Top.Mail.Ru

Итоги встречи предметных методических клубов московских учителей 9 декабря

Часто, переходя на новый образовательный уровень, вчерашние школьники сталкиваются с рядом трудностей — со «сложными» вопросами, которые мешают продуктивной и позитивной адаптации их в новом статусе — первокурсника. Связаны ли эти сложности с проблемами школьного образования или являются специфическими «вузовскими»? 9 декабря учителя московских школ и методисты Института содержания, методов и технологий образования МГПУ пригласили к разговору на эту тему преподавателей, доцентов, профессоров ведущих московских и российских вузов.

В предметном диалоге представители педагогического сообщества двух уровней образования смогли рассмотреть с разных сторон и сами «сложные» вопросы, и причины их возникновения, а также обсудили возможности и пути решения этой проблемы как отдельно на каждом уровне, так и в сотрудничестве.

На встрече с самым большим клубом учителей иностранных языков Заслуженный учитель РФ Мишин Андрей Валентинович — эксперт-консультант кафедры английского языка ТвГУ, руководитель регионального инновационного центра «Современные образовательные технологии в обучении иностранным языкам», учитель английского языка Гимназии № 12 г. Твери обозначил такие причины возникновения затруднений у современного старшеклассника: несформированность общеучебных умений и читательской грамотности, завышенные амбиции. В качестве решения, учителя определили необходимость правильной акцентуации в предметном обучении, в частности, в концентрации на развитии функциональной грамотности и коммуникативных компетенций современного школьника в преподавании иностранных языков.

О недостаточном развитии у старшеклассников коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий зашла речь и на встрече учителей обществознания с преподавателем факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Латышевой Александрой Николаевной. Сложности, которые испытывают студенты первого курса, по мнению эксперта, лежат в плоскости экономики (межпредметная связь с математикой), политологии (студентам сложно смоделировать избирательный процесс). Также А.Н. Латышева отметила, что недосформированность коммуникативных умений влияет на умение ребят работать в команде, в том числе, в проектной деятельности, на их саморегуляцию и самоорганизацию.

На встрече методического клуба учителей русского языка и литературы обсуждали «сложные» вопросы изучения теории литературы вместе с экспертом, кандидатом филологических наук, доцентом МГПУ Мурзак Ириной Ивановной. Ирина Ивановна показала важность использования деятельностного подхода в освоении литературы, привела примеры применения кейсовой технологии в изучении теоретических понятий школьной программы.

Своим мнением о причинах затруднений школьников в изучении «сложных» вопросов на встрече с учителями химии поделились преподаватели РХТУ им. Д.И. Менделеева, авторы учебных пособий для школьников по общей и органической химии: к.х.н., профессор Власенко Константин Капитонович и к.б.н., доцент Кузнецова Лариса Викторовна.

К.К. Власенко заострил внимание участников встречи на таких фундаментальных понятиях о строении атома, как возбуждённое состояние атома, формы электронных орбиталей и гибридизация электронных облаков. Привёл примеры влияния присутствия различных частиц в водных растворах на кислотность среды и протекание альтернативных реакций между ними. Эксперт отметил необходимость раскрытия взаимосвязи между строением атомов и химическими свойствами веществ.

Анализ некоторых сложных вопросов в курсе органической химии представила Л.В. Кузнецова. Эксперт отметила, что выпускники приходят в ВУЗы с устойчивым мнением, что в органической химии всё надо запоминать. Чтобы избежать этого, важно раскрывать механизмы химических реакций в органической химии, взаимное влияние атомов в молекулах, формировать у школьников умение прогнозировать химические свойства на основе строения молекул органических веществ. Как отметила эксперт — химические свойства вещества есть функция их строения. В своём выступлении Кузнецова Л.В. акцентировала внимание на необходимость изменения подходов к отбору содержания при изучении «сложных» тем, использование в практике учителя методических приёмов, которые будут способствовать восприятию и пониманию старшеклассниками сложного учебного материала.

В ходе заседания методического клуба учителей истории кандидат исторических наук, доцент НИТУ МИСиС И.В. Грибков помог учителям актуализировать сложные для понимания и осмысления учениками темы и рассказал, с какими проблемами в освоении содержания предмета сталкиваются студенты младших курсов. В ходе продуктивного диалога были сформулированы дополнения к списку «сложных» тем, например, такие, как социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в., экономическое развитие СССР во второй половине XX в.: от реформ Косыгина к краху советской экономики, а также определены конкретные понятия, явления и процессы, вызывающие затруднения в рамках изучения данных тем, возможные причины возникновения затруднений. Эксперт акцентировал внимание в своем выступлении на необходимость изменения подходов к преподаванию, к выбору форм преподавания. В результате члены клуба путем проведения опроса выбрали 10 «сложных» тем для дальнейшей продуктивной и более глубокой работы над ними.

На встрече присутствовали преподаватели Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Суматохин С. В., заведующий кафедрой биологии и физиологии человека, и Кропова Ю. Г доцент кафедры. Юлия Геннадьевна представила результаты опроса студентов-первокурсников и преподавателей. Сложные вопросы курса биологии создают проблемы студентам-первокурсникам в освоении отдельных тем и дисциплин в вузе. Во многом точка зрения учителей на области проблем совпала с видением преподавателей вуза. Включились в обсуждение учителя: Н.И. Перегудова, Ю.А. Мокроусова, С.В. Джавадян, Е.А. Архарова, Т.И. Баламутова, И. Лобачева.

По итогам встречи учителей физики с экспертами А.В. Грачевым, к. ф.-м. наук, доцентом кафедры общей физики физического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую деятельность — 2008 г., автором УМК по физике для основной и средней школы, и В.В. Кудрявцевым, д.ф.-м.н., к.п.н., профессором старшим ведущим редактором корпорации «Российский учебник», стала понятна основная причина возникновения «сложных» вопросов по предмету: у учащихся не формируется единая физическая картина мира. По мнению преподавателей вузов: «Не страшно, если школьник пришел в ВУЗ, не зная чего-то по физике. Страшно, что у него в голове „винегрет“ из понятий и формул, которые он не может применить».

Еще один многочисленный по составу методический клуб — клуб учителей начальных классов — встретился с А.В. Богдановой — к.п.н., доцентом департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования МГПУ и С.В. Митрохиной — д.п.н., заведующей кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования ТГПУ имени Л.Н. Толстого.

К выступлению обоих спикеров учителя отнеслись с большим вниманием и уважением. Антонина Владимировна Богданова высказала мнение о важности начального образования в жизни любого человека, так как именно здесь закладываются основы знаний и умений в разных областях науки и жизни. Светлана Васильевна Митрохина простроила траекторию развития школьников с опорой на профессиональное самоопределение ребят: «Вчера — школьник. Сегодня — студент. Завтра — учитель».

Впечатление всех участников встречи можно передать словами учителя начальных классов ГБОУ Школа № 1770 Сауткиной Елены Борисовны: «Спасибо! Очень много важной информации. Провели время с пользой».

Встреча учителей музыки была посвящена анализу отбора содержания для раскрытия содержания «сложных» вопросов в диалоге с автором УМК по музыке Галиной Петровной Сергеевой — к.п.н., доцентом, Заслуженным учителем РФ, членом Совета по музыкально-художественному образованию при Президиуме РАО. Выводом встречи стало понимание участниками встречи, что только многокомпонентная (теоретическая и практическая) и последовательная (с первого по последний год обучения) системная работа, направленная на организацию деятельностного усвоения знаний по «сложным» вопросам, поможет обучающимся усвоить и присвоить эти знания и перевести их в активную плоскость применения не только в образовательных целях, но и в жизни.

По итогам двух встреч участниками всех предметных методических клубов сформирован пул «сложных» вопросов школьной программы. Учителя выразили свою готовность на последующих встречах обсудить подходы к их преподаванию, поделиться своим опытом и предложить педагогические решения.



Университет АДА объявляет об открытии приема заявок на стипендию


16 мая 2024 г.


Азербайджанский Университет АДА сообщает о начале приема заявок на обучение в университете по стипендиальной программе, которая покрывает расходы студентов на обучение, проживание, медицинскую страховку

Прошло отчетное мероприятие студенческой организации «Право знать!»


16 мая 2024 г.


Премия была посвящена подведению итогов деятельности студентов в правовых квестах в течение 2023 - 2024 учебного года