Top.Mail.Ru

Диагностика готовности к школьному обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи

В рамках «Дней науки МГПУ-2024» прошёл мастер-класс «Диагностика готовности к школьному обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи». Мастер-класс был проведён кандидатом психологических наук, доцентом кафедры логопедии, научным сотрудником лаборатории инклюзивного образования ИСОП Скребец Татьяной Викторовной.

Детям с тяжёлыми нарушениями речи не легко адаптироваться в современном мире. А учиться в школе им ещё тяжелее! Специалисты помочь таким детям. Для этого нужно провести диагностику готовности к школьному обучению, выявить трудности, наметить пути коррекционно-развивающей работы и реализовать её. В настоящее время в школе много детей, которые с трудом овладевают письменной речью. Часто причиной является несформированность функциональных предпосылок, которые обеспечивают базу письменной речи. К ним относятся: внимание, кратковременная и словесно-логическая память, слухо-моторные координации, графо-моторные навыки.

Операциональные предпосылки письменной речи — это компоненты и действия, входящие в состав письменной речи как деятельности. К ним относятся: фонематический анализ; действия с лексемами (словами); графомоторные программы; мотивация письменной речи; решение орфографических задач; проверочное чтение как одна из форм последующего контроля результатов письменной деятельности.

Согласно адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, к особым образовательным потребностям обучающихся данной категории относятся:

  • выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
  • организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;
  • создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений;
  • возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;
  • гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
  • индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи;
  • применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью.

Современный логопед должен владеть методиками оценки и готовности ребёнка к школьному обучению и формирования базовых предпосылок овладения письмом и чтением. Это и стало содержанием мастер-класса. Студентам в период обучения важно овладеть компетенциями, связанными с диагностической и коррекционной работой.

На мастер-классе студенты четвертого курса обсуждали предпосылки готовности к школьному обучению, проводили диагностику интеллектуальной и психологической готовности к школе и сами выполняли задания.

Фото: МГПУ



Сад памяти в ИППО: студенты высадили деревья в честь ветеранов


03 мая 2024 г.


Студенты МГПУ, участвующие в акции, – потомки победителей. Они знают и хранят истории своих прадедов. Одной из таких историй поделилась с журналистами Валерия Чалкина

Студент ИКИ Георгий Русских — в тройке суперфиналистов «Голоса 12»


02 мая 2024 г.


Студент МГПУ Георгий Русских дошёл до суперфинала главного вокального шоу страны, попав в тройку сильнейших