудников (система наставничества, кадровый резерв, профессиональные школы и клубы);
  • созданные механизмы формирования персонализированных программ профессионального развития, в том числе с использованием корпоративных программ обучения;
  • разработанные и внедренные механизмы оценивания деятельности научно-педагогических работников на основе системы критериев и показателей, применимых для 100% сотрудников;
  • разработанная и внедренная внутренняя университетская грантовая программа поддержки академической мобильности;
  1. Кампусной и инфраструктурной политики:
  • сформированный социокультурный кластер на базе кампуса на востоке Москвы, который включит в себя science-парк, создаваемый в том числе в рамках достижения стратегической цели № 01;
  • открытый дополнительный гостиничный комплекс и обновленный текущий фонд;
  • созданная сеть коворкингов, рост числа оформленных в корпоративной айдентике аудиторий и корпусов, оснащенных оборудованием для студентов с ограниченными возможностями здоровья;
  1. Системы управления университетом:
  • внедренная проектная модель управления с распределенной системой администрирования и ответственности;
  • разработанные автоматизированные системы сбора данных и отчетных панелей (дашбордов) для просмотра данных по каждому из подразделений в режиме «по запросу»;
  • регулярные мероприятия для проектирования и обсуждения хода реализации стратегии развития, в том числе в формате стратегических сессий, онлайн-обсуждения (минимум одна ежегодная стратегическая конференция с вовлечением не менее 50% сотрудников);
  1. Финансовой модели:
  • рост объема аккумулируемых средств в рамках фонда целевого капитала Университета (не менее 60 млн рублей);
  • завершенная диверсификация источников дохода за счет развития сетевых программ, расширения участия Университета в грантовых программах, коммерциализации разработок, созданных в том числе в рамках консорциума и за счет реализации мероприятий в рамках достижения стратегических целей.

В этом смысле МГПУ за время участия в программе «Приоритет-2030» завершает переход от модели классического педагогического университета с характерным отраслевым наследием к модели городского университета, в ее проектировании опираясь на опыт и бенчмарки таких ведущих университетов, как Тайбейский городской университет, Королевский колледж Лондона, Дублинский городской университет, Городской университет Нью-Йорка. Историческим бенчмарком является Московский городской народный университет имени А.Л. Шанявского. Все перечисленные университеты подчеркивали открытость во взаимодействии с городом и городскими сообществами.

Позиционируя себя как университет глобального города, МГПУ приобретает новые стратегические векторы развития как ответы на глобальные вызовы. В ситуации происходящей цифровой трансформации социально-экономической сферы ключевыми факторами конкурентоспособности оказываются: реализация гибридных моделей обучения, распределенной системы управления исследованиями, автоматизация бизнес-процессов. Университет видит развитие цифровых технологий, в том числе на основе искусственного интеллекта, как один из своих приоритетов. Студенты, слушатели, сотрудники получают поддержку «умных сервисов», используют ресурсы цифрового кампуса, общаются, учатся, работают, занимаются исследованиями в насыщенной цифровой среде.

Стратегическим ориентиром становится также развитие вариативности в различных сферах деятельности Университета: образовательных программах, системах оценивания, исследовательской повестке, внеучебной работе. На первый план выходят персональные траектории роста студентов и их бережное сопровождение. Главным результатом становится предоставление студентам широкого спектра возможностей самоопределения и развития. В данном контексте МГПУ позиционирует себя как «университет возможностей». Студенты, аспиранты, исследователи, преподаватели становятся субъектами собственной образовательной и профессиональной деятельности.

Целевую модель Университета, таким образом, можно иначе выразить через «тезисы позиционирования». МГПУ — это:

  1. городской университет, хорошо знающий запросы горожан, городских сообществ, городских организаций и предлагающий решения для них;
  2. модель партнерства вуза и города для применения другими вузами федерального подчинения;
  3. университет мирового города, включенный в глобальные тренды, проекты и профессиональное сообщество;
  4. исследовательский и проектный университет, ведущий исследования и разработку социально-гуманитарных практик для развития человеческого потенциала;
  5. университет педагогики и дидактики всех уровней современного образования;
  6. цифровой университет, исследующий и использующий современные технологии;
  7. «университет возможностей», предоставляющий разнообразные ресурсы для самоопределения и конструирования траекторий профессионального и личностного развития.
Научно-исследовательская политика

Стратегические цели развития МГПУ ориентируют исследовательскую политику на решение широкого круга задач: исследования городских социально-гуманитарных практик, разработку дидактических систем для всех уровней современного образования, создание цифровых образовательных продуктов и решений (в том числе на базе искусственного интеллекта), а также их использование в проектировании новых подходов к независимой оценке качества образования.

За прошедшие пять лет Университет стал координатором и участником исследований регионального, федерального, международного уровней. С 2020 года ученые Университета выполнили более 600 исследований и проектов общим объемом финансирования 7,1 миллиарда рублей: 6,6 миллиардов рублей — за выполнение государственных работ (научно-исследовательских работ и мероприятий), более 500 миллионов рублей — в рамках федеральных проектов, средств научных фондов и частных партнеров.

Университет — один из лидеров среди педагогических университетов России по числу цитирований публикаций в отечественных наукометрических базах.

Совместно с Ассоциацией исследователей образования МГПУ является одним из разработчиков Этического кодекса исследователя, а также экспериментирует с созданием собственных комитетов по этике, обеспечивающих корректное использование исследовательского и социологического инструментария. Научный протокол Университета предусматривает контроль за проектированием программы и плана проведения (дизайна) исследований и мониторинг качества их проведения.

МГПУ — активный участник исследовательских проектов, направленных на изучение отечественного и зарубежного опыта применения искусственного интеллекта в образовательных практиках и проведении исследований гуманитарного направления.

Заметный блок научных работ и проектов посвящен исследованиям городских социально-гуманитарных практик непрерывного образования и технологий независимой оценки компетенций студентов и выпускников Университета.

В ежегодных мероприятиях и исследованиях Университета принимает участие свыше 800 экспертов, в том числе международных.

Ключевые направления и приоритеты

Проблемный контекст в области научно-исследовательской политики определяется следующими факторами:

  1. основным источником финансирования остается отраслевой городской бюджет, при этом надо учитывать, что некоторые проекты, финансируемые городом, в случае их заказа вузам федерального подчинения рассматривались бы как внебюджетные поступления;
  2. при достаточно высокой публикационной активности в российских изданиях сохраняется дефицит представленности публикаций авторов в международных наукометрических базах, «ядре РИНЦ» и «Белом списке» научных журналов;
  3. результаты интеллектуальной деятельности не получают коммерческого воплощения; заметная часть исследований сохраняет узкоотраслевую тематику.

С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и стратегии развития Университета целеполагание научно-исследовательской политики Университета ориентируется на следующие векторы роста:

(1) развитие научных школ Университета на основе вовлечения в их деятельность молодых исследователей;

(2) увеличение числа исследований, реализуемых за счет грантовых средств, с привлечением институциональных партнеров и средств реального сектора экономики города и некоммерческих организаций;

(3) увеличение числа исследователей Университета, публикующих свои труды в изданиях, индексируемых в «ядре РИНЦ», «Белом списке» научных журналов, международных наукометрических базах Scopus и Web of Science, в том числе с учетом публикаций, созданных совместно с зарубежными авторами;

(4) реализация системы междисциплинарных исследований по вопросам развития социально-гуманитарных практик, исследований в области искусственного интеллекта, нейросетей, дидактики современного образования.

С целью привлечения и поддержки молодых исследователей (1) для реализации предлагается комплекс мер:

внедрение и развитие специальных грантовых программ поддержки коллективов молодых исследователей для обеспечения их вовлеченности в проектирование и реализацию научных проектов и разработок;
повышение исследовательской культуры и компетенций исследователей через программы и тренинги в рамках «Школы молодого исследователя»: представление результатов исследований и разработок через систему тематических клубов.

Для увеличения доли исследований, реализуемых за счет средств грантовых программ и организаций реального сектора экономики (2), будут реализованы меры, описанные в стратегическом технологическом проекте «Образовательные ИИ-технологии» и реализуемые в соответствии со стратегическими целями развития (пп. 3 и 5). Будут проведены совместные исследования с участниками создаваемых в рамках настоящей программы консорциумов.

С целью увеличения количества публикаций в изданиях, индексируемых в «ядре РИНЦ», «Белом списке» научных журналов, в базах Scopus и Web of Science (3) предлагается комплекс мер:

внедрение и развитие инфраструктурных сервисов для поддержки исследователей по вопросам проектирования и дизайна исследований, обеспечения требований к качеству использования социологического инструментария;
расширение деятельности центра поддержки авторов для продвижения публикаций в изданиях, рецензируемых в международных наукометрических базах, в том числе в части содействия в переводе статей на иностранный язык, подборе периодических изданий, оформлении публикаций;
включение университетских периодических изданий в «ядро РИНЦ», «Белый список» научных журналов.

Для обеспечения роста числа междисциплинарных исследований (4), ориентированных на разработку дидактики современного образования, изучение городских социально-гуманитарных практик в контексте мирового города, совершенствование технологий проведения независимой оценки качества образования, получат дальнейшее развитие институт развития профильного обучения, институт содержания, методов и технологий образования и научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования. Исследования ученых Университета станут основой для разработки технологических решений для проекта «Цифровое зеркало учебного занятия», ИИ-платформы по созданию чат-ботов, симуляторов-тренажеров для обучающихся и педагогов.

Развитие исследовательской политики будет синхронизовано с деятельностью в области коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

Политика в области инноваций и коммерциализации

Благодаря участию в программе «Приоритет 2030» МГПУ к 2025 году удалось наладить сотрудничество с такими высокотехнологичными предприятиями, как «Яндекс.Образование», АО «Издательство «Просвещение», Академическая лаборатория ООО «СберОбразование».

Объем средств, поступивших от выполнения НИОКР (без учета средств, выделенных в рамках государственного задания и средств гранта на реализацию программы развития университета в рамках реализации программы «Приоритет-2030») в 2024 году составил 53,67 млн руб.

Однако Университету требуется преодолеть ряд вызовов в области инноваций и коммерциализации разработок, которые определяются следующими факторами:

  • основным источником финансирования остается отраслевой городской бюджет;
  • ограниченная интеграция в государственные рынки и недостаточное количество прямых государственных заказов;
  • результаты интеллектуальной деятельности не получают должного коммерческого воплощения;
  • недостаточное развитие инфраструктуры для тестирования, прототипирования и масштабирования инновационных решений, что ограничивает возможности доведения продуктов до стадии внедрения;
  • отсутствия в Университете механизмов и инфраструктуры для успешной коммерциализации инновационных разработок.

Развитие в области инноваций и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности предлагается посредством реализации комплекса мер:

  1. выведение разработок и продуктов Университета на коммерческий рынок, включая инновационные образовательные и технологические решения, разработка которых предусмотрена стратегическим технологическим проектом (п. 5); масштабирование и интеграция в образовательные, социальные и городские экосистемы; разработка механизмов монетизации и привлечения партнеров из числа государственных и частных структур;
  2. разработка и внедрение новых проектов для школьного образования, ориентированных на формирование инновационных образовательных сред;
  3. развитие партнерских отношений с крупными корпорациями и технологическими компаниями для совместной реализации коммерческих инициатив, основанных на научных разработках Университета, и интеграция университетских инноваций в образовательные технологии;
  4. обновление перечня малых инновационных предприятий на основе результатов интеллектуальной деятельности Университета для обеспечения трансформации научных разработок в коммерческие продукты, интегрированные в образовательные, городские и технологические экосистемы, а также формирование устойчивой экосистемы взаимодействия с корпоративными партнерами;
  5. развитие системы лицензирования программных продуктов Университета с акцентом на коммерциализацию разработок через продажу лицензий и модели подписки (software as a service, модели облачного предоставления готового продукта, полностью обслуживаемого сервис-провайдером); ориентация на образовательные, исследовательские и управленческие экосистемы, а также выстраивание устойчивых механизмов монетизации программных решений путем их интеграции в рынок образовательных технологий и корпоративного сектора;
  6. встраивание механизмов маркетинга и продвижения инновационных продуктов и услуг Университета, включая формирование маркетинговых кампаний для привлечения целевой аудитории, а также использование цифровых каналов коммуникации для повышения узнаваемости и востребованности продуктов на рынке.

Успешная коммерциализация укрепит позиции Университета как центра конвергенции науки, образования и бизнеса, способствующего социально-экономическому развитию и формированию глобальных образовательных трендов.

Образовательная политика

В настоящее время в Университете реализуется 298 образовательных программ (17 программ среднего профессионального образования (СПО), 138 программ бакалавриата, 1 программа специалитета и 142 программы магистратуры). Количество образовательных программ по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки»: 10 программ СПО, 87 программ бакалавриата и 94 программы магистратуры.

Основная цель реализации образовательных программ Университета заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов сферы образования, обладающих глубокими знаниями и навыками в области современных технологий. Эта цель ориентирована на достижение высоких стандартов качества образования и включает в себя внедрение инновационных подходов в образовательный процесс, а также активное сотрудничество как с образовательными организациями, так и с технологическими секторами, что позволяет создавать современные образовательные программы и ресурсы, соответствующие требованиям времени, внедрять передовые технологии в обучение и обеспечение практической подготовки студентов к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира.

Реализация образовательных программ Университета, нацеленных на формирование нового поколения специалистов, способных интегрировать инновационные технологии в учебный процесс и адаптироваться к изменениям в образовательной среде, осуществляется в нескольких направлениях:

— расширение элективной части программ бакалавриата, ориентированной на формирование у студентов в том числе технологических навыков за счет реализации модулей по искусственному интеллекту, машинному обучению, блокчейну, интернету вещей и другим передовым технологиям («Проектирование и разработка информационных систем управления (на примере платформы 1С)», «Технологии искусственного интеллекта в образовании», «Администратор городской электронной образовательной платформы (МЭШ)», «Современные офисные приложения», «Фиджитализация образования» и др.), а также включения в программы практических заданий и проектов, где студенты могут работать над реальными кейсами сферы образования, различных областей бизнеса и технологий. Это дает возможность применить теоретические знания на практике и развивать более широкий взгляд на проблемы, находя инновационные решения. Кроме того, элективные модули регулярно обновляются с учетом последних тенденций и новшеств в разных областях деятельности, что позволяет студентам оставаться на переднем крае и быть готовыми к вызовам, с которыми они столкнутся в будущем. С целью эффективного сопровождения реализации элективной части образовательных программ в информационную среду внедрены алгоритмы искусственного интеллекта, которые позволяют формировать рекомендации для каждого студента по выбору модулей на основе данных о различных характеристиках его обучения в Университете;

— расширение практики включения элективных курсов в программы магистратуры, реализуемых в сетевом взаимодействии и ориентированных в том числе на освоение студентами современных инструментов и технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, блокчейн и облачные вычисления («Введение в инженерию больших данных», «Введение в индустрию VR», «Дизайн, анализ и моделирование сетевых сообществ», «ИИ в действии: создание контента будущего», «Искусственный интеллект: современные методы и технологии»). Данные курсы способствуют формированию у будущих специалистов практических навыков, необходимых для эффективной работы в быстро меняющемся образовательном ландшафте;

— расширение форматов прохождения практики и профессиональной стажировки за счет участия студентов в городских проектах, что позволяет им получить практический опыт работы с новыми технологиями и современными решениями для дальнейшей интеграции в реальную педагогическую практику (проекты по разработке образовательных приложений, интерактивных платформ, исследование новых методов обучения с использованием технологий и др.);

— ориентация на подготовку современного педагога профессионального образования, способного эффективно использовать инновационные технологии и методики обучения. С этой целью с 2024 года в Университете запущена программа «Педагог профессионального образования», ориентированная на комплексную подготовку будущих и действующих педагогов системы профессионального образования, обучение навыкам проектирования и реализации практико-ориентированных программ СПО, интегрирующих передовые педагогические технологии и отраслевые решения, связанные с внедрением новых технологий. Программа бакалавриата «Педагог профессионального образования» предлагает студентам уникальную возможность получить качественное образование, соответствующее современным вызовам и требованиям рынка труда, создавая крепкую базу для успешной карьеры, поэтому важным аспектом является тесное сотрудничество с профессиональными сообществами и работодателями, что позволяет учитывать реальные потребности рынка труда и адаптировать содержание образовательной программы к современным требованиям.

Ключевые направления и векторы развития:

  • реализация модели персонализированного обучения за счет адаптации образовательного процесса под индивидуальные потребности и интересы студентов с расширением их возможностей развивать необходимые компетенции для работы с новыми технологиями и инновационными решениями;
  • расширение практики реализации вариативных моделей оценивания образовательных достижений студентов через включение в аттестационные, в том числе независимые процедуры различных форматов, таких как проектные работы, онлайн-тесты, самооценка, симуляции и ролевые игры, что позволит учитывать индивидуальные достижения каждого студента и уровень освоения универсальных, профессиональных, в том числе технологических навыков;
  • развитие цифровых сервисов и ресурсов для обеспечения вариативных образовательных траекторий студентов и более эффективного обучения;
  • расширение практики сетевого взаимодействия и партнерства, в том числе с зарубежными образовательными организациями с целью привлечения иностранных граждан на обучение по образовательным программам высшего образования.

Эти направления помогут подготовить студентов к вызовам современного мира, способствуя их успешной интеграции в высокотехнологичные отрасли и поддерживая позиции Университета как лидера в области технологий и инноваций.

Политика управления человеческим капиталом

Кадровый потенциал является одним из наиболее значимых ресурсов при реализации стратегии инновационно-технологического развития МГПУ.

В настоящее время в Университете работают 2 616 человек, из них:

  • 35,44 % — научно-педагогические работники,
  • 23,05 % — иные педагогические работники,
  • 41,51 % — административно-управленческий и вспомогательный персонал.

В сложной и многофункциональной организационно-штатной структуре Университета представлены образовательные структурные подразделения высшего, среднего профессионального, основного общего и дополнительного профессионального образования, а также научно-исследовательские и административные структурные подразделения. Кроме того, представлены структурные подразделения, обеспечивающие выполнение государственного задания в части функций, переданных Учредителем по выполнению государственного задания для задач региона, в связи с чем значительную долю работников составляет административно-управленческий и вспомогательный персонал.

Профессиональная квалификация научно-педагогических кадров Университета остается одной из самых высоких как в отрасли вообще, так и среди российских университетов. Доля научно-педагогических работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников Университета составляет 30,2 %. При этом доля кандидатов наук в общем числе научно-педагогических работников составляет 72,1 %, из них остепененных НПР в возрасте до 39 лет — 11,9 %.

На базе Университета действует несколько крупных научных школ, известных как в российском, так и в международном научном сообществе: школы Ш.А. Амонашвили, Н.Е. Вераксы, А.И. Савенкова и др.

Приоритетным направлением при развитии политики управления человеческим капиталом является создание достойных условий работы для сотрудников. Университет является одним из лидеров по размеру средней заработной платы в отрасли по региону. Такая политика позволяет привлекать к реализации образовательных программ и проведению научно-исследовательских работ наиболее сильные кадры.

Проблемный контекст в области политики управления человеческим капиталом Университета определяется следующими факторами:

  • неравномерное распределение по структурным подразделениям научно-педагогических работников в возрасте до 39 лет;
  • недостаточный высокий процент защитившихся выпускников аспирантуры;
  • отсутствие универсальных критериев эффективности для НПР, стимулирующих эффективную научно-исследовательскую деятельность;
  • программы обучения персонала не обеспечивают опережающую подготовку работников в области технологических инноваций и предпринимательства;
  • недостаточный уровень академической мобильности.

С учетом перечисленных проблем, накопленного опыта и стратегии развития Университета целеполагание политики управления человеческим капиталом Университета ориентируется на следующие векторы роста:

(1) развитие системы поддержки и привлечения молодых сотрудников и их сопровождения в начале карьеры в Университете;

(2) формирование механизмов непрерывного развития человеческого потенциала сотрудников Университета;

(3) внедрение диверсифицированной системы оценки деятельности сотрудников Университета;

(4) повышение уровня академической мобильности научно-педагогических работников.

С учетом актуальных направлений развития Университета, а также с целью привлечения и поддержки молодых сотрудников (1) запланирован следующий комплекс мер:

аутбридинг — привлечение внешних молодых ученых для формирования перспективного кадрового резерва в научной сфере и повышения доли остепененных молодых НПР;
обеспечение адресной адаптации работников разных категорий за счет вводных курсов (в том числе в онлайн-формате, посредством чат-ботов) и иных адаптационных мероприятий;
разработка мотивационных программ, направленных на привлечение и профессиональное развитие молодых научно-педагогических кадров, а также на создание комфортных и конкурентоспособных условий для осуществления научно-педагогической деятельности;
внедрение интегрированной цифровой платформы управления человеческим капиталом, охватывающей все направления кадровой политики: от поиска и найма кандидатов до создания их цифровых профилей, визуализации карьерных перспектив, разработки индивидуальных траекторий профессионального роста.

Меры, направленные на привлечение молодых ученых, позволят к 2036 году увеличить долю молодых учёных (доктора наук в возрасте до 40 лет и кандидаты наук в возрасте до 35 лет) в общей численности научно-педагогических работников с текущих 5 % до 8,6 %.

Комплекс мер, направленный на дальнейшее развитие человеческого потенциала (2) МГПУ:

разработка и/или подбор программ дополнительного профессионального образования работников согласно институциональным запросам для развития компетенций, необходимых для внедрения технологических инноваций и развития предпринимательства;
трансляция опыта применения образовательных ИИ-технологий и внедрения цифровых образовательных продуктов и решений в деятельности Университета в профессиональном сообществе.

С целью внедрения эффективной системы оценки деятельности (3) рассматривается следующий комплекс мер:

разработка критериев и показателей результативности и эффективности деятельности научно-педагогических работников;
разработка нормативной документации и организационных механизмов, позволяющих осуществлять сопоставление деятельности подразделений посредством автоматизированной платформы.

Для повышения уровня академической мобильности (4) будет разработана внутренняя университетская грантовая программа. Она обеспечит поддержку двух вариантов академической мобильности. Первый — исследовательские стажировки, то есть долгосрочные выезды с целью проведения исследований. Второй — визит-стажировки, то есть короткие выезды для ознакомления с практиками или формирования соглашений о совместной научной деятельности. Ключевой особенностью программы станет инвестиционная модель ее реализации. Академическая мобильность будет финансироваться под обязательства разработки сетевых программ, публикации статей, участия в международных грантах. Наравне с программой исходящей мобильности реализуется и комплекс мер по активизации приглашений ведущих зарубежных профессоров: визит-профессоров (приглашенные международные преподаватели, выступающие с серией лекций, или ведущие курса, модуля), дистант-профессоров (приглашенные международные преподаватели, участвующие в реализации программ в онлайн-формате — онлайн-лекции, онлайн-консультации), постдоков (приглашенные молодые международные исследователи, ведущие исследовательскую и преподавательскую деятельность).

Планируется развитие системы социокультурной адаптации иностранных научно-педагогических работников, обладающих значимыми исследовательскими достижениями.

Реализация указанных мер по изменению политики управления человеческим капиталом обеспечит усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышение авторитета ученых в обществе.

Кампусная и инфраструктурная политика

Целью кампусной и инфраструктурной политики МГПУ является: повышение качества и комфортности корпусной среды Университета, развитие ведущих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования (СПО), использование их потенциала при оказании услуг в сфере образования.

Целеполагание кампусной политики Университета ориентируется на следующие векторы роста:

формирование кластеров на базе крупных кампусных локаций как точек культурного, образовательного и просветительского притяжения обучающихся (включая СПО);
создание образовательных пространств (лабораторных и исследовательских комплексов) и оборудование современными средствами коммуникаций;
дальнейшее развитие гостиничного комплекса (в том числе для размещения иностранных участников и проведения конференций и других научно- технологических мероприятий) и кампусных сервисов;
обновление кампуса на основе принципов «дружелюбного» (friendly) дизайна и безбарьерной среды.

Проведенные мероприятия

На сегодняшний день Университет подготовил учебные и административно-хозяйственные корпуса проведения встреч и других научно- технологических мероприятий для реализации проектов по обучению и внедрению искусственного интеллекта в процесс обучения, а также гостиницы для проживания обучающихся, преподавателей и иностранных участников международных и региональных форумов. С этой целью Университетом были проведены ремонтные работы на площади более 25 000 кв. м. Проведена закупка оборудования для оснащения лабораторий/мастерских СПО корпусов Университета, а именно: лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий — 7 шт.; лаборатория начальных классов — 6 шт.; лаборатория интерактивного оборудования и технического творчества — 4 шт.; мастерская проектно-исследовательской деятельности для начальных классов — 3 шт.; лаборатория диагностики и коррекции детского развития — 1 шт.; лаборатория технологий физического развития — 1 шт.; лаборатория дизайна среды — 2 шт.

В МГПУ внедрена система информационного оповещения ответственных подразделений о проблемах хозяйственно-бытового характера посредством программного продукта «Решение проблем на территории и в зданиях МГПУ» (информационные таблички с QR-кодами размещены на всех объектах Университета), что позволило пользователям системы оперативно информировать ответственных работников о проблемах на объектах Университета и ускорить устранение недостатков в работе служб, отвечающих за эксплуатацию имущественного комплекса Университета. За полтора года функционирования системы через данный сервис решено 593 проблемы.

В 2024 году создано 20 видеостудий для записи лекций и оснащен 1 актовый зал после проведения ремонтных работ по расширению пространства сцены и конфигурации зрительского зала для практических занятий.

Стратегия развития МГПУ предполагает усиление международного сотрудничества, в том числе рост числа иностранных студентов и научно-педагогических работников. Для обеспечения их комфортного пребывания отремонтированы и введены в эксплуатацию две гостиницы. Общая вместимость гостиниц Университета составляет 1500 человек.

Ключевые направления и приоритеты (планируемые мероприятия)

Проблемный контекст в области кампусной и инфраструктурной политики Университета определяется работой по следующим факторам:

увеличение корпусов, используемых для проведения событий, мероприятий и проектов, в том числе с применением искусственного интеллекта;
снижение существующего дефицита в современных пространствах для организации проведения международных и региональных мероприятий;
разработка мероприятий по улучшению в корпусах Университета, где среда (обстановка/интерьер) пребывания единообразна и невыразительна и не полностью учитывает особенности различных групп студентов.

Планируется комплексно подойти к вопросу формирования надлежащей образовательной среды и оснащения инфраструктурных объектов Университета. Комплексный подход включает в себя следующие основные элементы:

обеспечение соответствия объектов требованиям технических и санитарных норм и требованиям безопасности;
наличие в корпусах, предназначенных для ведения образовательной деятельности, специально организованных пространств для проведения исследовательской работы;
подготовка площадки Центра искусственного интеллекта в образовании, открытого МГПУ совместно с Педагогическим университетом Центрального Китая, по адресу: г. Москва, ул. Маршала Тухачевского, д. 43, к. 1, для организации совместной деятельности.

В целях формирования «дружелюбного» и комфортного кампуса будет увеличено число трансформируемых аудиторий и пространств корпусов, оформленных в корпоративном стиле.

Также, начиная с 2025 года, планируется провести дополнительное оснащение корпусов оборудованием, необходимым для комфортного нахождения студентов с ограниченными возможностями здоровья, обновить 12 компьютерных классов, дооснастить современным оборудованием научно-исследовательский центр, химическую, физическую и географическую лаборатории института естествознания и спортивных технологий, фундаментальную библиотеку института иностранных языков мебелью; и создать: 2 звукозаписывающие студии по направлению вокальное искусство; 20 гибридных аудиторий для занятий в смешанном формате.

Финансовая модель

Целью финансовой политики Университета является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических целей его деятельности, а также поддержание постоянной устойчивости благодаря сбалансированности финансовых потоков.

За последние три года доходы Университета выросли на 30% с 5,9 млрд руб. до 7,7 млрд руб., заметно превысив инфляцию. Денежные средства от приносящей доход деятельности с 1,8 млрд руб. выросли до 2,4 млрд руб., что в общем объеме доходов Университета составляет 32%, в перспективе до 2036 года планируется увеличение доли до 50%.

Главной задачей финансовой политики Университета является обеспечение финансовыми ресурсами для реализации программ развития путем увеличения и диверсификация источников дохода, в том числе за счет:

расширения спектра программ среднего профессионального образования;
развития направления платных онлайн-курсов и онлайн-сервисов для горожан и городских организаций, реализуемых в том числе в рамках дополнительных образовательных программ;
реализации сетевых образовательных программ с целью повышения качества и вариативности образовательных программ, а также эффективного использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов Университета;
коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Университет проводит оценку и отбор перспективных проектов и разработок для финансирования, привлечения дополнительных доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективах, юридического закрепления прав на РИД, внедрения их в производство, а также последующей модификации и сопровождения произведённого продукта.

На текущий момент Университет инвестировал в 3 малых инновационных предприятия, сумма финансовых вложений составила 294 032,00 руб. Взнос в уставный капитал произведён в полном объёме в неденежной форме путём передачи исключительных прав РИД. Поступления (включая проценты и иные доходы), связанные с участием в уставных капиталах, составил 1 056 849,99 рублей.

В частности, были осуществлены следующие инвестиции:

в уставный капитал ООО «Пространство инноваций» путем передачи исключительных прав на использование программного продукта для ЭВМ «Электронная система автоматизированного управления энергоресурсами, обеспечивающая создание комфортной среды пребывания «Энергоменеджмент»;

в уставный капитал ООО «Лаборатория интеллектуальных технологий в образовании» путем передачи исключительных прав на использование ноу-хау «Технология интеллектуализации образовательной информационной среды на базе центров хранения и обработки данных»;

в уставный капитал ООО «Интеллектуальные технологии и системы оценки вовлечённости» путем передачи исключительных прав на использование программного продукта «Система оценки вовлеченности и эмоций».

Дополнительно в 2025 году Университет планирует открыть малое инновационное предприятие, где долей уставного капитала будет передача РИД/Программы ЭВМ, предназначенной для хранения и управления данными о контингенте обучающихся, применяется в рамках администрирования образовательной деятельности.

Также Университет ведет работу над повышением эффективности привлечения благотворительных спонсорских средств и целевых пожертвований и средств в эндаумент-фонд.

Так, в 2024 увеличился размер целевого капитала МГПУ более, чем на 15% по сравнению с 2023 годом, и по состоянию на 31.12.2024 года составил более 75 млн руб., а с момента участия Университета в программе «Приоритет-2030» размер целевого капитала увеличен на 80% (в сумме 35 млн руб.).

Наравне с наращиванием числа новых направлений, обеспечивающих увеличение объема доходов, приоритетной задачей станет оптимизация расходов.

Одним из значимых направлений минимизации станет сокращение затрат на администрирование бизнес-процессов университета. Это будет достигнуто благодаря цифровизации бизнес-процессов, что позволит значительно сократить затраты на их администрирование.

Кроме того, будет внедрена и усовершенствована система оплаты труда, основанная на показателях эффективности каждого сотрудника и всего коллектива в целом. Это направлено на повышение материальной заинтересованности работников, улучшение качества их труда, а также на стимулирование творческой активности и повышение результативности. Система будет учитывать индивидуальный вклад каждого сотрудника в общие результаты работы и предусматривать дифференцированный подход к поощрению трудовых коллективов и отдельных специалистов.

В результате оптимизации расходов по гражданско-правовым договорам в 2024 году, сумма которых превысила 100 млн руб., были предприняты меры, направленные на улучшение условий оплаты труда научно-педагогических работников (НПР). Целью этих мер является увеличение фонда оплаты труда НПР до уровня, при котором средняя заработная плата работников НПР составит не менее 200% от средней заработной платы в регионе. Эти меры осуществляются в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

В 2024 году на заработную плату работников НПР было направлено более 3 млрд руб., что составляет более 65% от общего фонда заработной платы Университета. Ежегодно планируется увеличение гарантированной заработной платы работников, установленной трудовым договором, не менее чем на 7%. Кроме того, оптимизация расходов позволит направить высвободившиеся средства на проведение исследований и разработок новых продуктов.

Помимо этого, следует подчеркнуть, что образование не может полноценно развиваться на основе исключительно предпринимательской деятельности. Значительную часть расходов на образование должно нести государство, поскольку процесс осуществления вузом своих уставных функций обладает рядом характеристик общественного блага, потребление которого является всеобщим.

Так, совместная работа Департамента образования и науки города Москвы и Университета привела к решению об увеличении подушевого финансирования услуг высшего образования на 2025 год. Дополнительно в 2025 году университет планирует привлечь более 500 млн руб. в качестве субсидии. Эти средства будут направлены на создание современной образовательной инфраструктуры. В рамках этого проекта планируется оснастить учебные корпуса современной и безопасной ученической мебелью, а также оборудованием и оснащением для учебных аудиторий. В планах приобретение новейшей компьютерной, мультимедийной и копировально-множительной техники, а также интерактивных панелей. Кроме того, будет обеспечено оснащение мест общего пользования, спортивных и актовых залов. Для организации учебного процесса и подготовки видеолекций будет закуплено видеооборудование, системы хранения баз данных и оборудование для видеонаблюдения.

Система управления университетом

В Университете реализуется смешанная модель управления, сочетающая в себе линейно-функциональные, линейно-штабные и матричные элементы.

Центральными органами управления в рамках линейно-функционального элемента модели, ориентированного на иерархическую структуру с разделением функциональных направлений, выступают ректорат и ученый совет. В целях определения и поддержки стратегических направлений сформированы наблюдательный и попечительский советы. Оперативное управление образовательными и исследовательскими политиками осуществляют руководители структурных подразделений.

Управленческая система включает ряд административных подразделений, координирующих сквозные бизнес-процессы, в том числе деятельность в области цифровой трансформации (управление информационных технологий и сервисов; управление информационными продуктами и бизнес-процессами), в области исследовательской политики (управление научных исследований и разработок), в области образовательной политики (управление учебно-методической работы), в области кампусной политики (эксплуатационно-ремонтное управление), в области молодежной политики (управление коммуникаций и молодежной политики) и др.

Вместе с тем для обеспечения гибкости и оперативности в принятии решений касаемо реализации программы развития Университета в рамках ПСАЛ «Приоритет-2030» создан стратегический комитет и реорганизовано управление стратегического развития путем создания в его структуре отдела комплексного сопровождения программы развития Университета, на который возложены функции проектного офиса программы (линейно-штабной элемент модели). Кроме того, за время участия МГПУ в ПСАЛ «Приоритет-2030» ряд целей в части трансформации системы управления Университетом достигнуты форсированными темпами. Например:

практически завершен переход к департаментской системе администрирования программ в учебных структурных подразделениях (матричный элемент модели): руководитель образовательной программы подбирает кадровые ресурсы, а Университет предоставляет организационные сервисы для сопровождения программ), что позволило преодолеть проблему «закрытости» распределения часов и работы со студентами на основе только субъективной оценки их результатов преподавателями в рамках деканатско-кафедральной системы;
реализован опыт работы многофункционального студенческого центра, позволяющего вести работу со студентами в любом учебном корпусе вне зависимости от института, где они обучаются;
отработан механизм синхронизации рейтинга эффективности деятельности учебных институтов с наиболее релевантными показателями ключевых российских и международных рейтингов университетов (ПСАЛ «Приоритет-2030», QS World University Raiting, Рейтинг лучших вузов России RAEX–100, «Три миссии университета», Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования и др.).

Проблемный контекст в системе управления Университетом определяют следующие факторы:

процедуры проектирования и обновления стратегии развития и политик реализуются централизованно с недостаточной активностью вовлечения сотрудников;
управленческая информация собирается неавтоматизированно и предоставляется только по запросу, что занимает много времени и повышает административные издержки.

С учетом перечисленных проблем целевая модель обновления системы управления ориентируется на следующие векторы роста:

(1) использование проектного подхода в управлении и матричных схем формирования команд и их взаимодействия;

(2) краудсорсинговая модель проектирования и обсуждения стратегии, ориентированная на вовлечение широкого круга сотрудников;

(3) развитие механизмов автоматизированного сбора информации о деятельности структурных подразделений для управления на основе больших данных.

Переход к проектному подходу (1) является ключевым направлением модернизации модели управления и реализации программы развития в среднесрочной перспективе. Проектный подход реализуется за счет создания и деятельности сети команд, развивающих различные направления и обеспечивающих стратегическое проектирование и исследования по тематике проекта. Команды обеспечиваются финансовыми, интеллектуальными, кадровыми и материально-техническими ресурсами, самостоятельно определяют систему показателей, структурированную по годам. Каждая из команд определяет перечень решений, возникающих в ходе реализации проекта. Использование матричного подхода обеспечивает создание межинститутских команд и реализует модель распределенного управления Университетом.

Для вовлечения сотрудников в стратегическое управление (2) будут созданы механизмы коллективного обсуждения политик, стратегических проектов и их реализации. Будет расширен опыт использования специализированного внутриуниверситетского интернет-сервиса обсуждения стратегических проектов, доступный в личных кабинетах каждого сотрудника. Будет разработана и реализована дорожная карта «стратегических конференций» — регулярных открытых событий для всех сотрудников МГПУ по вопросам реализации стратегии развития.

В МГПУ регулярно используются практики вовлечения всех заинтересованных участников проектирования программы развития Университета в обновление стратегических задач и перечня конкретных тактических решений. Периодически используются такие инструменты планирования как специальные электронные сервисы, когда любой сотрудник может предложить научную тему исследований, выставить её на общее критическое обозрение; краудсорсинговые платформы для всеобщего обсуждения документов; выездные стратегические сессии; масштабные мероприятия с вовлечением всех работников из числа НПР (например, «Большая конференция», в рамках которой каждый научный сотрудник докладывает результаты своих исследований); и т. д. Однако эти формы постоянно меняются, и в настоящий момент в этой области не установлено единого стандарта обеспечения общего участия в принятии решений по стратегическому развитию.

Для целей управления на основе данных (3) будут автоматизированы процессы сбора и аналитической обработки собираемой информации. Будет создан электронный сервис, автоматически аккумулирующий данные административных подразделений для мониторинга показателей эффективности в режиме реального времени. На основе данных будет осуществляться прогнозирование возможных рисков. Каждый из руководителей институтов, а также ректорат МГПУ будут иметь личные кабинеты для работы с такими электронными отчетными панелями (дашбордами).

Развитие механизмов автоматизированного сбора данных о деятельности структурных подразделений позволит расширить практику внутренней оценки и рейтинга эффективности подразделений. Система мониторинга затронет следующие направления деятельности каждого института: качество приема, работа с иностранными студентами, исследовательская деятельность и аспирантура, развитие сектора дополнительного образования, привлечение внешних грантов, финансовые условия для сотрудников и некоторые другие. Показатели внутреннего мониторинга будут синхронизованы с показателями настоящей программы развития. На основе мониторинга ежегодно будут формироваться нормированные рейтинги подразделений и определяться карты дефицитов и роста для каждого из институтов.

Также предполагается активное вовлечение Попечительского совета в вопросы реализации стратегии развития Университета, в особенности — обсуждение конкретных проектов стратегического лидерства и разработки коммерциализированных продуктов.

Реализация указанных мер по изменению системы управления Университетом обеспечит рост эффективности системы управления в области науки, технологий и инноваций, которая будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок, росту капиталовложений в указанную сферу, результативности и востребованности исследований и разработок (п. 29 Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации).