Top.Mail.Ru

«Гуманная педагогика в семье»: приглашаем к просмотру!

28 апреля 2020 года состоялось дистанционное занятие для слушателей спецкурса «Школа основ гуманной педагогики», который проводит Шалва Амонашвили, заведующий лабораторией гуманной педагогики Института системных проектов МГПУ, академик РАО, профессор, доктор психологических наук.

Перед тем, как перейти к основной теме встречи — «Гуманная педагогика в семье», — Шалва Александрович обратился к проблеме, затрагивающей сейчас все общество. Период самоизоляции — это испытание для семьи, ведь мы не привыкли к такой жизни, когда в маленькой квартире собрались все: муж, жена, один или двое детей (а может и больше), кто-то ещё… «Когда 2−3 космонавтов отправляют в космос, их сначала долго испытывают на совместимость характеров. Могут ли они долгое время жить вместе в узком пространстве? Если этого сосуществования не получится, то корабль не сможет выполнять свои задачи.

Любовь, как цветок на подоконнике, который нужно поливать и взращивать. Чем поливать? Терпением. Пониманием. Заботой друг о друге… Берегите семью в этих сложных условиях!".

Помочь семье в это непростое время сможет гуманная педагогика, считает Шалва Амонашвили. Ведь это не просто научное направление о воспитании и обучении. Это «наука сердца, наука любви, наука уважения, наука заботы о человеке и его будущем», а воспитание в свою очередь — «питание духовной оси». Чем же питать эту основу духа?

«Хотите, чтобы у ребенка было много любви? Покажите лучшие проявления этой любви своим примером, образом жизни. Если женщина и мужчина относятся друг к другу с уважением и заботой, то в такой среде ребенок воспитывается — то есть питается образами, которые витают в пространстве». Понимая это, нужно выискивать методы, как показать ребенку лучшие образы. Так мы сможем не только обратить его взор на красоту, изящество, доброту и честность — то, что является опорой нашего духа, но и защитить его от дурного влияния.

Какие же методы воспитания в семье предлагает Шалва Александрович?

  • Дружба с ребенком: общение на равных, понимание, помощь, защита;
  • «Дорисовка» ребенка. Говоря об этом методе, Шалва Александрович вспомнил замечательные слова М.М. Пришвина: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя». То есть если ребенок, например, жадный, нужно попытаться увидеть ребенка щедрым, говорить ему об ожидании этого;
  • «Письма из комнаты в комнату». Шалва Александрович рассказал о том, как он с любовью в каждом слове писал своей дочери-подростку письма от руки, в которых рассказывал, как откликаются в его душе её слова и поступки, домашние ссоры. Он будто советовался с ней самой, как поступить, когда она в таком огне собственных чувств. «Я попытался расчувствовать сердце дочери… И так я писал эти письма год, может, два. Потом перестал. „Пап, писем больше не будет?“ — как-то спросила дочь. Оказывается, эти письма заставили задуматься, расчувствоваться, взрастить в себе образы».

В завершении встречи Шалва Амонашвили по традиции ответил на многочисленные вопросы слушателей.

Приглашаем вас посмотреть видеозапись вебинара на YouTube-канале Института системных проектов МГПУ, а также зарегистрироваться на очередное занятие 19 мая.

Читайте также интервью с Шалвой Амонашвили, в котором он рассказал, как укрепить семейные отношения в период самоизоляции.



Социальная практика студентов МГПУ продолжается


16 апреля 2024 г.


Социальная практика – такой вид деятельности, в ходе которого человек принимает позитивный социальный опыт, получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе, социальной группе или по отношению к отдельным людям

Магистранты ИППО провели мастер-классы для детей в рамка фестиваля «НАУСТИМ»


16 апреля 2024 г.


13 апреля на базе МУ Дворца творчества молодежи в г. Подольск состоялось торжественное закрытие III Всероссийского фестиваля «НАУСТИМ», участниками и организаторами которого были магистранты программы «STEAM-образование»