Top.Mail.Ru

Интервью с учителем в рамках проекта «TEFL: Точка входа»

В рамках инициативного онлайн-проекта «TEFL: Точка входа» (кафедра английского языка и лингводидактики), направленного на построение авторского понимания особенностей современного состояния теории и практики обучения иностранным языкам в школе и вузе, выявлению генеральных направлений и тенденций развития языкового образования сегодня, выложены начальные серии экспертных интервью с представителями профессионального лингвометодического сообщества. Одним из первых спикеров проекта стала Ольга Михайловна Братерская, учитель английского языка, ответственный секретарь Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников на иностранном языке LINGUA+ (на базе ГБОУ Школы «Лицей № 1535»), неизменный партнёр кафедры в рамках долгосрочного сотрудничества «школа — вуз». Автором идеи и ведущим проекта выступает Виктория Гончарова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка и лингводидактики.

В рамках беседы удалось затронуть ключевые вопросы, связанные с актуальной проблематикой профессиональной деятельности в школе и развитием лингводидактики как науки. Гостю были предложены следующие вопросы:

  • Каковы дефициты современной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей?
  • Насколько реализуется связь между ступенями «школа — вуз»?
  • Родители сказали, что я не должен изучать английский — язык недружественных стран…": что в условиях современных геополитических вызовов становится приоритетом в языковом образовании?
  • Что можно рассматривать в качестве тенденций развития лингводидактики?
  • Что характеризует современную науку методику?
  • Каково Ваше отношение к авторской методике?
  • Какие профессиональные качества присущи современному учителю АЯ?
  • На фоне расширения путей в педагогическую профессию, изменяются и компетенции учителя? Каковы они в современных реалиях?
  • Какой была Ваша точка входа в профессию? Каким был ваш профессиональный путь?
  • Назовите Ваше жизненное кредо. Каково Ваше понимание смысла жизни?

Так, в числе значимых тезисов беседы прозвучали следующие идеи:

«От современных школьников требуется надстандартный уровень владения их жизненным опытом, синтезированных их разных предметов, который они могут уже грамотно инвестировать в свое профессиональное будущее. Английский язык (как учебный предмет) становится одним из инструментов такой инвестиции. Таким образом, мы отходим от узко понимаемой предметности к расширенному потенциалу иностранного языка как предмету экзистенциального толка и инструмента для самовыражения… На уроках в старшей школе испытываешь дефицит в материалах, обладающих метапредметностью, наполненностью; наблюдаешь, как стремительно устаревает содержание учебников при их действительно высоком качестве. В этом смысле возникает вызов для студентов — будущих учителей».

«Дефицитом профессионально-педагогической подготовки студентов в вузе на современном этапе может быть предметно-языковое интегрированное обучение, когда студенты (будущие учителя) знают, к примеру, устройство солнечной системы, то есть имели базовые знания для того, чтобы быть достойными собеседниками для своих учеников по целому ряду общеобразовательных тем. Кроме того, важны знания психологии для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Пристальное внимание, конечно, стоит уделить формированию так называемых „мягких навыков“, поскольку студенты будут управлять коллективом, взаимодействовать».

«Профессия учителя иностранного языка из изолированной предметности становится кластером профессиональных метакомпетенций, синтезированных из разных профессиональных областей (педагогический цикл дисциплин, инклюзивное образование, тьюторское сопровождение, психология конфликтов, т.п.). Это составляет трансфессию педагога».

«Иностранный язык в современном мире как учебный предмет совершенно самодостаточен, несмотря на геополитические процессы, поскольку фундирует образование как таковое, способность мыслить и быть конкурентноспособным в современном мире, ориентированном на лидерские качества и генерирование новых знаний и смыслов».

Встреча адресована преподавателям, учёным, представителям широкой научной общественности в области лингводидактики и профессионально-методической подготовки учителей иностранных языков, а также студентам соответствующих профилей.

Запись полной беседы можно получить по ссылке на официальном канале нашего проекта по ссылке.



Доцент ИЦО провел вебинар, посвященный изучению возможностей LMS Moodle


27 апреля 2024 г.


25 апреля в МГПУ прошел второй вебинар в рамках научно-методического семинара Learning management system (LMS): лучшие практики

Чирлидеры МГПУ выиграли медали этапа Московской студенческой лиги


26 апреля 2024 г.


Две бронзовые награды — вот итоги перформанса наших спортсменов