Top.Mail.Ru

Игорь Реморенко об экосистеме учебных и научных проектов

В столице под девизом «Назад в будущее» прошел Московский международный салон образования. В течение двух дней участники салона обсуждали разные образовательные вопросы, в частности, как избежать формальности в проектировании образовательных программ.

В интервью «Прессе в образовании» ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко говорит, что на сайтах школ обязательно должны быть выложены образовательные программы, чтобы родители учеников знали, чему и как учат их детей, какие программы реализуются и как они соотносятся с существующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

— Эта информация должна быть представлена языком, понятным для родителей, чтобы они могли понять, что происходит в образовательном учреждении, где учится их ребенок. И увидеть, какие «фишки» делает данная школа, — уточнил Игорь Реморенко. — Конечно, во ФГОСах зафиксировано то, без чего школа не может существовать. Например, нельзя представить преподавание литературы без Льва Толстого, преподавание истории без материала о полете в космос Юрия Гагарина или математику без квадратных уравнений. А уже каким способом эти уравнения преподавать, что конкретно обсуждать с детьми по теме полета первого человека в космос — это может стать «фишкой» каждой отдельной школы, того полета мысли, который непременно присутствует у учителя.

По мнению ректора МГПУ, современной школе стоит сосредоточиться на четырех «миссиях». Первая — рассказывать ученикам, как устроен мир, вторая — говорить о его преобразовании и совершенствовании, используя систему проектов и других форм исследований, третья — объяснять, какие нормы культуры, типы взаимодействия и сообществ влияют на проявление тех или иных проектов. Четвертая — изучение способов мышления, понимание, как человек должен мыслить, чтобы осваивать знания.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева также отметила, что образовательную программу часто воспринимают как формальный документ из сотен листов на школьном сайте, а на самом деле это основа, которая отражает все происходящее в школе. На ней строится развитие школы, каждого ребенка и каждого учителя.

— Есть федеральные государственные образовательные стандарты — обязательный образовательный минимум для освоения, есть городские и школьные образовательные проекты (медицинские, инженерные классы, например, математическая вертикаль), школьные традиции. Объединяет все это в единое целое образовательная программа школы, — уточнила Наталия Киселева. — Мы рассматриваем образовательную программу как экосистему школьных проектов, интегрирующих содержание, методы преподавания и образовательные технологии, требования к условиям реализации (кадровым, финансовым, инфраструктурным, временным).

Когда в школе образовательная программа становится целостным отражением всех происходящих процессов, понимается и принимается всеми, тогда действительно школа работает на результат. Именно она задает рамки необходимого и пространство возможностей для творчества каждого учителя.

Московские школы весь этот учебный год занимаются структурированием и обновлением образовательных программ, ведется системная работа с учетом стандартизации всех городских проектов, их расширения и дополнения.

По мнению участников салона образования, школа и должна стать некой экосистемой учебных и научных проектов.

— Не нужно всем педагогам школы заниматься проектированием одной уникальной учебной программы, чтобы потом презентовать ее родителям учеников и городу. Каждый учитель, синхронизируя свою работу с федеральными государственными стандартами, должен работать над своей частью проекта. И потом собрать все части воедино, — сказал директор школы № 1576 Александр Сурков.

Такая же ситуация, по мнению Наталии Киселевой, должна происходить и на уроке. Чтобы урок получился, педагогу следует организовывать разные формы работы в классе, давать разным ученикам свои задачи, учитывая особенность детей. И потом в рамках самого урока и изучения определенной темы объединять то, что разработали ученики.

«Пресса в образовании» отмечает, что в этом году IX Московский международный салон образования собрал более тысячи экспертов и 50 тысяч участников.

Читать материал в источнике


Персоны



Итоги Фестиваля «Родное слово»


19 апреля 2024 г.


Итоги Межрегионального творческого Фестиваля студентов и школьников «Родное слово»

В ИЦО обсудили оборудование для предпрофессиональных классов


19 апреля 2024 г.


в институте цифрового образования прошел вебинар «Оборудование для инженерных, медицинских и IT предпрофессиональных классов»