Театральные рецензии: Цветы для Элджернона

Рецензия на спектакль «Цветы для Элджернона»

Вчера мы с Луизой и Настей посетили театр «РАМТ», где увидели пьесу Елены Исаевой «Цветы для Элджернона» по одноименному научно-фантастическому роману Дэниела Киза.

Режиссёр и автор музыкального оформления спектакля – Юрий Грымов, художник – Мария Трегубова. В главных ролях Максим Керин (Чарли), Янина Соколовская (Алиса Кинниан) и Доннер Маслов (Доктор Штраус).

Изначально причина посетить этот спектакль была достаточно проста: нужно было познакомиться с театральными постановками для прохождения социокультурной практики, потому что до её начала в театр ходить получалось довольно редко, хорошо если пару раз в год. Можно сказать, что учебная деятельность побудила меня заняться своим культурным развитием. Но по совету преподавателя, до того, как пойти на спектакль, я прочитала книгу «Цветы для Элджернона», и тогда мне стало вдвойне интересно увидеть всё на сцене: хотелось «прочувствовать» переживания героев, смотря на игру актёров в режиме реального времени. Результат превзошёл мои ожидания.

Сам Российский молодёжный театр всегда привлекал меня своим «отрывом» от реальности: как только заходишь в здание, словно переносишься в прошлое, где проходят балы и приёмы, шуршат дамские платья. Девятнадцатый век в компьютерную эпоху! Честно говоря, там не было желания доставать смартфон и проверять сообщения: величественность бальных залов, мраморная отделка центральной лестницы в фойе, – всё это уже готовит зрителя к феерии постановки и не даёт оторвать взгляд.

Зал небольшой, выполнен в форме амфитеатра; там уютная, располагающая атмосфера. Мы сидели в четвёртом ряду с левой стороны, поэтому обзор был хороший, ближе и не стоило: слишком широкий обзор отвлекал бы от просмотра пьесы, была бы фиксация на деталях декораций, облика актёров, и не было бы целостного восприятия постановки.

Огромное впечатление произвели декорации: большие, меняющие форму надувные белые подушки удивительно точно передали ощущение беспокойства, даже некого безумия, как в голове главного героя Чарли, над психикой которого провели безжалостный эксперимент. А то, как эти подушки превращаются в тесто для пекарей, – действительно оригинально, необычно.

И декорации, и музыкальное сопровождение точно передают характер действий и событий на сцене. Для себя отметила, что доминирующий цвет пьесы – белый, цвет неопределённости, болезни, цвет больницы, нет ни намёка на яркие радужные оттенки: пьеса трагическая, здесь нет места смеху и радости — человека обрекли на страдания. В музыке преобладают тревожные мотивы, что определённо помогает ощутить полноту внутренних переживаний персонажа. Музыкальные темы сменяются быстро, как мысли и чувства Чарли. Мы точно слышим голоса в его голове, сами становимся на его место. Для меня было неожиданным с самых первых минут быть точно «оглушённой» громкой музыкой, когда Чарли сидел спиной к зрителям, а к нему подходили врачи в чёрных халатах – это выглядело поистине пугающе. Особенно хотелось бы отметить переходы между эпизодами в постановке, всё происходило настолько плавно и гармонично, что не нарушалось ощущение единства времени и места.

Сама пьеса – это пьеса символов и аллегорий. Вид огромной головы ребёнка в хаосе квартиры Чарли точно показывает нам хаос в голове главного героя, его страхи, а красивейшая мелодия «Времена года» олицетворяет то единственное светлое, чистое и невинное в жизни Чарли – его учительницу и возлюбленную Алису. Закономерно различаются первый и второй акт: героя точно поместили в будущее, поскольку мне казалось по первому акту, что действие происходило в 60-ые годы, а во втором акте появление молодой соседки-художницы с разноцветными волосами и наушниками немного сбило с толку. С ней стало больше, звуков, ярких цветов, и порой это казалось неуместным – отвлекало от сути, и как будто мешало главному герою в том числе. Продолжая тему психических процессов в голове Чарли, отмечаю, что мне понравился приём «перемотки» кадров, событий. Герой рефлексирует, оценивает последние события, вспоминает – всё это было отражено на сцене.

Из всех исполнителей хотела бы выделить актрису, сыгравшую уборщицу в лаборатории, и, конечно же, актёра в роли главного героя. Заслуга уборщицы, женщины с багажом жизненного опыта, в том, что она с самого начала поняла, к чему приведут все эти эксперименты над человеком, и донесла эту мысль до зрителей. Максим Керин, Чарли, обладает невероятным талантом перевоплощения. Я не могла подумать, что можно так искусно перевоплощаться: от умственно отсталого человека до гения, и ведь это ему приходилось делать не раз. Даже по тембру голоса, походке, выражению лица, движениям можно было наблюдать за этими метаморфозами. По его эмоциям легко было проследить эти моменты «вдруг» в череде действий. Герою веришь, герою сопереживаешь. Хотя многим другим героям, даже учительнице Алисе, я не всегда верила, чего-то мне не хватило, может быть, эмоций? Было сыграно не совсем убедительно.

За всё время спектакля я задалась не одним вопросом, пьеса заставила меня задуматься над многими проблемами современного мира. Например, меня заинтересовала тема одиночества. Говорят, человек приходит в мир один и уходит тоже в одиночестве. Не могу сказать, что я полностью разделяю эту точку зрения, но герой Чарли действительно один на протяжении всей своей жизни. Никто так и не смог бы до конца понять, каково это – быть непохожим на других, жить непохожей жизнью. В одном случае тебе посочувствуют, в другом – будут считать изгоем. Он был умственно отсталым – над ним смеялись «друзья» из пекарни, стал гением – сделался объектом их недовольства и злости, хотя на самом деле так они скрывали тот факт, что были не уверены в себе, чувствовали себя неполноценными по сравнению с ним. Итог – Чарли так и не был принят обществом, и это печально.

Меня всегда волновала проблема отношений в семье, где ребёнок рождается умственно отсталым или с какими-либо другими отклонениями. Это большая трагедия и для родителей, и для него самого, но главное, по моему мнению, – это дать понять своему ребёнку, что родители будут любить его несмотря ни на что, не дать почувствовать себя ненужным, «не таким как все». Как показывает практика, все проблемы с психикой человека, которые впоследствии влияют на его дальнейшую деятельность, работу, учёбу, отношения, идут из детства и из семьи, возникают в самые ранние годы. Это и находит отражение в пьесе: на протяжении всего действия самые тяжёлые моменты жизни Чарли связаны с воспоминаниями о сложном детстве. Моменты агрессии, обиды на мир людей связаны у него с тем, что мать не могла принять, что её сын умственно отсталый, так же, как не приняла его и сестра. Их образы, ссоры, крики преследовали героя всю жизнь, и, если бы не их отношение, Чарли не чувствовал бы себя таким несчастным: он просто не получил должной заботы и ласки со стороны взрослых в своё время. Мне стало невероятно обидно и больно за героя во время просмотра постановки, поскольку я и сама знаю примеры таких семей, где из-за невнимания мамы и папы рушатся судьбы детей. Это жестоко и несправедливо. В пьесе поднимались также следующие вопросы: зачем мы приходим в этот мир такими, какими нас создал Бог? нужно ли менять естественный ход вещей (ведь гениальность не привнесла радости в жизнь Чарли)? где правда, а где ложь? почему важно помогать друг другу и поддерживать друг друга, нести ответственность за свои поступки? Для себя я попыталась найти ответы на эти вопросы в действиях героев.

Ещё важный момент для меня как для будущего педагога – это то, что в постановке поднимается проблема роли учителя в жизни человека. Когда Чарли был ещё умственно отсталым, единственным человеком, на которого он мог положиться, была его учительница Алиса Кинниан. Она была с ним на протяжении всего эксперимента, наставляя его на верный путь, оберегая от принятия ложных решений, она же учила его читать, писать, размышлять, и даже если у него не получалось, она не оставляла его, как когда-то сделала его мать. Неудивительно, Чарли осознал, что влюбился в неё, во-первых, потому что она была единственной женщиной, с которой он общался, а во-вторых, потому что она единственная проявляла любовь к нему.

До последнего хотелось верить, что эта история всё-таки закончится хорошо, но Чарли вновь вернулся к тому, с чего начал, и больнее всего было знать, что он осознавал до самого конца, что ему не суждено прожить полноценную жизнь; он, как и мышь Элджернон, опять станет таким же, каким был до эксперимента. Это для человека всё равно, что узнать, что он болен неизлечимой смертельной болезнью и знать точно, сколько дней осталось жить. Это навело меня на мысль, что не стоит пытаться менять естественный ход событий, потому что всё в итоге вернётся на круги своя, и чем раньше мы это осознаем, тем проще нам будем в дальнейшем.

Зал долго аплодировал, актёрам подарили цветы, а когда мы с девочками выходили из зала, увидели слёзы на глазах других людей. Мы и сами чуть не плакали. Это чувство единения, осознание того, что все вокруг испытывают те же эмоции, что и ты, невероятно. Ещё всю дорогу домой я не могла ни о чём думать, да и не хотелось: я просто знала, что смогла постичь что-то такое, что намного важнее всех денег, мирских удовольствий и наслаждений от получения чего-то материального. Катарсис.

Мария Бессонова



Первокурсник МГПУ победил в национальном финале WorldSkills


18 сентября, 2020 г.


Студент программы бакалавриата ИЕСТ "География и образовательный туризм" Виктор Папазов занял 1 место в соревнованиях по компетенции "Турагентская деятельность"

Наталья Жадько на телеканале «Культура»


17 сентября, 2020 г.


В программе «Правила жизни» профессор ИПИУ МГПУ Наталья Жадько рассказала, зачем нужно учиться старшему поколению

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: