Top.Mail.Ru

Общие положения: результаты и текущее состояние


Краткая характеристика

Московский городской педагогический университет (МГПУ) был создан в 1995 году Правительством Москвы в целях решения проблем дефицита учителей и других специалистов в системе столичного образования. За прошедшие годы Университетом была решена масштабная задача по формированию городской системы подготовки и развития учителей.

Сегодня МГПУ — один из крупнейших педагогических вузов страны, реализующих программы практически всех уровней образования, лидирующий среди педагогических вузов России по среднему баллу ЕГЭ зачисленных на бюджет, а также, согласно предметному рейтингу рейтингового агентства «РАЭКС Аналитика» (RAEX), с 2022 года среди всех российских вузов по своему основному профилю — педагогическому образованию.

В структуру Университета входят:

  • восемь учебных институтов, реализующих программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры;
  • институт среднего профессионального образования имени
    К. Д. Ушинского, образованный в результате присоединения к МГПУ почти всех московских педагогических колледжей;
  • институт непрерывного образования, реализующий программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей Москвы и других регионов РФ, иные программы дополнительного и дополнительного профессионального образования для детей и взрослых, в том числе для людей пенсионного возраста (проект «Серебряный университет»);
  • два института, осуществляющих научно-исследовательскую и проектную деятельность: научно-исследовательский институт урбанистики и глобального образования, институт содержания, методов и технологий образования;
  • институт развития профильного обучения, созданный с целью организации и сопровождения образовательной деятельности профильного обучения, предпрофессионального образования и реализации городских образовательных проектов в рамках программ основного общего и среднего общего образования;
  • две общеобразовательные школы: университетская и цифровая;
  • филиал в Самаре.

Городской распределенный кампус Университета, представляющий совокупность университетских объектов, интегрированных в различные городские пространства, насчитывает 52 объекта.

В МГПУ обучаются 19 211 человек, среди них 10 259 студентов бакалавриата и специалитета, обучающихся по различным направлениям подготовки, среди которых: педагогическое образование, психология, специальное (дефектологическое) образование, юриспруденция и управление, бизнес-информатика, социология, филология, история, лингвистика, физическая культура, дизайн, музыкальное образование, актерское искусство и ряд других. Количество обучающихся по программам магистратуры и аспирантуры составляет 3 869 и 527 человек. Количество обучающихся по программам среднего профессионального образования и общего среднего образования — 3 534 и 1 022 человек. В Университете ежегодно реализуется 142 магистерские, 138 бакалаврских программ, 50 программ аспирантуры и 1 программа специалитета. В 2024 году в Университете по программам дополнительного образования обучилось 65 502 человека, что в 3,7 раз превышает показатели 2014 года.

Успешность, лидерские амбиции и востребованность Университета подкрепляются позициями в российских и международных рейтингах. Международная значимость Университета признана представленностью в рейтинге «Три миссии университета». За последние пять лет МГПУ вплотную приблизился к первой половине Рейтинга лучших вузов России RAEX-100. В Национальном рейтинге университетов (ИНТЕРФАКС) МГПУ за аналогичный период преодолел почти 100 позиций.

МГПУ сотрудничает с московскими, региональными и международными образовательными и научно-исследовательскими организациями, предприятиями высокотехнологичного производства, бизнес-структурами. Партнерская база взаимодействия с университетами насчитывает более 130 соглашений.

Ключевые результаты развития в предыдущий период

Наиболее выразительно специфика МГПУ как городского университета начинает проявляться с 2014 г. К этому времени Университет уже представляет собой многопрофильный научно-образовательный центр с инновационной инфраструктурой, активно вовлеченный в научно-исследовательскую деятельность и удовлетворяющий самые разнообразные научные, образовательные и экспертные потребности органов власти и управления, населения города Москвы и других регионов РФ. Активно внедряются современные образовательные технологии, включая дистанционное обучение, интерактивные методы и проблемное обучение, ориентируясь на потребности рынка труда и востребованные городские профессии.

Московский городской педагогический университет со дня основания является активным участником городских проектов, а также является активным участником разработки стратегии и программ развития города.

В 2017 году запустил совместно с Правительством Москвы проект «Серебряный университет» для людей пожилого возраста, где выступил одним из инициаторов проекта «Московское долголетие». В период с 2017 по 2024 года в «Серебряном университете» обучилось 34 767 человек.

С 2020 г. в связи с рядом факторов (потребностью трансформации университетов в центры инноваций и социально-экономического лидерства, необходимостью расширения форматов реализации образовательной,  исследовательской деятельности из-за пандемии COVID-19 и др.) МГПУ трансформирует вектор своего развития с исключительно «университета для города» на «университет как центр новых социально-гуманитарных практик для мирового города и мира городов», где рождаются новые практики развития человеческого потенциала, реализуемые в логике проектного и командного подхода по ключевым направлениям — университет для города, студенческие стартапы, хаб дополнительного образования (открытое образование и исследования, развитие образовательного и социально-культурного потенциала города); проекты для системных изменений (трансформация образовательной политики, разработка и внедрение новых исследовательских протоколов, цифровой кампус), создание новых образовательных, исследовательских и управленческих практик (довузовское профессиональное образование, трансформация кампуса университета в открытое образовательное пространство, создание цифровых проектов и Института цифрового образования); реализация механизмов для обратной связи по результатам деятельности вуза через внедрение систем сертификации и оценки компетенций для студентов университета, позволяющую выстраивать диалог с работодателями, выявлять дефициты, подстраивать корректировки и перспективы развития образовательных программ, и построение сообщества выпускников.

С 2020 г. МГПУ взял ориентир на цифровизацию университета и начал ускоренное внедрение умных сервисов, системы управления обучением с поддержкой цифровых ассистентов в учебном процессе и его сопровождении, сформировал цифровой кампус, который помогает всем участникам образовательного процесса погружаться в цифровую среду и реализовывать свои профессиональные и образовательные потребности в удобном формате — онлайн или гибридном.

За последние 10 лет МГПУ прошел путь от образовательной организации, ориентированной на поддержание кадрового потенциала в области педагогических работников г. Москвы, до университета — центра компетенций и экспертизы в области цифрового образования и цифровой дидактики как ресурса развития человеческого потенциала, основанного на разработке прикладных решений и проектов, создании реальных городских практик, который исследует и развивает мировой город, ориентируется на интересы горожан и городские сообщества.

Университет трансформировал свой учебный процесс и совместно с новыми методическими и технологическими решениями (цифровые персоны, цифровое зеркало занятия, международный центр по изучению ИИ) предлагает разнопрофильные направления подготовки, в том числе программы по подготовке специалистов по работе с языковыми моделями, машинному обучению и искусственному интеллекту.

Все образовательные программы МГПУ имеют межпредметное наполнение в виде адаптированных к их задачам специальных предметов (включая работу с большими данными, предпринимательские и стартап-компетенции, получение мягких навыков), возможность получения дополнительной специализации и предметов по выбору.

В рамках учебного процесса организованы различные виды практик (педагогическая, производственная, научно-исследовательская и др.), которые проходят на базе ведущих образовательных учреждений Москвы и Московской области, а также в коммерческих компаниях. Проводятся фундаментальные и прикладные исследования. Университет участвует в создании и реализации ключевых городских проектов, привлекает к сотрудничеству международных партнеров, реализует академические обмены, развивает собственный кадровый потенциал, активно взаимодействует с городской инфраструктурой через разнообразные фестивали и мероприятия.

На данный момент Университет выступает в качестве организации, предлагающей многопрофильное образование, социально-экономические, гуманитарные, точные и естественные науки. С 2014 года по н. в. в Университете реализованы такие направления, как русский язык и литература, география, история, биология, химия, лингвистика, математика, бизнес аналитика и большие данные, музыка, актерское искусство, логопедия и дефектология и т. д. По некоторым из реализуемых направлений университет входит в перечень международных рейтингов. МГПУ по профилю «педагогическое образование» является лидером среди российских вузов по данным рейтингового агентства РАЭКС Аналитика (RAEX). Высокий рейтинг вуза в области «Образование и подготовка» фиксируется в предметном рейтинге университетов QS и в предметных рейтингах RAEX по направлениям «Лингвистика и иностранные языки», «Филология и журналистика», «История и археология» (топ-10), а также по направлениям «Социология» и «Право» (топ-20).

За 2014-2024 гг. университет получил передовой опыт научно-исследовательских практик в международных и региональных консорциумах с представителями международных университетов, а также ведущими представителями бизнес и государственных структур, что позволило в дальнейшем сформировать устойчивую сеть контактов и заинтересованных в деятельности университета организаций. В этот период Университет поддерживал отношения с более чем 100 ведущими зарубежными научными организациями по вопросам реализации совместных научных коллабораций и исследовательских проектов, развития треков академической мобильности НПР и студентов, а также участия в профильных международных ассоциациях.

Университет ежегодно заключает договоры с образовательными организациями и акторами из числа представителей различных секторов экономики для реализации образовательных практик, обмена передовыми технологиями и реализации исследований, как например, создание на базе МГПУ Российско-китайского центра искусственного интеллекта в образовании совместно с Педагогическим университетом Центрального Китая для проведения исследований в области использования ИИ и публикации полученных результатов; совместный проект со «СберОбразованием» по оценке, развитию и внедрению цифровых технологий в образовательные программы.

В 2021 г. Московский городской педагогический университет вошел в список университетов, отобранных для участия в программе академического стратегического лидерства «Приоритет-2030», а через два года участия по решению Комиссии Министерства науки и высшего образования Российской Федерации становится лидером «базовой части» среди университетов-участников.

За последнее десятилетие МГПУ сформировал устойчивую базу по ключевым направлениям деятельности для последующего развития и встраивания в современную повестку технологического лидерства.

Анализ современного состояния МГПУ (по ключевым направлениям деятельности) и имеющийся потенциал

В ходе приемной кампании 2024 года было подано 57 294 заявлений, из них: на программы высшего образования — 54 316, на специальности среднего профессионального образования — 2 978. Среди основных индивидуальных достижений абитуриентов наблюдаются победители и призеры олимпиад и всероссийских конкурсов, призеры номинаций «Педагогический класс», победители и призеры спортивных конкурсов и олимпийских игр, сертификаты программы «Московский учитель», победители и призеры конкурса «Педагог года Москвы», победители и призеры Межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» и т. д.

Ежегодно в целях поиска и реализации стартап-проектов Университетом проводятся акселерационные программы и проектные игры проекта «Моло.Ко: Молодые команды» с участием студентов других вузов: РЭУ им. Г. В. Плеханова, НИУ ВШЭ, МГППУ.

В рамках программ магистратуры реализуется модель интеграции онлайн-курсов как элективной части образовательных программ с использованием собственных и совместных партнерских разработок (ВШЭ и МИСИС) через систему сетевого взаимодействия. Ежегодно студентами предлагается к выбору более 70 онлайн-курсов, созданных преподавателями МГПУ и сторонними вузами-партнерами.

В Университете запущен процесс по переводу лекций, которые традиционно проводились в аудитории, в формат видеолекций. Для эффективной реализации этой инициативы в учебных корпусах были оборудованы специализированные студии, предназначенных для производства образовательного видеоконтента.

Общее количество трудоустроенных выпускников составляет 84 % от общего количества выпуска. Большинство выпускников Университета закрепилось в сфере «Образование и наука», что обусловлено спецификой Университета. В 2024 году число таких специалистов, трудоустроившихся в различные образовательные организации, составило 60,5% от общего контингента выпускников. Выпускники таких укрупненных групп специальностей и направлений как 44.00.00 Образование и педагогические науки, 37.00.00 Психологические науки, 42.00.00 СМИ и информационно-библиотечное дело, 38.00.00 Экономика и управление, 52.00.00 Сценическое искусство и литературное творчество, 53.00.00 Музыкальное искусство, 49.00.00 Физическая культура и спорт, оказались самыми востребованными на рынке труда.

Университет активно сотрудничает с индустриальными партнерами и образовательными организациями в разработке и реализации программ высшего образования. Университет заключил соглашения с компаниями VR Concept для проведения учебной и производственной практики в программе «Виртуальная и дополненная реальность в образовании» и прикладного цифрового акселератора; с НИУ ВШЭ и МИСиС в области внедрения онлайн-курсов в основную программу обучения; совместная магистерская программа с ООО «1С-Паблишинг» по подготовке учителей математики для работы в условиях цифровой образовательной среды; взаимодействие с ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России и с НИТУ МИСиС по реализации образовательных программ бакалавриата «Логопедия и основы нейропсихологии», «Математика и информатика» и «Информатика и английский язык»; с исследовательским консорциумом «Развитие личностного потенциала в образовании» (учредитель: Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее») по реализации сетевой магистерской программы «Развитие личностного потенциала в образовании: персонализация и цифровизация» (44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»); со СберОбразованием в области реализации совместного проекта — «Цифровое зеркало учебного занятия».  В области международного образования в университете реализуется программа двойного диплома «Начальное образование в поликультурном социуме» с ведущим университетом Республики Казахстан — Казахским национальным педагогическим университетом имени Абая (КазНПУ им. Абая).

В связи со стремительным развитием искусственного интеллекта в 2023 году МГПУ первым из российских вузов официально разрешил применять нейросети при написании выпускных квалификационных работ (ВКР). Это решение отражает стремление Университета адаптировать образовательный процесс к цифровым реалиям и подготовить обучающихся к работе в условиях новой технологической трансформации.

Научно-исследовательская повестка МГПУ складывается из нескольких направлений. Реализуется 13 исследовательских проектов, отобранных в результате проведения конкурса инициативных научно-исследовательских и организационно-методических проектов. Проведен конкурс студенческих научно-исследовательских статей обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования «КОД науки», направленный на формирование исследовательской культуры. Проведена пилотная апробация сервисов информационной системы подготовки научных сборников к публикации, продолжается грантовая поддержка ученых, публикующих результаты своих исследований в журналах, входящих в международные наукометрические системы (77 человек). В международных изданиях опубликовано 116 статей. Университет подал заявку на регистрацию журнала «Lingua Multica» по вопросам литературоведения, лингвистики, лингводидактики и культуроведения.

МГПУ — один из лидеров среди педагогических университетов по уровню цитирований научных публикаций. Согласно системе Science Index, число цитирований за период с 2015–2024 годы составило 303 193.

Общий объем средств от научных исследований в 2024 году составляет 2 296,7 млн рублей, в том числе из средств государственного задания — 2 229 млн рублей, грантов РНФ — 14,1 млн рублей, средств сторонних заказчиков — 53,6 млн рублей. В общем объеме средств Университета внебюджетные средства составляют 1 778 714,7 тыс. рублей (29 %), в том числе: средства от организаций — 147 413,9 тыс. рублей (8,3%), средства населения — 1 577 869,5 тыс. рублей (88,7 %), иностранные источники — 53 431,3 тыс. рублей (3%).

Университет обладает значительным кадровым потенциалом. Общая численность профессорско-преподавательского состава составляет 1 015 человек, в том числе 871 штатный преподаватель. Общая численность научных работников — 65 человек, в том числе 56 штатных. В учебном процессе занято 215 доктора наук (в том числе 180 штатных) и 705 кандидатов наук (в том числе 599 штатных). Доля молодых кандидатов и докторов наук — 5 %.

С 2014 по 2024 гг. МГПУ значительно улучшил свою материально-техническую базу. Количество корпусов возросло с 40 до 52, что способствует расширению учебных и административных возможностей. Открытие второй гостиницы с вместимостью 924 человека и запуск нового спортивного комплекса в ИЕСТ улучшают условия для студентов и сотрудников. Также были введены в эксплуатацию здания с проектной наполняемостью 470 и 400 человек, что говорит о возрастающих потребностях в учебных пространствах. В 2024 году в имущественный комплекс Университета вошли 5 новых корпусов. Эти изменения подчеркивают стратегический подход МГПУ к модернизации инфраструктуры и улучшению образовательного процесса, а также созданию комфортных условий для учебы и проживания.

Примером продуктивного сотрудничества с индустриальным партнером может служить и производство по заказу НИЦ «Курчатовский институт» образовательного видеоконтента: с 2023 по 2024 гг. МГПУ произвел 120 междисциплинарных образовательных видеороликов для проекта «Курчатовские классы».

Спортивные проекты Университета систематически получают грантовую поддержку в форме субсидий: «Лаборатория студенческого спорта» — 10 млн руб., «Больше, чем бег» — 13,5 млн руб. Также в 2024 году Университету удалось привлечь бюджетное финансирование на сумму более 408,2 млн руб. в рамках реализации общегородских мероприятий и расширения структуры Университета новыми подразделениями, такими как: центр непрерывного художественного образования, управление правового обеспечения интересов города Москвы в сфере образования и др.

За последние 10 лет МГПУ достиг значительных успехов в образовательной, научной и инновационной сферах. Университет стал лидером в области цифровой трансформации, внедрения новых образовательных технологий и развития инфраструктуры.

Вызовы, стоящие перед МГПУ

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации профильными рабочими группами, включающими экспертов в области образования, педагогов, ректоров ведущих университетов, представителей бизнеса, госкорпорации, учащихся, разрабатывается Стратегия развития системы образования в Российской Федерации до 2036 года с перспективной до 2040 года, которая призвана сформировать образ будущей системы образования, определить долгосрочные цели и ключевые ориентиры развития, позволяющие системе образования эффективно отвечать на вызовы времени и запросы общества.

На этапе разработки новая Стратегия фиксирует пять обобщенных вызовов современного образования: демографическая яма; неравные стартовые возможности и разобщённость социальных групп; трансформация миропорядка и ценностная война против России; необходимость обеспечения технологического лидерства и устойчивой и динамичной экономики; стремительное развитие искусственного интеллекта и цифровых технологий. Как на элемент системы российского образования перечисленные вызовы распространяют свое влияние и на МГПУ.

Так, трансформация миропорядка как вызов закономерно отразилась на векторе международного научно-образовательного взаимодействия Университета. МГПУ наравне с другими вузами РФ ограничен в сотрудничестве с ведущими зарубежными издательствами и в доступе к научно-исследовательским разработкам и публикациям в международных наукометрических базах, что, в свою очередь, повлияло на интеграцию в мировое научное сообщество и препятствует распространению результатов исследователей. В Университете наблюдается снижение количества публикаций в зарубежных научных изданиях, а также сложности в выстраивании международных научных коллабораций с исследователями из ряда зарубежных стран.

Курс на технологическое лидерство также весьма чувствителен для МГПУ как гуманитарного вуза, поскольку побуждает к рефлексивным самооценке своего потенциала и самоопределению в части готовности, с одной стороны, создавать технологии, отвечающие высоким требованиям лидерства; с другой — вносить свой гуманитарный вклад внутри контура системы распределенного обучения технологических лидеров (кооперации с техническими вузами-партнерами). Ответом на данный вызов в рамках программы развития МГПУ являются стратегический технологический проект (п. 5) и стратегическая цель № 03 (пп. 3.4.1-3.4.4).

Последние отвечают также на вызов экспансии искусственного интеллекта и цифровых технологий в образовании, «кричащим» индикатором которой служит динамика числа публикаций в области ИИ в научных изданиях, индексируемых в Scopus, за период 2010-2023 гг. (в мире число таких публикаций выросло в 7,2 раза, в России — в 10,9 раза). При этом сам ИИ и его использование рассматривается в качестве одной из кандидатных технологий, призванных обеспечить переход на новый технологический уклад, обуславливающий в том числе трудоемкий процесс масштабной работы по обновлению и усовершенствованию системы высшего образования (всероссийский форум «ИИ в высшем образовании. Педагогические вызовы и перспективы российских университетов», 2024).

Стратегический технологический проект МГПУ призван также стать ответом на вызов по разработке механизмов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности гуманитарного вуза в контексте технологического лидерства. От Университета данный вызов потребует серьезных трансформационных решений и преобразований.

Специфике МГПУ как городского университета, интегрированного в городскую среду столицы и ориентированного на решение городских задач, соответствует и ряд уникальных вызовов: стремительные темпы опережающего развития Москвы, запрос на развитие системы независимой оценки качества компетенций студентов и трансформация дидактики современного образования. Парциальный задел на их решение был сделан Университетом на первом этапе реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Ежедневная трансформация столицы во всех сферах (от городского планирования и инфраструктурного развития до цифровизации и внедрения устойчивых технологий) требует не только оперативной реакции, но и прогнозирования на уровне социальных эффектов. Для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда на национальном и региональном уровнях критически важно учитывать актуальные запросы работодателей и требования, предъявляемые к уровню профессиональных компетенций со стороны современной экономики. Стратегический курс России на технологическое лидерство и достижение новых национальных целей приводит к переосмыслению роли гуманитарных технологий в распределённой системе подготовки технологических лидеров, что требует изменений не только в содержании образования, но и в дидактике — методах, формах и подходах к обучению на всех уровнях образования.

Перечисленные вызовы являются смыслообразующими для развития МГПУ. Программа развития Университета до 2030 года с перспективой до 2036 года, ее стратегические цели и стратегический технологический проект являются попыткой ответа на них.