Top.Mail.Ru

Городской университет: как создать репутацию и попасть в QS

Как городскому вузу стать частью федеральной и глобальной повестки? Почему при этом важно не потерять связь с жизнью мегаполиса? Читайте интервью, которое дал РИА Новости проректор по развитию МГПУ Кирилла Баранникова.
— Недавно МГПУ впервые вошел в один из главных мировых рейтингов университетов QS. Чем вы сами объясняете тот факт, что городской вуз стал заметен в глобальной повестке?
— Мы действительно впервые вошли в мировой рейтинг QS. Формально это связано с тем, что растет репутация университета, увеличивается число публикаций в Scopus, развивается международное направление. Но за этими процессами стоит и содержательная трансформация университета. МГПУ последние несколько лет последовательно создает и развивает модель «городского университета».
— Что это значит?
— «Городской университет» не только находится в ведомстве города, но и буквально встроен в жизнь горожан. Это выражается и в участии в городских мегапроектах («Московская электронная школа», «Московское долголетие» и пр.), и в исследованиях городской среды, и в широкой линейке образовательных программ и событий для москвичей.
— Вы отвечаете за стратегическое развитие университета. Назовите три основных вектора этого развития. Как расставлены приоритеты?
— Новая стратегия развития университета — это проектная и командная работа. Если раньше основой была централизованная система показателей, то теперь мы опираемся на распределенную сеть проектов. Каждый из проектов строит своя межинститутская команда. В этом контексте нельзя выделить три приоритета. Стратегия — целая экосистема разных векторов движения: liberal arts модель в бакалавриате, стартапы студентов, цифровой кампус, инсталляция исследовательского протокола, хаб программ дополнительного образования, институт цифрового образования, студенческие сообщества и пр. — всего 11 проектов. При этом, стратегия — живой документ, входящие в него проекты будут дополняться.
— МГПУ — педагогический вуз, у которого много проектов для школы. Как вы можете сформулировать смысл содержания российского школьного образования в данный момент? Как это учитывается в стратегии университета?
— Главный вызов содержания школьного образования в России — поиск баланса. С момента появления первых идей массовых школ, а это было еще более двух столетий назад, содержание образования находится в противоборстве многих сил. Борьбу ведут знаниевый и компетентностный подход, централизация и автономия, традиционная и деятельностная модели. Этот ряд можно продолжать и продолжать. Такое противостояние происходит во многих странах по всему миру. Конкурентные преимущества конкретных национальных образовательных систем определяются тем, как они балансируют свои системы регулирования содержания образования. В этом плане для нас как для университета, готовящего учителей, очень важно научить выпускников критически подходить к своей деятельности и окружающей их реальности. Именно так они смогут самоопределиться по многим развилкам, с которыми им предстоит встретиться в своей каждодневной практике. Отсюда вытекает стратегическая линия на развитие не только педагогических, но и гуманитарных компетентностей.
— МГПУ подает заявку на участие в Программе «Приоритет-2030». Напомним, что в этом проекте примут участие более 100 прогрессивных вузов, и каждый из них будет ежегодно получать базовый грант размером в 100 млн рублей. На что университет планирует потратить эти деньги?
— «Приоритет-2030», пожалуй, одно из самых ярких событий в жизни университетов в 2021 году. Уже сейчас понятно, что конкуренция за гранты будет высокой. Поэтому мы очень активно готовились к подаче заявки на участие. Было много обсуждений и споров о программе развития. В структуре этой программы три больших блока. Первый — это то, как университет в ближайшее 10 лет будет перестраивать свои базовые внутренние процессы: образование, исследования, молодежную, кампусную, цифровую и другие политики. Для нас здесь основным ориентиром становится создание среды, обеспечивающей самоопределение и широкий спектр возможностей для студентов. Второй блок программы — стратегические проекты, инициативы и наработки, которые могут быть транслированы во вне. Сюда входят и исследования в области цифровой дидактики, и создание городских социогуманитарных практик, и проектирование новых моделей и механизмов оценивания. Третий блок — создание консорциума, в котором мы совместно с ведущими цифровыми корпорациями будем создавать методологию цифрового образования.


Экспертам ИСПО присудили учёные степени кандидатов педагогических наук


24 апреля 2024 г.


В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ и.о. директору ИСПО имени К. Д. Ушинского Сергею Еремину и начальнику Департамента среднего общего образования и общегуманитарного цикла Владлену Самбуру присуждены учёные степени

Педагоги ИКИ провели занятия в международной онлайн-школе «Чайка»


24 апреля 2024 г.


Продолжаем международное сотрудничество — преподаватели департамента СКД и сценических искусств ИКИ МГПУ провели в апреле мастер-классы по сценической речи для русскоговорящих детей, живущих за границей