Top.Mail.Ru

Студенты ИПКР исследовали доступность среды музеев, библиотек и домов культуры Москвы

Современные учреждения культуры стремятся быть одинаково доступными для всех людей, независимо от их личных особенностей, состояния здоровья, возраста и социального положения. Для этого готовятся специальные экскурсионные программы и культурно-досуговые мероприятия, внедряются новые технологии, разрабатывается оборудование, необходимое для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В рамках Дней науки МГПУ прошел увлекательный Цикл экскурсий «Культура без границ: возможности доступной среды в учреждениях культуры», не оставив равнодушным ни одного участника. Студенты института под руководством Ангелины Мироновой, Елены Рыковой и Екатерины Хорошавиной не только познакомились с возможностями доступной среды музея, библиотеки и дома культуры, но и участвовали в дискуссионной сессии.

Первым участники цикла экскурсий посетили Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, обладающий одним из крупнейших в России художественных собраний зарубежного искусства. В музее создана удобная среда для посетителей с разными возможностями, проводятся специальные проекты для посетителей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для незрячих и слабовидящих посетителей в рамках наиболее значимых выставок в музее предлагаются тактильные макеты экспонатов. Специально для студентов был проведен мастер-класс по работе с тактильными экспонатами, умению их представить и описать людям с нарушениями зрения.

«Конечно же, я знала про Пушкинский музей, очень много про него слышала, но попасть туда никак не получалось, поэтому сегодня я там была впервые. Мне понравилось, было очень интересно послушать про создание инклюзивной среды в данном музеи, а в особенности прочувствовать это на себе. Это очень необычное чувство, когда ты с завязанными глазами, в полной темноте и в состоянии потери пространственной ориентации пытаешься понять с помощью тактильные ощущений не просто какие-то предметы, а объекты искусства. Также у нас была возможность походить по самому музею, он очень большой, там много экспонатов, которые вызывают совершенно разные чувства. Для меня это был очень интересный и важный опыт»

Иванина Анастасия, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

«Посещение Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина очень впечатлило меня. Было интересно услышать историю музея и некоторых экспонатов, окунуться в атмосферу разных времен. Особенно мне понравилось самой на ощупь узнать один из предметов искусства, выстраивая в голове его образ. Интересно было узнать, совпадёт ли картинка из головы с настоящим. Я бы с удовольствием посетила бы это мероприятие ещё раз!»

Ямолова Алена, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

Комфортное, привлекательное, развивающее пространство существует и в современных библиотеках. Убедиться в этом лично участники экскурсии смогли, посетив самую большую в мире библиотеку для подрастающего поколения — Российскую государственную детскую библиотеку. В учреждении создана дружелюбная среда для «особых» посетителей, реализуется множество программ, но особая ценность — это книжные фонды. Студенты познакомились со специализированными фондами для людей с нарушениями зрения (книги, выполненные шрифтом Брайля, аудиокниги, тактильные книжки-игрушки и пр.), специальными изданиями для людей с дислексией, людей с ментальными расстройствами, а также методической литературой по проблемам инклюзии и с современными художественными произведениями об «особом» детстве.

«Посетив Российскую государственную детскую библиотеку, мне удалось узнать о том, что она представляет собой не только кладезь литературных произведений, но и безбарьерную, или как ещё её называют дружелюбную, среду. В этом аспекте запомнились таблички, обозначающие вход в читальные залы: они содержали в себе специальный шрифт, доступный посетителям с нарушениями зрения, и дополнительное аудисопровождение. Для меня, как для будущего дефектолога, наибольший интерес представляли инклюзивные книги. Благодаря экскурсоводу и сотрудникам библиотеки удалось более подробно узнать и прикоснуться к книгам для детей с нарушениями зрения, к тихим книгам, книгам для поддержки семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, посещение библиотеки предоставило возможность прикоснуться и к её удивительному миру в целом, и к миру самой книги и её безграничным ресурсам!»

Софья Хараш, студентка 1 курса программы «Дошкольная дефектология с основами логопедии»

«Я впервые посетила Российскую государственную детскую библиотеку. Была приятно удивлена продуманностью и благоустроенностью помещения: удобным расположением секций с книгами, которые зонированы по возрастам, с учетом индивидуальных особенностей у ребенка (зазеленение, животный уголок, развивающие комплексы); просторными коридорами и пространствами, наличием подъемника для людей с инвалидностью у главной лестницы. Первый же подъем украшен знакомым многим с детства Дядей Степой и светофором — и другие стены и коридоры тоже отмечены различным оригинальным игровым дизайном, что делает осмотр помещения куда интереснее как для детей, так и для взрослых людей. Поход по различным отделам детской библиотеки оставляет после себя хорошее настроение и улыбки на лице».

Ангелина Емельянова, студентка 1 курса программы «Логопедия с основами нейропсихологии»

Завершился цикл экскурсий посещением современного общественного культурного пространства Дом культуры"ГЭС-2″. В его стенах проходят временные выставки, лекции, кинопоказы, творческие мастер-классы, перформансы, музыкальные концерты, детские мероприятия. Каждое из мероприятий доступно для людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Студенты познакомились с возможностями дома культуры для «особых» посетителей, лично проведя экспертизу доступной среды. В конце экскурсии состоялась дискуссионная сессия, на которой участники обсудили границы и возможности доступной среды учреждений культуры, возможные пути взаимодействия с образовательными организациями.

«Для меня это был очень интересный день, я впервые посетила ГЭС-2, поэтому проявляла не только профессиональный интерес с точки зрения оценки доступной среды, но и личный. В целом формат очень необычный, заходя в музеи, театры, выставочные залы и другие площадки мы редко обращаем внимание на те условия, которые созданы для людей с ОВЗ! Сегодня мы целенаправленно смотрели именно на доступность данного пространства для каждого. Было необычно, интересно и познавательно. Спасибо за такой опыт!»

Сафошкина Валерия, студентка 4 курса программы «Дошкольная дефектология»



Студенты и преподаватели ИКИ — участники семинара «Живая память Московского народного ополчения»


10 декабря 2025 г.


Мероприятие, посвященное Дню Неизвестного Солдата, собрало около 300 участников

Эксперты МГПУ приняли участие во Всероссийской конференции «Клуба директоров»


10 декабря 2025 г.


Наталия Шевелёва, заведующий кафедрой ПТНО ИНО, и профессор кафедры Владимир Круглов выступили в качестве модераторов секции «Управление мотивацией коллектива»