Top.Mail.Ru

Планируемые мероприятия по достижению целевой модели


Описание стратегических целей развития МГПУ и стратегии их достижения

На первом этапе участия в реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» (2021−2024 гг.) ядром программы развития Московского городского педагогического университета для создания модели городского университета наравне с обновлением базовых процессов и политик реализовывались три стратегических проекта: «Городские социально-гуманитарные практики», «Комплексная система оценивания образовательных результатов» и «Цифровая дидактика».

Перезагрузка ПСАЛ «Приоритет-2030» с 2025 года и ее переориентация на курс стратегического технологического лидерства, а также достигнутые на предыдущем этапе результаты университетских стратпроектов заставляют переформатировать их под формат стратегических целей с новой смысловой переакцентовкой:

— целеполагание стратегического проекта «Городские социально-гуманитарные практики» смещается с проектно-исследовательской фокусировки на разработке комплексной модели взаимодействия Университета и города на основе научных исследований, разработок и трансляции социально-гуманитарных практик для развития потенциала сообществ и инфраструктуры (данная цель достигнута за годы реализации программы развития) на комплексную разработку подходов к измерению социальных эффектов от реализации социально-ориентированных практик, проектов, программ и инициатив;

— целеполагание стратегического проекта «Цифровая дидактика» становится частью более широкой стратегической цели по разработке дидактики современного образования (на разных уровнях);

— целеполагание стратегического проекта «Комплексная система оценивания образовательных результатов» концентрируется на формировании городских механизмов сертификации квалификаций специалистов различных отраслей экономики.

Стратегическая цель № 01

Создание новых подходов, механизмов и методов проектирования и прогнозирования, мониторинга и оценки эффективности социально ориентированных проектов Университета

Описание содержания стратегической цели № 01

На предыдущем этапе участия МГПУ в ПСАЛ «Приоритет-2030» (2021-2024 гг.) в рамках проблемного контекста проекта «Городские социально-гуманитарные практики», связанного с глобальными вызовами интеграции университетов в жизнь городов, усилением процессов урбанизации, роста значимости городских сообществ, Университетом была разработана комплексная модель взаимодействия Университета и города по результатам проведенных исследований для города и трансляции социально-гуманитарных практик для развития потенциала городских сообществ и городской инфраструктуры.

Университетом были выявлены и описаны современные городские практики, обладающие потенциалом транспонирования (переноса) в деятельность вузов различных регионов, разработана система сбора и систематизации лучших практик взаимодействия университетов и городов.

Завершен процесс формирования механизмов интеграции социально-гуманитарных практик в систему непрерывного городского образования и создан хаб программ дополнительного образования, который проводит системный мониторинг и маркетинговый анализ рынка инновационных решений в разных областях, изучает образовательные запросы городских сообществ и городских организаций, а обнаруженная «стыковка» запросов и новых социально-гуманитарных практик становится основой для разработки образовательных продуктов.

Продолжается процесс повышения уровня открытости университетских исследований и проектов, который обеспечивается вовлечением горожан и сообществ в обсуждение острых вопросов современной науки и городской жизни как на открытых городских площадках, так и на созданном научно-просветительском портале МГПУ PRIZMA.

Кроме того, в ходе реализации проекта «Городские социально-гуманитарные практики» обозначились новые вызовы и возможности в повестке Университета как Университета глобального города. Социально-гуманитарные практики или проекты для горожан, реализованные Университетом за период 2022-2024 гг. и направленные на 1) формирование открытого образовательного и исследовательского пространства Университета; 2) усиление интеграции с городскими мега-проектами; 3) рост инициатив для развития образовательного и социокультурного потенциала города, являются проектами социально ориентированными. Социально ориентированные проекты, характеризующиеся долгосрочным фокусом на системных трансформациях, играют важнейшую роль в создании изменений в мире. Реализация, управление и контроль таких проектов обусловливают необходимость оценки организацией их эффективности и результативности для общества — оценке социального воздействия и доказательства социальной ответственности организаций. На сегодняшний день социальное воздействие является важным аспектом концепций корпоративной социальной ответственности и экологического, социального и корпоративного управления (ESG) коммерческих и некоммерческих организаций в связи с целями и ценностями устойчивого развития.

В этой связи возникают вопросы:

Каким образом измерять социальное воздействие (impact) социально ориентированных проектов Университета? Каким образом осуществлять мониторинг и оценку социального воздействия и импакт-инвестирования проектов Университета в контексте политики устойчивого развития, научно-технологического и социально-экономического роста страны?

Сегодня МГПУ — это не только Университет, подготавливающий педагогов, но и городской университет, открытый к взаимодействию с мегаполисом и городскими сообществами и готовый брать на себя ответственность за поддержание концепции устойчивого развития и внедрение инноваций на благо жителей столицы.

Стратегической целью развития Университета № 01 на период до 2030 года с плановым горизонтом до 2036 года будет являться создание новых подходов, механизмов и методов проектирования и прогнозирования, мониторинга и оценки эффективности социально ориентированных проектов Университета, а также создание моделей трансфера и тиражирования разработок Университета с целью   устойчивого взаимодействия  образовательных организаций высшего образования с государственными органами исполнительной власти и бизнес-сообществом.

Новые подходы и механизмы проектирования и прогнозирования, мониторинга и оценки реализации деятельности будут основаны на междисциплинарном подходе с учетом возрастающей актуальности синтетических (междисциплинарных) научных дисциплин, созданных на стыке психологии, социологии, политологии, истории и научных исследований; а также будут связаны с этическими аспектами научно-технологического развития, изменениями социальных, политических и экономических отношений.

Стратегическая цель развития Университета № 01 будет включать следующие направления:

  • разработка, апробация и тиражирование эффективных методов долгосрочного прогнозирования и оценки деятельности, позволяющих создать новую экосистему, основанную на доказательном подходе в социальной политике и принятии основанных на данных управленческих решений в социальной сфере;
  • создание моделей механизма трансфера прикладных исследований и разработок Университета (методов и инструментов проектирования, прогнозирования и оценки) для устойчивого взаимодействия с государственными органами исполнительной власти, научными организациями и бизнес-сообществом;
  • обеспечение лидирующих позиций Университета в области создания и распространения практик (инструментов и решений) содействия социальной устойчивости города, повышению экономического роста региона.
Целевые качественные и количественные показатели (индикаторы) достижения стратегической цели № 01

Качественные показатели:

  • создание методологии проектирования и оценки социального воздействия и импакт-инвестирования социально ориентированных проектов, программ и инициатив для обеспечения целей устойчивого развития города;
  • создание библиотеки научных инструментов в области доказательного подхода в социальной политике для отраслей экономики (образование, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт, туризм и др.);
  • создание и продвижение корпоративных моделей содействия устойчивому городскому развитию в части социально-гуманитарных практик.

Количественные показатели:

  • инструмент оценки социального воздействия и социально-экономического вклада социально ориентированных проектов, программ и инициатив, в том числе каталог критериев и индикаторов по оценке мер социально-экономической политики с позиций доказательного подхода;
  • модели оценки социального воздействия и социального возврата на инвестиции социально ориентированных проектов, программ и инициатив;
  • открытая цифровая библиотека материалов, обзоров и решений (научных, научно-методических, практических, аналитических) в области доказательного подхода в социальной политике для различных отраслей экономики (образование, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт, туризм и др.);
  • модель устойчивого развития университетов новой формации на основе ESG-принципов: ESG-стандарты для высшего образования (на основе анализа существующих российских и зарубежных стандартов в бизнесе и некоммерческом секторе, образовании); ESG-стратегии Университета (на основе анализа методологических инструментов оценки соответствия корпоративных моделей развития ESG-критериям).
Описание стратегии достижения стратегической цели № 01

Стратегическая цель развития Университета № 01 будет достигаться с помощью реализации следующих мероприятий:

Мероприятие 1. Разработка механизмов и инструмента проектирования и оценки социального воздействия и импакт-инвестирования социально ориентированных проектов, программ и инициатив для обеспечения целей устойчивого развития города.

Мероприятие направлено на создание эффективных методов долгосрочного прогнозирования, мониторинга и оценки деятельности для обеспечения доказательного подхода в социальной политике и принятия основанных на данных управленческих решений в социальной сфере государственного управления, научно-образовательного сообщества, бизнеса.

Мероприятие будет включать разработку:

  • модели оценки социального воздействия и социального возврата на инвестиции социально ориентированных проектов, программ и инициатив (в сфере дошкольного образования; в сфере общего образования; в сфере формирования социальной идентичности сообществ; в сфере научно-технологического развития и др.);
  • инструмента оценки социального воздействия и социально-экономического вклада социально ориентированных проектов, программ и инициатив;

Мероприятие 2. Библиотека научных инструментов в области доказательного подхода в социальной политике для различных отраслей экономики (образование, здравоохранение, социальная защита, физическая культура и спорт, туризм и др.).

Мероприятие направлено на трансфер научных инструментов доказательной социальной политики в целом, доказательной урбанистики в частности, в практику принятия управленческих решений органов региональной исполнительной власти и бизнес-сообщества.

Будет разработана классическая цифровая библиотека с различными вариантами доступа (доступ по демоверсии, доступ к ограниченному варианту инструментов, полный доступ (платный).

Мероприятие 3. Разработка и тиражирование практик корпоративных моделей устойчивого развития университетов новой формации на основе ESG-принципов.

Мероприятие направлено на трансформацию университетской корпоративной культуры и подходов к управлению на основе современной ESG-повестки — совершенствование методологических инструментов оценки соответствия корпоративных моделей развития ESG-критериям и консолидации научной, методологической и образовательной базы. Университеты, участвующие в ПСАЛ «Приоритет-2030», как драйверы трансформации высшего образования в России должны активно включиться в разработку и внедрение ESG-моделей в корпоративное университетское управление. Данные модели имеют высокий потенциал диссеминации и масштабирования в другие развивающиеся университеты с глобальной целью — трансформации традиционных моделей университетского управления в более современные, основанные на ESG-принципах, которые напрямую связаны с необходимостью реализации университетской миссии 3.0.

В рамках данного мероприятия будут осуществлены:

  • разработка ESG-стандартов для высшего образования (на основе анализа существующих российских и зарубежных стандартов в бизнесе и некоммерческом секторе, образовании);
  • разработка долгосрочной ESG-стратегии Университета (на основе анализа методологических инструментов оценки соответствия корпоративных моделей развития ESG-критериям);
  • внедрение ESG-стратегии в систему корпоративного управления Университетом (апробация ESG-модели для высшего образования). В первую очередь, включает трансформацию мышления сотрудников и управленцев — внедрение в подходы к работе принципов вовлеченности, инициативности, коллегиальности (совместного принятия решений) и др.;
  • разработка и запуск образовательных программ и образовательных модулей в области устойчивого развития.

Необходимость реализации мероприятия (зачем Университету внедрение ESG-моделей управления?):

  • повышается устойчивость деятельности;
  • улучшается маркетинговое позиционирование;
  • появляются дополнительные источники финансирования;
  • повышается привлекательность организации как работодателя.

Стратегическая цель развития МГПУ № 02

Трансформация алгоритма проведения процедуры независимой оценки компетенций для формирования тиражируемой и масштабируемой на уровне города и субъектов РФ практики, направленной на оценку профессиональных компетенций студентов.

Описание содержания стратегической цели № 02

Фундаментальным элементом стратегии развития Университета является тесная взаимосвязь со столицей России — Москвой. Ключевой задачей столицы, как любого региона РФ, является обеспечение устойчивого развития города и роста экономики темпами выше среднемировых, что невозможно без целенаправленного и системного формирования и развития человеческого потенциала. Город формирует запрос на модель городского университета, который становится центром разработки, трансляции и тиражирования практик развития человеческого потенциала. Удовлетворение этого запроса предопределяет трансформацию образовательной политики университета в направлении внедрения новых практик и моделей развития, что приводит к переосмыслению университетом своего педагогического потенциала.

Кроме подготовки молодых специалистов, отвечающих требованиям работодателей, конкурентоспособных на столичном рынке труда и обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, стратегической целью городского университета является создание адаптированных к условиям мегаполиса, работающих практик, способствующих развитию кадрового потенциала системы образования города Москвы.

Разработанная Университетом на основании компетентностных профилей выпускников педагогических и непедагогических специальностей, процедура независимой оценки компетенций студентов успешно применяется в образовательном процессе в рамках функционирования внутренней системы качества образования.

Многоэтапность процедуры, распределенная по годам обучения студентов позволяет кроме оценки знаниевого компонента оценить уровень развития профессиональных компетенций студентов в деятельностном формате на основании реализации модельного события (например: для студентов педагогических специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки  модельное учебное занятие, для студентов обучающихся по специальности 40.03.01 — Юриспруденция — заседание суда, 51.03.03 — Социально-культурная деятельность — репетиция досугового мероприятия).

Привлечение к процедуре оценки независимых экспертов (представителей организаций города Москвы) дополняет традиционное академическое оценивание результатов освоения образовательных программ с учетом запросов и требований работодателей в соответствии с актуальными тенденциями развития столичного рынка труда и позволяет получить объективные результаты, вызывающие доверие у студентов.

Результаты, полученные по итогам реализации процедуры оценивания, являются основанием для корректировки и обновления содержания образовательных программ, что позволяет исключить из процесса разработки образовательных программ субъективное мнение преподавателей.

Стратцелью развития Университета № 02 является трансформация алгоритма проведения процедуры независимой оценки компетенций  для формирования тиражируемой и масштабируемой на уровне города и субъектов РФ практики, направленной на оценку профессиональных компетенций студентов, и получения результатов, позволяющих формировать персональные рекомендации по работе с дефицитами и индивидуальные траектории развития их профессиональных компетенций.

Целевые качественные и количественные показатели (индикаторы) достижения стратегической цели № 02

При реализации стратегической цели № 02 будут достигнуты следующие результаты:

  • число участников процедур независимой оценки компетенций — не менее 3000 студентов педагогических и непедагогических направлений подготовки;
  • число участников интегрированного экзамена по психолого-педагогическому модулю — не менее 700 студентов педагогических направлений подготовки;
  • число экспертов из числа представителей организаций города Москвы — не менее 300.

 

Описание стратегии достижения стратегической цели № 02

Основным стратегическим решением достижения стратегической цели № 02 будет являться тиражирование и масштабирование алгоритма проведения независимой оценки компетенций студентов педагогических направлений подготовки на другие специальности.

Материальной базой для проведения оценочных процедур будет являться функционирующий в структуре МГПУ Центр независимой оценки компетенций студентов (далее — Центр). Центр — структурное подразделение Университета, оснащенное специальными кабинетами, оборудованными зеркалами Гезелла, мобильной мебелью и современным оборудованием, в том числе системой видеонаблюдения. Специально созданное технологичное пространство Центра позволяет на высоком уровне проводить оценочные процедуры.

Достижение стратцели развития университета № 02 предполагает решение следующих групп задач:

Решение задач первой группы предполагает проведение исследований в сфере оценивания. Предметом анализа становятся современные модели компетенций и их диагностики. С учетом результатов исследований формируются перечни компетенций, которые становятся основой для последующей разработки конкретных оценочных материалов и дескрипторов. Исследования реализуются с использованием следующих методов: экспертные интервью, праксиметрический инструментарий, в том числе изучение социальных сетей, опросы.

Ключевым принципом проведения исследований в сфере оценивания является вовлечение работодателей в процессы проектирования компетентностных профилей, оценочных средств и инструментов измерения.

Решение второй группы задач обеспечивает внедрение результатов исследований через построение вариативной системы оценивания компетенций студентов.

Вариативная система оценивания компетенций студентов предполагает трансформацию промежуточной и итоговой аттестации в части привлечения независимого экспертного сообщества из числа представителей работодателей, что позволяет повысить объективность и достоверность результатов, а также учесть актуальные запросы работодателей в части требований к будущему выпускнику.

Третья группа задач связана с созданием цифровой экосистемы, обеспечивающей возможность рефлексии участников по результатам оценочных процедур. Основой экосистемы становится персональный цифровой компетентностный профиль участника, в котором агрегируются цифровые данные, полученные в результате экспертной оценки и в результате применения технологий искусственного интеллекта (сервиса «Цифровое зеркало учебного занятия») по распознаванию эмоций и оценки уровня вовлеченности участников модельного события.  Накопление данных позволяет строить динамическую модель развития участника оценки, обнаруживать системные дефициты и сильные стороны. С учетом такой информации на основе технологий интеллектуального анализа формируются персональные рекомендации по развитию и работе с дефицитами.

Стратегическая цель № 03

Развитие дидактики современного образования, создание инновационной образовательной экосистемы, интегрирующей в себе цифровые технологии и сервисы, индивидуализацию обучения и STEM-подход, актуальные дидактические модели и концепции, направленные на подготовку выпускников образовательных организаций нового качества, в том числе в системе распределенного обучения технологических лидеров.

Описание содержания стратегической цели № 03

 

Вызовы, стоящие перед системой российского образования и Университетом (п. 1.4), а также его стратегическая ставка в результате реализации программы развития претендовать на статус федерального центра компетенций и экспертизы в области образования и дидактики как ресурса развития человеческого потенциала заставляет МГПУ в качестве третьего стратегического ориентира преследовать цель развития дидактики современного образования по следующим направлениям: цифровая дидактика, дидактика среднего профессионального образования, дидактика профильного обучения и предпрофессионального образования, дидактика STEM-образования, дидактика обучения взрослых, дидактика инженерного образования.

 

Цифровая дидактика

Путь к технологическому лидерству требует кардинального переосмысления образовательных подходов, включая интеграцию передовых технологий, формирование междисциплинарных знаний и навыков, а также подготовку будущих специалистов, способных адаптироваться к быстрым изменениям и решать сложные задачи в условиях развивающейся экономики данных. Возникает острая потребность в формировании новой образовательной парадигмы, где центральное место занимает формирование инженерного мышления, креативности, лидерства и навыков работы с большими объемами данных. Только таким образом можно воспитать новое поколение профессионалов, способных не только адаптироваться к быстро меняющимся условиям, но и стать движущей силой инноваций.

При этом выявилась проблема, связанная с отсутствием системной научной и доказательной базы для массового использования цифровых технологий в системе образования. Современные цифровые инструменты находятся в состоянии постоянного обновления, чутко реагируя на динамику технологических изменений и меняющиеся потребности страны. Ускоренное развитие технологий диктует необходимость для педагогов непрерывно повышать квалификацию не столько в части использования отдельных цифровых инструментов или платформ, но и в сфере применения современных методических и дидактических подходов, чтобы соответствовать современным требованиям и эффективно внедрять новые образовательные подходы. Еще одна проблема – несформированность дидактических оснований при создании цифровых решений. Новые цифровые решения должны опираться на новые дидактические подходы.

Цель данного направления — сформировать дидактические и методологические основы для проектирования и реализации образовательной деятельности в цифровой среде с учетом технологических вызовов, разработки современного цифрового контента и распространение полученных в результате исследований результатов.

Направление «Цифровая дидактика» ориентировано на исследование и обновление методических, управленческих и технологических решений для высшего и общего образования с учетом массового проникновения цифровых технологий.

Дидактика среднего профессионального образования

В 2023 году в Москве начался переход профессиональных образовательных организаций (ПОО) на обучение по модели Профессионалитета. Реализация данной модели предполагает в качестве одной из целей использование в образовательном процессе эффективных образовательных технологий (ЭОТ), под которыми понимаются научно обоснованные и практически апробированные системы форм, методов, приёмов, средств, дидактических условий обучения, рекомендаций по применению для решения типовых педагогических задач обучения в системе среднего профессионального образования (СПО).

Как показывают различные исследования, ЭОТ обеспечивают интенсификацию образовательного процесса, повышают вовлечённость и интерес обучающихся к учёбе и дальнейшей профессиональной деятельности. Однако экспертами МГПУ в результате исследования хода реализации основных профессиональных образовательных программ в ПОО г. Москвы, проведённого в 2024 году в форме посещения занятий, экспертизы рабочих программ и учебных материалов, была выявлена потребность повсеместного изменения содержания СПО посредством внедрения новых подходов к организации образовательного процесса, расширения спектра применения образовательных технологий, обеспечивающих быстрое и полное усвоение учебного материала.

Данная потребность стала вызовом для Университета, ответ на который требует решения ряда задач:

  • определить перечень наиболее эффективных для системы СПО образовательных технологий;
  • сформировать методический инструментарий разработки и использования в образовательном процессе современных учебно-методических комплектов с применением ЭОТ;
  • разработать и реализовать программу высшего образования для сотрудников и выпускников ПОО, предполагающую в том числе обучение применению в образовательном процессе ЭОТ;
  • разработать и реализовать программы дополнительного профессионального образования, направленные на внедрение ЭОТ в образовательный процесс СПО.

Дидактика профильного обучения и предпрофессионального образования

Задачи по достижению технологического лидерства России требуют комплексного подхода к кадровой политике, включающего в том числе максимально эффективное самоопределение старшеклассников посредством профессиональных проб на этапе обучения в школе.

В целях создания условий для такого профессионального самоопределения учеников, осознанного и мотивированного выбора будущей образовательной и карьерной траектории, а также повышения качества практико-ориентированного обучения по предметам, необходимым обучающимся для поступления в вузы и получения ими предпрофессиональных знаний и навыков, Москва реализует ряд проектов профильного обучения и предпрофессионального образования. Единым проектным офисом профильного обучения и предпрофессионального образования в столице, координирующим взаимодействие вузов столичного региона со школами, служит Институт развития профильного обучения в структуре Университета, а образовательным организациям высшего образования – участникам проекта предоставляется Грант из бюджета города Москвы, возмещающий расходы на организацию профильного обучения.

На уровне 7-9-х классов в Москве реализуется три проекта образовательных вертикалей — математическая, естественно-научная и ИТ. Они объединяют 465 школ столицы и более 87 тысяч учеников. Обучение в классах образовательных вертикалей позволяет школьникам получать глубокие теоретические знания по профильным предметам и первые практические навыки. Ученики используют современное учебно-лабораторное оборудование, осваивают практико-ориентированные спецкурсы, посещают лекции учёных, мастер-классы, встречи с профессионалами разных отраслей и другие просветительские мероприятия на базе вузов-партнеров. Это помогает им познакомиться с профессиями в разных отраслях, чтобы в дальнейшем выбрать направление профильного обучения или предпрофессиональный класс.

На уровне 10-11-х классов в Москве реализуется шесть проектов предпрофессионального образования: «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе», «ИТ-класс в московской школе», «Предпринимательский класс в московской школе», «Медиакласс в московской школе», «Психолого-педагогический класс в московской школе». Предпрофессиональные классы открыты в 356 школах столицы (более 70% от всех школ), в них обучается около 44 тысяч учеников 10-11-х классов (свыше трети старшеклассников города).

В соответствии с единым стандартом предпрофессионального образования, утвержденным приказом Департамента образования и науки города Москвы № 01-12-873/24 от 02.09.2024 «Об утверждении стандартов проектов предпрофессионального образования в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы», обучение в предпрофессиональных классах по партнерской схеме «школа — колледж — вуз — индустриальный партнер», каждый участник которой предоставляет ученику уникальные знания и навыки, органично дополняющие друг друга. В реализации проектов участвуют более 50 ведущих университетов, 2 научные организации, свыше 40 колледжей и более 300 индустриальных партнеров — представителей организаций-работодателей.

Каждый ученик предпрофессионального класса проходит определенный образовательный маршрут: изучает на углубленном уровне предметы своего профиля, осваивает предпрофессиональные специализированные курсы для получения практических навыков, необходимых в будущей профессии, посещает экскурсии на площадках индустриальных партнеров и встречи с представителями предприятий и учреждений разных отраслей, осваивает программу проектно-исследовательской деятельности на базе вуза и первую профессию на базе колледжа (по программам подготовки «Чертежник-конструктор», «Оператор ЭВ и ВМ», «Оператор БПЛА», «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Фотограф», «Оператор видеозаписи», «Оформитель табло, виньеток и альбомов», «Агент банка»).

Комплексный подход к обучению позволяет ученикам достигать высоких образовательных результатов. Так, в 2024 году более 35% выпускников предпрофессиональных классов набрали свыше 220 баллов в сумме по трем предметам, сдаваемым на ЕГЭ. В соответствии со Стратегией развития московского образования до 2030 года предполагается увеличение доли выпускников с результатами ЕГЭ 220 баллов и выше до 40%.

В предпрофессиональных классах работают педагоги, имеющие высокий и экспертный уровень по результатам комплексной независимой диагностики, либо ученую степень или звание. В целях повышения качества образования для педагогов на регулярной основе проводятся курсы повышения квалификации.

Реализация проектов предпрофессионального образования способствует выполнению показателей национальных проектов по обеспечению технологического лидерства: «Беспилотные авиационные системы» и «Развитие космической деятельности». В рамках проекта предпрофессионального образования «Инженерный класс в московской школе» реализуются направления по подготовке кадров для авиастроительного и космического профиля. Школьники Москвы изучают как привычные для них предметы, но в привязке к авиастроительной и ракетно-космической отрасли, так и специализированные дисциплины — геоинформатику, материаловедение, инженерию космических систем, осваивают принципы полетов, пробуют себя в качестве пилотов.

В рамках выполнения федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» национального проекта «Беспилотные авиационные системы» реализация проектов предпрофессионального образования способствует созданию системы непрерывной подготовки специалистов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС) и контроля за уровнем квалификации таких специалистов. Ученики из 240 школ Москвы изучают основы БАС в рамках городских проектов «ИТ-класс в московской школе» и «ИТ-вертикаль».

В рамках выполнения федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли» национального проекта «Цифровая экономика» около 9,4 тысячи учеников ИТ-классов осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и других, учатся создавать 3D-модели и «цифровые двойники», работать с микроконтроллерами и т. д.

Кроме того, предпрофессиональные классы и классы образовательных вертикалей служат базой практик для студентов МГПУ, а педагогические кадры из данных школ осуществляют методическое руководство студентами.

Образовательное пространство для предпрофессиональных классов и классов образовательных вертикалей спроектировано особым образом для эффективной реализации программы: в школах оборудованы современные высокотехнологичные лаборатории, ИТ-полигоны, пространства для изучения беспилотных технологий, мультифункциональные аудитории, создано пространство для проектно-исследовательской деятельности, групповой и индивидуальной работы.

Повышение качества профильного обучения и предпрофессионального образования в московских школах позволит усилить кадровый потенциал города Москвы в ключевых для развития страны отраслях за счет притока молодых мотивированных специалистов, освоивших программы предпрофессиональной подготовки и осознанно подошедших к выбору будущей профессии и сферы для карьерного и личностного развития.

Дидактика STEM-образования

STEM-образование является распространенной концепцией и практикой реализации современного образования, направленного на интеграцию предметного содержания, наук и технологий в логике повышения качества и практикоориентированности естественнонаучного и технологического образования как у школьников, так и студентов колледжей и вузов.

Сегодня STEM-образование рассматривают как стратегический инструмент для воспитания нового поколения технологических лидеров, способных управлять инновациями, трансформировать отрасли и решать глобальные вызовы через интеграцию науки, технологий, инженерии и математики.

Глобальная идея STEM-образования — разработка и создание инновационной образовательной экосистемы подготовки будущих технологических лидеров на принципиально иной содержательной и процессуальной основе, возникающей из необходимости активного применения науки и технологий и проектирования их будущего в логике научного исследования и высокотехнологичных разработок, создания новых рынков и технологий.

В настоящее время в дидактике STEM-образования существуют разные подходы к интеграции наук и технологий (на основе естественных наук, математики, технологии и инженерных дисциплин, включая и ряд цифровых технологий); разрабатывается целый спектр STEM-программ для обучения школьников и подготовки профессиональных кадров на основе развития проектных, лидерских и технопредпринимательских навыков у будущих технологических лидеров; используются новые методы и формы подготовки будущих STEM-специалистов (профильные курсы, акселераторы, аквариумы, конструкторские бюро, передовые инженерные школы и пр.).

Для реализации стратегической цели развития Университета в области дидактики современного образования дидактика STEM-образования может стать одним из новых дидактических подходов к подготовке будущих технологических лидеров на всех уровнях образовательной экосистемы.

Основными направлениями достижения стратегической цели в области дидактики STEM-образования на краткосрочный и среднесрочный период станут:

  1. Разработка дидактических основ реализации STEM-подхода в образовании на основе единой концептуальной основы с целью непрерывной подготовки будущих лидеров технологического образования.
  2. Разработка модельных решений по реализации STEM-образования на разных уровнях образовательной экосистемы (уровне основного общего и среднего общего образования, уровне среднего профессионального образования, уровне высшего образования, уровне дополнительного профессионального образования).
  3. Создание и апробация образовательных STEM-программ на основе интеграции ключевых научных знаний и технологии для обучения разной целевой аудитории (вариативные модули для школьников, программы дополнительного образования для студентов, программы ДПО для подготовки STEM-педагогов).
  4. Разработка инструментария для оценивания достижений обучающихся в логике STEM-образования (по формату оценки естественно-научной и технологической грамотности).
  5. Разработка организационно-методических и программных документов для создания и реализации сетевых STEM-центров или STEM-лабораторий, построенных на объединении ресурсов и возможностей всех участников образовательной экосистемы с привлечением индустриальных партнеров и научно-производственных структур.
  6. Разработка и апробация STEM-кейсов для естественнонаучной и инженерной подготовки обучающихся на основе задач реального сектора экономики и организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Дидактика обучения взрослых

Развитие дидактики обучения взрослых включает в себя методологические основания, дидактические модели, технологии обучения взрослых в системе профессионального и ДПО в условиях цифровой и технологической трансформации образовательной деятельности, направленное на подготовку кадров для достижения технологического суверенитета и технологического лидерства РФ.

Направления достижения стратегической цели в области дидактики обучения взрослых:

  1. разработка дидактических моделей для реализации обучения взрослых в системе профессионального и постдипломного образования;
  2. разработка модельных решений по обучению взрослых в системе профессионального, ДПО (на уровнях СПО, ВО, ДПО);
  3. разработка концептуальных подходов по применению методик и технологий обучения взрослых для создания инновационной образовательной экосистемы;
  4. создание инновационной образовательной экосистемы для освоения новых моделей обучения, применения системы принципов и приёмов организации обучения в Университете;
  5. разработка инструментария для реализации обучения взрослых в системе профессионального ДПО;
  6. разработка организационно-методических материалов и образовательных программ для реализации обучения взрослых, в том числе специалистов, осуществляющих подготовку кадров для достижения технологического суверенитета и технологического лидерства РФ.

Дидактика инженерного образования

Цель данного направления — проектирование прорывных образовательных программ, разработка модельных и практико-ориентированных решений по интеграции гуманитарных технологий в систему распределенного обучения технологических лидеров на основе кооперации инженерных и гуманитарных вузов путем обновления компетентностных профилей и систем профессионального развития преподавателей и отраслевых специалистов-будущих преподавателей.

Для реализации данной цели в МГПУ в 2024 году создан Центр дидактики профессионального образования, включающий в свою структуру совместную с Российским университетом транспорта (РУТ-МИИТ) лабораторию инженерной дидактики.

Ключевые элементы цели:

  • участие в программах сотрудничества: объединение вузов, индустриальных партнеров и отраслевых экспертов для развития инженерного образования;
  • ведение прикладных исследований и разработок: написание научных работ и участие в конференциях, создание научно-методических разработок и методических материалов и т. п.;
  • разработка и проведение образовательных событий: разработка и реализация образовательных событий, включая образовательные программы, конкурсы, конференции, мастер-классы и т. п.
Целевые качественные и количественные показатели (индикаторы) достижения стратегической цели № 03
По направлению «Цифровая дидактика»:
  • разработка и реализация системы исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе совместно с членами консорциума, по вопросам цифровой дидактики (не менее 10 работ накопительным итогом);
  • проектирование и производство цифровых образовательных решений: цифрового контента, адаптивных учебников, VR-сред, конструкторов и пр., включая организационно-методический инструментарий для их внедрения (не менее 10 единиц накопительным итогом);
  • апробация не менее 50 собственных и сторонних цифровых образовательных решений на разных уровнях образования;
  • масштабирование цифровых образовательных решений для разных уровней образования через публичное представление исследований, адаптацию и распространение методического инструментария, обучение целевой аудитории дидактическим подходам наряду с применением цифровых технологий (не менее 50 000 человек накопительным итогом);
  • публикация научных статей по вопросам цифровой дидактики (в ядре РИНЦ) (не менее 10 работ накопительным итогом).
По направлению «Дидактика среднего профессионального образования»:
  • разработка и реализация системы научно-методических работ по вопросам дидактики современного СПО (не менее 50 работ накопительным итогом);
  • число преподавателей и мастеров производственного обучения системы СПО, прошедших в Университете обучение по вопросам внедрения ЭОТ в образовательный процесс (не менее 10 000 человек к 2030 году накопительным итогом).
По направлению «Дидактика профильного обучения и предпрофессионального образования»:
  • увеличение доли учеников предпрофессиональных классов от общего количества учеников 10-11-х классов до 45% (в соответствии со Стратегией развития московского образования до 2030 года).
По направлению «Дидактика STEM-образования»:
  • разработана концепция и дидактические подходы к реализации STEM-образования с целью непрерывной подготовки будущих технологических лидеров;
  • разработано не менее 10 модельных решений по реализацию STEM-образования на разных уровнях образовательной экосистемы;
  • разработано и апробировано не менее 50 образовательных STEM-программ для разных уровней образовательной экосистемы, в том числе программы с участием индустриальных партнеров и программы ДПО подготовки STEM-педагогов;
  • разработаны не менее 3 типов оценочного инструментария для оценки достижений обучающихся в области естественно-научной и технологической грамотности;
  • разработан пакет организационно-методических материалов и образовательных программ для создания и реализации сетевых STEM-центров или STEM-лабораторий, подготовки кадров для данных структур;
  • разработаны и внедрены в образовательный процесс не менее 5 сборников STEM-кейсов для естественнонаучной и инженерной подготовки обучающихся на основе задач реального сектора экономики и организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
По направлению «Дидактика обучения взрослых»:
  1. разработаны дидактические модели для реализации обучения взрослых в системе профессионального, ДПО на уровнях СПО, ВО, ДПО (не менее 3);
  2. разработано не менее 10 модельных решений по обучению взрослых в системе профессионального, ДПО;
  3. разработан концептуальный подход по применению методик и технологий обучения взрослых с целью создания инновационной образовательной экосистемы.
По направлению «Дидактика инженерного образования»:
  • участие в программах сотрудничества: создание объединений вузов, индустриальных партнеров и отраслевых экспертов для повышения качества преподавания в вузах-партнерах в количестве не менее 1 в год;
  • ведение прикладных исследований и разработок — написание научных работ и участие в конференциях, создание научно-методических разработок и методических материалов для повышения качества преподавания в области инженерного образования в количестве не менее 3 в год;
  • разработка и проведение образовательных событий — разработка и реализация образовательных событий, включая образовательные программы, конкурсы, конференции, мастер-классы и т. п. для повышения качества преподавания в области инженерного образования в количестве не менее 5 в год.
Описание стратегии достижения стратегической цели № 03

Достижение стратегической цели развития университета № 03 включает решение следующих задач:

— анализ дидактики цифровых платформ и инструментов, среди которых и общенациональные платформы, и используемые учителями и педагогами электронные сервисы, и московский мегапроект «Московская электронная школа» (МЭШ), куратором которого с 2020 года является институт содержания, методов и технологий образования МГПУ (ИСМиТО). К числу приоритетных сервисов МЭШ в данном контексте относятся: дидактические материалы (сценарии тем) и конструктор урока; цифровой учитель по информатики, физики, русскому языку и биологии; виртуальные лаборатории; цифровые учебники;

— развитие экосистемы виртуальных лабораторий, представленной в настоящее время более чем 30 отечественными программными продуктами, направленными на формирование исследовательских компетенций и культуры проектной деятельности школьников. Внедрение новых компонентов экосистемы виртуальных лабораторий, таких как интерактивные рабочие тетради, позволит создать организационные предпосылки для выстраивания модели формирования культуры исследовательской деятельности школьников при изучении предметов естественно-научного цикла;

— создание системы анализа больших данных на уровне общего и высшего образования. Результаты деятельности обучающихся, практики работы учителей и педагогов используются для обновления содержания и структуры образовательных программ в московских школах и в Университете. При этом анализ использования электронного контента в обучении может стать основанием для обновления систем регулирования содержания образования;

— разработка разноформатных онлайн-курсов (массовые открытые онлайн-курсы (mass open online courses, MOOC), короткие курсы (short private open courses, SPOC), мини-лекции и просветительские ролики (формат TED)), в том числе совместно с партнерами и участниками консорциумов;

— разработка интенсивных коротких образовательных программ, в том числе в онлайн-формате, ориентированных на освоение современных технологий и техник обучения (набор инструментов — teacher toolkit, применимый как при подготовке выпускников педагогических направлений, так и при формировании педагогических компетенций непрофильных специалистов (например, магистрантов и аспирантов инженерных специальностей, планирующих совмещение научной и педагогической деятельности, или бизнес-практиков, планирующих работу в бизнес-школах);

— публичное представление, обсуждение и продвижение результатов достижения стратегической цели № 03 в рамках ежегодных международных научных конференций, включая конференции «Современная {ЦИФРОВАЯ} дидактика» и «Большие данные в образовании»;

— увеличение числа публикаций по вопросам дидактики современного образования, а также выпуск периодических изданий с результатами исследований по данной тематике для российских учителей, администраторов и исследователей.