Top.Mail.Ru

К Международному дню театра кукол

«Кукольный театр — чистейший театр душ. Куклы живы одними своими голосами, лирическими душами, иначе говоря. Нет театра, который был бы лиричнее по главной своей сути, чем театр кукольный».

Наум Яковлевич Берковский,
советский литературовед, литературный и театральный критик.

Быть актёром кукольного театра — особая миссия и ответственность. Приходя на представление, дети — его главные зрители — ожидают погрузиться в мир сказок и фантазий, иллюзий и тайн, понятных только ребёнку. Подарить им волшебство, научить их быть добрыми и сочувствующими — такая задача стоит перед кукольным театром. Быть кукловодом — значит постичь детскую душу, её хрупкость и многогранность, потребность в понимании и соучастии.

21 марта мир отмечает Международный день театра кукол, вековые традиции которого продолжают жить и сегодня. Вот уже несколько тысяч лет кукловоды только голосом и руками заставляют нас смеяться, плакать, задумываться, открывать для себя новое.

В России кукольные театры чрезвычайно самобытны. Вобрав в себя лучшее от азиатских и европейских традиций, современный отечественный кукольный театр не забывает и о своих корнях: сегодня русские народные куклы находятся в реквизите большинства российских кукловодов. В древности они служили не только развлечением для детей, но и были оберегами; без них не обходилось ни одно крупное событие, будь то свадьба, сбор урожая или праздники. Сегодня они являются символом благополучия, детской непосредственности и традиционных ценностей.

Почему у классической русской куклы нет черт лица? Правда ли, что артистов-кукольников призывали на фронт во время Великой Отечественной войны? Всегда ли куклы приводятся в движение актёрами? Обо всём этом расскажет тематическая подборка материалов МЭШ, подготовленная специалистами ИСМиТО МГПУ к Международному дню театра кукол.

НОО

Электронное учебное пособие «О театре большим и маленьким» открывает двери в лучшие театры Москвы и мира, в том числе кукольные. В нем можно найти информацию об их уникальной истории, невероятных технических возможностях современной сцены. Школьники заглянут за кулисы, познакомятся с представителями самых различных театральных профессий, а также изучат законы создания спектаклей и правила поведения зрителей. Что такое «низовая» и «срединная» кукла? Правда ли, что иногда актёрами бывают роботы? На все эти и многие другие вопросы ответит электронное пособие.

Привлекательность кукольного театра заключается в том, что его актёром и даже режиссёром может стать любой — нужно только изготовить пару кукол, а разобраться в этом поможет проект «Рисуем кукольный театр». Аналогичная задача прослеживается и в интерактивном приложении «Мастерская кукольника». Опираясь на представленный материал, можно составить план изготовления любой куклы на уроке технологии, а также узнать, чем отличаются игрушки из разных уголков страны.

Видео «Театральные куклы» приглашает школьников на экскурсию в Центральный театр кукол имени С. В. Образцова. Школьники увидят, как изготавливаются и реставрируются игрушки, какие конструкции помогают актёрам их удерживать, как озвучиваются спектакли и много других профессиональных секретов, которые знают только работники театров.

ООО

Изготовление кукол — один из древнейших видов русского искусства. Для детей они были не просто игрушками, но и оберегами, друзьями и даже учителями. Играя в куклы, ребёнок начинал понимать своё место в обществе и его процессы. Сценарии уроков «Традиционные народные куклы на Руси. Урок 1» и «Традиционные народные куклы на Руси. Урок 3» расскажут, из чего делали игрушки на Руси, какое у них было назначение, и в чём состояли их особенности. Красочные видеоматериалы и интерактивные задания помогут школьникам прочувствовать атмосферу традиционной русской культуры и разовьют у них интерес к предметам декоративно-прикладного искусства.

Умеете ли вы различать типы и виды русских народных игрушек? Тогда вы без труда выполните задания приложения «Традиционные обрядовые куклы на Руси», в котором нужно сопоставить их фотографии и имена. А знаете ли, как называются эти куклы на английском языке и с каким месяцем они ассоциируются? Приложение «All the year round dance» поможет проверить, сможете ли вы при случае рассказать о них иностранцу.

Сценарий урока «Modern living Spotlight on Russia» расскажет о нескольких знаменитых российских и английских музеях, в том числе о Музее игрушек, который находится в Сергиевом Посаде. На занятии школьникам предложат соотнести названия экспонатов с их фотографиями, а также расскажут, как спросить о дороге до ближайшего музея в англоязычной стране.

Хозяйка Медной горы — мифический персонаж, созданный русским писателем Павлом Петровичем Бажовым. Она — повелительница рудокопов, владелица богатств земли, хранительница тайн высокого мастерства. Сказ о ней знают и любят все российские дети, поэтому по нему ставится так много кукольных спектаклей. Сценарий урока «П. П. Бажов. Сказ „Медной горы Хозяйка“» напомнит школьникам сюжет знаменитого сказа, а увидеть его экранизацию с куклами в главных ролях можно, перейдя к видео «Медной горы хозяйка (мультфильм)».

СОО

«У кукол своё оружие: они способны подарить радость в самые страшные минуты жизни». Знали ли вы, что театры кукол продолжали свою деятельность даже во времена Великой Отечественной войны? Тогда у них была особая миссия: воодушевлять солдат, отвлекать их от трудностей и опасностей военной жизни, дарить надежду на светлое будущее и Победу. Подробнее о куклах, которых по праву можно считать участниками Второй мировой, расскажет видео «Куклы фронта в Музее Победы».

«Кукольный дом» как метафора — это символ фальшивых ценностей, за которыми скрываются духовная пустота, эгоизм и разобщённость людей. У кукол всё понарошку, все их действия совершаются напоказ, а управляются эти куклы извне таинственным кукловодом, которого до завершения спектакля никто не видит. Не зря писатель Генрих Ибсен назвал свою знаменитую пьесу, центральная тема которой — фальшивость норм и законов буржуазного общества конца XIX века, именно «Кукольным домом». Вникнуть в суть этого драматического произведения и проанализировать действия его персонажей поможет сценарий урока «Социально-нравственные проблемы пьесы Г. Ибсена „Кукольный дом“».



Ушла из жизни Любовь Кезина


06 мая 2024 г.


Коллектив МГПУ приносит свои искренние соболезнования всем родным, друзьям и коллегам замечательного человека и мудрого руководителя

МГПУ укрепил позиции в рейтинге научной продуктивности вузов


06 мая 2024 г.


Рейтинг результатов научной активности вузов России подготовлен аналитическим центром «Эксперт» по публикациям журналов, индексируемых в WoS и Scopus