Top.Mail.Ru

Чего не хватает выпускникам вузов для работы в креативных индустриях?

Каждый третий работодатель считает, что квалифицированные кадры в креативной индустрии — большая редкость, каждому второму важно, чтобы у потенциального работника было высшее образование, при этом для работы в творческих сферах выпускников приходится переучивать — таковы результаты исследования МГПУ, связанные с развитием креативной экономики столицы. Кроме того, в ходе исследования Московский городской педагогический университет провел опрос и выяснил, чего же, с точки зрения работодателей, так не хватает выпускникам вузов.

Как оказалось, работодатели не рады вчерашним студентам — для работы в творческих сферах их приходится переучивать. Каким же должен быть молодой сотрудник креативных индустрий — этому было посвящено исследование МГПУ «Представления работодателей о необходимых компетенциях для развития креативной экономики Москвы», о котором газете «Вести образования» рассказала автор исследования, заведующая лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых МГПУ, кандидат психологических наук Анастасия Белолуцкая.

Результаты исследования

46% опрошенных экспертов креативной отрасли считают, что уровень знаний, умений и навыков у выпускников вузов последних 3−5 лет, работающих в их организациях, средний, ниже среднего или очень низкий. Каждый четвертый эксперт считает, что вузы выпускают кадры, которые скорее не соответствуют потребностям работодателя.

По данным исследования МГПУ творческие специалисты должны обладать следующими навыками, которые ждут от них работодатели: иметь собственный оригинальный почерк в работе, генерировать новые идеи, обладать насмотренностью, интересом к новинкам, динамичностью и логическим мышлением, а самое главное (так считают 61% опрошенных) уметь понятно объяснять текущие задачи исполнителям, понимать и принимать конструктивную критику (54%). Также в креативной индустрии важен полипрофессионализм — умение создавать продукты на стыке разных сфер, например, IT и литературы. Такие способности редко можно получить во время учебы в университете. Кроме того, в учебных заведениях нет реалистичной демонстрации профессии.

В опросе МГПУ приняли участие директора, HR-специалисты, владельцы компаний, представляющих креативные индустрии, и все сошлись на том, что для развития этого направления экономики потенциальный сотрудник должен уметь:

  • договариваться в сложных неоднозначных ситуациях;
  • быстро перестраивать деятельность, если условия изменились;
  • координировать свои действия с другими членами команды;
  • работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи;
  • быстро адаптироваться и отвечать на внешний запрос;
  • критически мыслить и отличать факты от мнений.

Почему университеты не работают?

По результатам исследования, 37% экспертов считают, что взаимодействие с вузами — единственный возможный вариант решения проблемы нехватки кадров для креативной индустрии, а 40% не уверены, что из этого что-то выйдет. Зато определена наиболее эффективная форма сотрудничества работодатель плюс вуз: организация практик и стажировок в компаниях, участие работодателей в составлении образовательных программ, организация экскурсий в офис и на производство, создание карьерных центров в вузах.

Конечно, на полную смену учебного плана рассчитывать не приходится, отмечается в исследовании, потому что в креативной индустрии изменения происходят слишком быстро: появляются новые профессии, требования к сотруднику. Поэтому на вузы не очень надеются — даже если попробовать создать новый курс, разработать методические рекомендации, написать учебник, к старту нового направления в вузе учебная программа уже устареет.

Мнение эксперта

Руководитель лаборатории мультимедийного опыта «Silamedia» Оксана Силантьева считает, что кадровые проблемы связаны с отсутствием системного подхода: «Работодатели говорят: у вас бессмысленный учебный план, у вас никто не учит реальной практике, ваши выпускники ничего не умеют. Образование говорит: мы приглашаем практиков, но вы не умеете учить, на лекциях вы рассказываете, какие вы умные, а обучения, как такового, не происходит. Это колесо, по которому все ходят, обвиняя друг друга. Вчерашние школьники приходят в вуз и думают, что они там переждут, что им страшно выходить на рынок труда, хотят еще чему-нибудь поучиться, прежде чем искать работу. Слишком много времени тратится на самоопределение, если бы эти студенты сразу шли на стажировку, они бы давно поняли, что им подходит, а что нет, и учились бы тому, что точно пригодится».

Проблема кроется не только в выпускниках, но и в самих компаниях, считает Оксана Силантьева. Работодатели сами не всегда знают, какие сотрудники и в каком количестве нужны для проекта.

Что в итоге?

Работодатели считают, что почти половина выпускников имеют навыки средние или ниже среднего — это говорит о том, что в вузе студент все-таки осваивает азы профессии. Есть в исследовании МГПУ еще такие хорошие новости для молодежи — 62% опрошенных экспертов считают, что работники в возрасте до 25 лет имеют все важные черты нового поколения — гибкий ум, они открыты, мотивированы в творческой составляющей, готовы учиться, уважают чужое пространство и мнение, креативны и быстро адаптируются к новому.

Читать материал в источнике


Персоны



Итоги Фестиваля «Родное слово»


19 апреля 2024 г.


Итоги Межрегионального творческого Фестиваля студентов и школьников «Родное слово»

В ИЦО обсудили оборудование для предпрофессиональных классов


19 апреля 2024 г.


в институте цифрового образования прошел вебинар «Оборудование для инженерных, медицинских и IT предпрофессиональных классов»