Top.Mail.Ru

К Международному дню театра

Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?

В. Г. Белинский

Международный день театра кукол празднуется 21 марта, а 27 марта Всемирный день театра отметят артисты, сценаристы, режиссёры, постановщики, художники, осветители, костюмеры, гримёры — все, кто имеет отношение к театральной жизни и считает этот праздник важным и значимым. Он был учреждён по инициативе Международного института театра в 1961 году, празднования прошли уже через год. Официальный девиз праздника — «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Всемирный день театра — это не только праздник, призванный почтить всех служителей храма красоты, искусства и творчества, но и день мира, доброты и международного театрального единства.

Ежегодно в России проводится акция «Ночь театра». Участникам мероприятия предлагается посетить премьерные спектакли, лекции и экскурсии в мир театрального закулисья, показы документальных фильмов, посвящённых художественным руководителям и режиссёрам или архивным постановкам.

Как зародился театр? Каким образом развивалось театральное искусство в России? Чем особенны XIX—XX вв.ека для отечественного театра? Как в театре кукол отразилась народная культура? Почему Петрушка стал любимым персонажем для зрителей? Об этом и многом другом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню театра.

«Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!»

Люди познакомились с театром в 2500 году до нашей эры. В Египте была показана первая театральная постановка, посвящённая жизни бога Осириса. В 497 году до нашей эры, согласно письменным источникам, в Греции прошёл праздник в честь бога Диониса. Видеоурок «В афинском театре» познакомит с особенностями этого празднества. Для проведения театрального представления, в котором участвовали поэты, певцы и музыканты, построили деревянные подмостки. Вскоре их заменили круглыми аренами, окружёнными многоярусными зрительскими местами. Видеофрагмент «В театре Диониса» рас­ска­жет о внутреннем устрой­стве древнегреческого театра. Именно Греция считается родоначальницей современного театра. Здесь произошло разделение постановок на комедию и трагедию, а также сформировались основы театрального искусства. В 55 году до нашей эры в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актёры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы — «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издавна любили на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками, однако уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, веселивших народ на ярмарках и базарах. Театр, или балаган, в России появился во времена Петра I, в нём ставили небольшие пьесы на разные сюжеты. Из видео «Театр при Петре I» вы узнаете, что вдохновило императора на возрождение театрального искусства. В 1795 году в Москве открылся театр графа Н. П. Шереметьева, сыгравший важную роль в формировании русской театральной школы. В конце XVIII века в Москве насчитывалось около 15 частных театров с оркестрами, оперными ансамблями и даже балетными труппами, где артистами были крепостные.

В XIX веке театральная жизнь в России изменилась, и в 1806 году открылся Императорский театр. Театры стали содержаться на государственном попечении. В XIX—XX вв.еках отечественное театральное искусство расцвело и подарило миру множество прекрасных драматургов, актёров и музыкантов. Всемирно известным стал режиссёр и преподаватель театрального искусства К. С. Станиславский. Видеофрагмент «Разговоры о важном. Константин Станиславский» расскажет о том, как зародилась любовь к искусству у будущего реформатора. На сцене русских театров впервые были сыграны знаменитые пьесы А. Н. Островского, А. П. Чехова и других драматургов и писателей.

Театр кукол

История кукольного театра довольно древняя, его истоки относятся к языческим обрядам и играм с «оживлёнными» богами. Первые постановки показывали в V веке до нашей эры в Греции, сохранилось даже имя «дёргателя ниточек» — Патейн. Сценарий урока «Театр кукол» продемонстрирует изображения древних кукол. Учёный Герон изобрел механический кукольный театр, сооружение состояло из 4 колонн с балочным перекрытием в верхней части. Куклы двигались за счёт шнуров и механизмов, которые были скрыты от зрителей. Театральное представление посвящалось богу Дионису, его фигура являлась главным персонажем. Другие куклы танцевали рядом под музыку. Теневой театр стал продолжением древних верований о душах умерших, которые возвращаются или остаются среди нас в виде теней. Видео «Фиксики — как устроить театр теней?» расскажет, что необходимо для создания такого театра в домашних условиях.

Театр кукол — часть народной культуры, и в каждой стране существует свой любимый герой. Сценарий урока «Художник в театре. Театр кукол» расскажет о фаворитах среди кукол в других странах. Знаменитого персонажа русского театра, Петрушку, легко узнать по красной рубахе и остроконечному колпаку с кисточкой. Первые документальные упоминания о нём датируются 1609 годом. Излюбленными сюжетами являлись лечение Петрушки, обучение солдатской службе, покупка лошади. Интерактивное задание «Знаменитые герои кукольного театра» позволит сопоставить изображения героев кукольного театра и их названия, а с помощью приложения «Мастерская кукольника, технология» можно соотнести картинки с русскими игрушками и их наименованиями. Вскоре появились перчаточные куклы или верховые, возникавшие поверх ширмы, марионетки, которыми управляли с помощью палочек и ниток. Из видеофрагмента «Перчаточные и пальчиковые куклы» младшие школьники узнают, как выглядят куклы-персонажи из разных сказок. Активно начали использовать тростевые куклы. Сценарий урока «Кукольный театр» расскажет об особенностях мимирующих кукол. Позднее появились представления с ростовыми куклами. Предлагаем обратиться к сценариям уроков «Кукольный театр. Пальчиковые куклы» и «Театральные куклы. Марионетки», которые позволят создать собственные куклы.

Профессиональный кукольный театр, Государственный Академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова, открыли в России в 1931 году. Его возглавил Сергей Образцов, много лет проработавший именно в этой сфере. Видео «Театральные куклы» познакомит с закулисьем подмосток. Спустя 6 лет при театре открылся Музей театральных кукол, коллекция которого является одной из лучших в мире. Из видеоматериал «Часы театра Образцова» учащиеся узнают, как Образцовский театр сам выходит навстречу к своим зрителям.

Театральные профессии

Театр — это магическое место, где сливаются искусство, эмоции и талант. С помощью одноимённого приложения можно определить виды театров по картинкам. На сцене происходит волшебство, а за кулисами работают настоящие профессионалы, без которых театр не мог бы существовать. Видеофрагмент «Оркестр в театре» расскажет о ва­жном персонаже, без чьего учас­тия не обхо­дит­ся опе­ра, ба­лет или мю­зик­л.

Актёр воплощает на сцене различные образы, передаёт эмоции зрителям и заставляет их верить в происходящее. Режиссёр создаёт общую концепцию спектакля, руководит актёрами, выбирает декорации и световые эффекты. Один из главных соавторов режиссёра в процессе создания спектакля —художник-постановщик, именно его творчество вызывает в сознании зрителя образы места и времени действия. Сценарий урока «Художник в театре» позволит понять, как происходит процесс создания макета будущего спектакля. А кого скрывает закулисье? В крошечной будочке в центре сцены прячется человек, который знает реплики каждого актёра во всех постановках. Профессия суфлёра удивительно редкая. Сегодня они работают в 3 театрах: Московский художественный театр имени А. П. Чехова, Малый театр, Большой театр. Из видео «Его величество суфлёр» младшие школьники узнают, когда и при каких обстоятельствах возникла эта профессия.

Технические работники — осветители, механики сцены, изготовители декораций, художники по свету, реквизиторы. Осветители и художники по свету выполняют творческую работу. Художник создаёт цветовую партитуру. Он должен знать, когда и какой свет необходимо направить на артиста, какие оттенки лучше выбрать, когда освещение мигающее, когда яркое, а когда гаснет совсем. Осветитель занимается световыми эффектами. Он не разрабатывает эскиз и панораму света, его задача — следить за тем, чтобы софиты, лампы и другая аппаратура запускалась своевременно и работала. Приложение «Музыкально-театральные профессии» позволит вспомнить названия и деятельность других театральных специалистов.

Чтобы подготовить актёров к выходу на сцену, используется работа многих людей: бутафор или реквизитор, словно фокусники, создают видимость достоверности, когда нужно, например, подбирают оружие и другие аксессуары, чтобы заменить реальные предметы незаметно для зрителя; гримёр, создающий образ героя; художник по костюмам. Видеоматериал «Художник в театре. Знакомство с театром пантомимы» продемонстрирует грим мимов, а фрагмент «Костюм театрального героя» по­мо­жет со­здать кос­тюм персонажа.

Театр — не только искусство, но и настоящий коллективный труд. Лишь благодаря слаженной работе всех профессионалов он может радовать зрителей и оставаться вечным источником вдохновения.

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь»

К. С. Станиславский

Изображение: drawpics.ru



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»