18 декабря 2025 года старший научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ Татьяна Щербакова выступила на IV Международной научно-практической конференции «Цифровые международные отношения», организованной МГИМО МИД России. Одной из центральных тем мероприятия стала тема искусственного интеллекта в контексте сотрудничества стран БРИКС.
Президент Международного форума стран БРИКС Пурнима Ананд в своем выступлении подчеркнула, что особое внимание в совместной работе уделяется цифровой сфере, а новые IT-проекты призваны укрепить технологический суверенитет объединения. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов, комментируя итоги конференции, также указал, что значительное внимание было уделено сотрудничеству в рамках БРИКС.
Татьяна Владимировна также внесла вклад в развитие данной повестки, выступив с докладом «Искусственный интеллект в сфере образования стран БРИКС: общие инициативы и национальные стратегии». Она представила итоги комплексного анализа трансформации образовательных систем под влиянием ИИ, данные о росте мирового рынка EdTech, а также конкретные кейсы стран — участниц объединения.
Эксперт МГПУ привела данные, иллюстрирующие стремительный рост рынка ИИ в образовании: с 5−7 млрд долларов в 2024—2025 годах до прогнозных 112 млрд долларов к 2034 году. Она отметила, что 82% студентов считают навыки работы с ИИ критически важными для будущей карьеры. Среди педагогов также наблюдается активная интеграция технологий: 60% преподавателей используют ИИ в профессиональной деятельности, что позволяет экономить до 44% времени на административных задачах. При этом, как отметила докладчица, процесс сопровождается серьезными вызовами: 81% педагогов обеспокоены ростом случаев списывания с использованием ИИ, а увеличение таких инцидентов на 400% за последние два года подчеркивает масштаб проблемы.В докладе были представлены ключевые национальные стратегии стран БРИКС:
- Бразилия делает ставку на цифровую инклюзию, реализуя такие проекты, как мобильные лаборатории Carreta Digital для отдаленных регионов и пилотный обязательный курс по ИИ в школах штата Пиауи, отмеченный премией ЮНЕСКО.
- Индия фокусируется на развитии инфраструктуры и поддержке многоязычия через миссию IndiaAI (бюджет — 1,2 млрд долларов) и национальный портал Diksha.
- Китай демонстрирует амбициозную государственную интеграцию, где 99% студентов и преподавателей используют ИИ-инструменты еженедельно, при этом более 90% пользователей отдают предпочтение отечественным моделям, таким как DeepSeek.
- Россия характеризуется массовой инициативой «снизу»: 87% студентов ведущих вузов используют ИИ в обучении, при этом только 15% школ применяют технологии системно.
- ЮАР уделяет особое внимание решению проблемы «цифрового разрыва», используя мобильные решения для образования.
Отдельно Татьяна Щербакова выделила пять ключевых направлений совместной работы стран БРИКС в сфере образования: разработка общих этических рамок для ИИ в сфере образования;
- cоздание альтернативной системы оценки вузов в рамках БРИКС;
- запуск Альянса по техническому и профессиональному образованию для связи обучения с рынком труда;
- расширение Сетевого университета БРИКС (новые страны, вузы и программы);
- разработка новых форматов сотрудничества: олимпиады БРИКС по образованию, студенческих программ по климату и курсов для администраторов.
«Несмотря на различия в подходах к применению ИИ в образовании, общая стратегия стран БРИКС направлена на преодоление цифрового разрыва, обеспечение технологического суверенитета и создание образовательной экосистемы, которая ставит в центр развитие человеческого потенциала. Успех этого пути будет зависеть от способности сочетать масштабные государственные инициативы, гибкость локальных решений и укрепляющееся многостороннее сотрудничество уже в рамках БРИКС+», — заключила Татьяна Владимировна.
Фото: Татьяна Щербакова (МГПУ)